Цель: повторить и обобщить сведения об основных группах сложносочиненного предложения по значению и союзам. Задачи. Образовательные: совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненное предложене»
СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Виды сложных предложений
Союзные
Сложно
Бессоюзные
Сложно-
сочинённые
Сложно-
подчинённые
Сложносочинённое предложение– это сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами и грамматически не зависимы друг от друга, то есть находятся в отношениях равноправия, равнозначности.
Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам.
с
соединительными
союзами
с
противительными
союзами
с
разделительными
союзами
Соединительные (перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим).
И, да (=и), ни-ни,
тоже, также
НИСОЛНЦА МНЕ НЕ ВИДЕН СВЕТ,НИДЛЯКОРНЕЙ МОИХ ПРОСТОРУ НЕТ.
Разделительные союзы ( указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких).
Или (иль), либо, то-то, не то - не то, то ли – то ли.
Тосветило солнце,тошёл дождь.
Противительные союзы ( одно явление противопоставляется другому).
А, но, да(=но),однако, зато, же.
Жизнь пернатых начала замирать,затостала просыпаться жизнь крупных четвероногих.
Запятая ставится между частями сложного предложения, в которых есть союзы:
И, да(=и), ни-ни, а, но, да(=но), однако, либо, или(иль), тоже, также и др.
Сверкнула молния, и послышался удар грома.
Запятая не ставится:
Если части сложного предложения имеют общий второстепенный член предложения :
Сейчас брызнет майский дождь и начнётся
гроза..
2. Если есть общее придаточное предложение :
(Едва рассвело) , нас разбудили и мы отправились в путь..
Задание № 1 (продолжение)
7. Тотчас за окном вскрикнул петух рывшийся в грядке с огурцами и не оглядываясь помчался на сухих жилистых ногах прочь в глубину двора. (К. Паустовский).
8. Жизнь каждого принадлежит Отечеству м не удальство а только истинная храбрость приносит пользу. (П. Нахимов)
9. Газеты принесли вечером и только на другой день смогли их прочитать.
10. Иногда наоборот в поле поднималась метель и позёмка гнала снег по дороге. (Н. Петухов)
Являются сложносочинёнными предложения:_____________________