Данная презентация содержит задания для обобщения знаний по теме "Словосочетание", а также пояснения к ним. Может быть использована при проведении урока по теме в обычном и дистанционном режиме, а также как часть самостоятельной работы обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Словосочетание. Классификация. Виды связи.»
Словосочетание. Классификация. Виды связи.
Презентацию подготовила Маркарьян Л.А., преподаватель русского языка ГПОУ «Зуевский энергетический техникум», г.Зугрэс
Цели
Закрепить сведения о словосочетании как единице синтаксиса
Закрепить умение правильно классифицировать словосочетания, определять способ связи слов в них, отработать навыки правильного использования словосочетаний в речи
Воспитывать уважительное отношение к родному языку
Вопросы на повторение изученного
Что изучает синтаксис? Вспомните его основные единицы.
Что такое словосочетание? Что такое предложение?
Чем словосочетание отличается от предложения?
Итак:
С л о в о с о ч е т а н и е — это соединение двух или нескольких слов, грамматически организованное, служащее для расчленённого обозначения предмета, качества предмета, действия и др. Грамматическая организованность словосочетания заключается в том, что грамматические свойства одного слова — главного — обусловливают грамматические свойства другого слова — зависимого, например его род, число, падеж. Такая связь слов называется п о д ч и н и т е л ь н о й .
Вопрос:
???
Все ли соединения слов являются словосочетаниями?
Являются ли ниже приведенные примеры словосочетаниями? Объясните…
стол и стул; ест да спит; Ахиллесова пята; будет ехать; идёт дождь; мальчик читает, возле забора.
Итак:
Не являются словосочетаниями в указанном смысле такие соединения слов, в которых ни одно из слов не подчинено какому - либо другому.
Словосочетание образуется путём распространения главного слова зависимыми (пояснительными) словами, например:
Определите главные и зависимые слова в каждой группе словосочетаний. По какому принципу словосочетания разделены на группы?
1) читать книгу, выйдя из дому. прибитый гвоздями, сильно устал, поставить на стол;
2) дорогая книга, дом отца, рубашка в клетку, ключ от двери;
очень дорогая, дороже золота;
две книги, трое детей;
3) очень дорого, невероятно плохо;
4) что-то детское, каждый из присутствующих .
Проверяем!
1) г л а г о л ь н ы е (читатькнигу,выйдяиз дому.прибитыйгвоздями, сильноустал, поставитьна стол);
2) и м е н н ы е, которые распадаются на три подгруппы: с именами существительными(дорогаякнига, домотца,рубашкав клетку,ключот двери), с именами прилагательными(оченьдорогая, дорожезолота), с именами числительными(двекниги,троедетей);
3) н а р е ч н ы е (оченьдорого,невероятноплохо);
4) м е с т о и м е н н ы е (что-тодетское,каждый изприсутствующих) .
Исследуем:
Попробуйте объяснить, по какому признаку сгруппированы эти словосочетания?
(подсказка: смотреть на то, как изменяется зависимое слово при изменении главного)
1)дорогая книга , моей книгой, улыбающееся дитя, второго сорта , река Днепр;
2) купить книгу,войти в комнату,поссориться с ним,кровать больного,встретился с троими;
3) приехать вчера , выйти освежиться,идти прихрамывая.
Проверяем!
1) дорогаякнига (в этом словосочетании зависимое прилагательное дорогая согласуется с существительным книга в единственном числе, женском роде, именительном падеже); 2) моейкнигой (в этом словосочетании зависимое местоимение согласуется с существительным книга в единственном числе, женском роде, творительном падеже); 3) улыбающеесядитя (в этом словосочетании зависимое причастие улыбающееся согласуется с существительным дитя в единственном числе, среднем роде, именительном падеже); 4) второгосорта (в этом словосочетании зависимое числительное второй согласуется с существительным сорт в единственном числе, мужском роде, родительном падеже); 5) рекаДнепр (в этом словосочетании зависимое существительное Днепр согласуется с основным существительным река в единственном числе, именительном падеже)
Итак:
* С о г л а с о в а н и е м называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том же числе, роде и падеже, что и главное слово . Согласуются следующие зависимые слова:
имена прилагательные, местоимения, причастия, порядковые числительные, существительные
Проверяем!
1) купитькнигу (в этом словосочетании зависимое существительное книга стоит в винительном падеже и обозначает предмет, на который направляется действие, выраженное переходным глаголом купить); 2) войтив комнату (в этом словосочетании зависимое существительное комната стоит в винительном падеже с предлогом в и обозначает предмет, внутрь которого направлено действие, выраженное глаголом соответствующего значения); 3) поссоритьсяс ним (в этом словосочетании зависимое местоимение он стоит в творительном падеже с предлогом с и обозначает одного из участников совместного действия, выраженного глаголом соответствующего значения); 4) кроватьбольного (в этом словосочетании зависимое слово больного — субстантивированное прилагательное — стоит в родительном падеже и указывает лицо, которому принадлежит то, что обозначено главным словом кровать; 5) встретилсяс троими (в этом словосочетании зависимое числительное трое стоит в творительном падеже с предлогом с и обозначает число лиц, на которых направлено действие, обозначенное глаголом встретиться).
Итак:
* У п р а в л е н и е м называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том косвенном падеже, какого требует главное слово . Связью управления соединяются следующие зависимые слова:
имена существительные, местоимения, количественные числительные и другие слова, употреблённые в значении существительных
Проверяем!
приехатьвчера (в этом словосочетании наречие вчера примыкает к глаголу приехать); 2) выйтиосвежиться (в этом словосочетании неопределённая форма глагола примыкает к глаголу, обозначающему движение); 3) идтиприхрамывая (в этом словосочетании деепричастие примыкает к глаголу).
Итак:
* П р и м ы к а н и е — это такая связь, при которой неизменяемые слова (например, наречия) или неизменяемые формы слова (например, неопределённая форма глагола или деепричастие) зависят по смыслу от слов той или иной части речи.
Работаем
Определите, к какой группе относится каждое словосочетание; укажите состав словосочетания и способ связи слов в нём.
Новый стадион, весенние цветы, разбушевавшееся море, наша школа, второй отряд, ножка стола, пенал Миши, ящичек с рисунками, кофе по - варшавски, чрезвычайно опасный, детски простодушный, похожий на отца, восемь копеек, поймать окуня, отрубить топором, выехать из города, перепрыгнуть через ручей, очень устать, повернуть назад, отвернуться улыбаясь, по - зимнему холодно, что - то непонятное.
Работаем
Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (без предлога или с соответствующим предлогом).
По заданию, Ирина Васильевна; книга, Ирина Васильевна; думать, Ирина Васильевна; подарить, Лидия Сергеевна; идти, аллея; учиться, лицей; жить, Казань; жить, Кубань; жить, Саратов;
Сопоставьте сочетания слов в первой и второй группах. Являются ли они словосочетаниями? В чем их отличие?
чистое голубое небо, долго читал книгу, вчера хорошо выспался, теперь готов на все, прекрасная книга о подростках;
голубое небо, читал книгу, хорошо выспался, готов на все, книга о подростках.
Итак:
Словосочетания, состоящие из одного главного слова и одного зависимого, называются простыми , например: голубое небо, читал книгу, хорошо выспался. К простым относятся также словосочетания, в которых зависимый член выражен существительным с предлогом: еду в гости, говорили о сыне, прыгнуть через забор, готов на всё, книга о подростках. Словосочетания, в которых одно главное слово подчиняет себе два и более зависимых, называются сложными.
Закрепляем:
Прочитайте и укажите: 1) в какую группу входит каждое словосочетание; 2) каким способом связаны слова в каждом словосочетании. Напишите с данными словосочетаниями 4 - 5 предложений.
Душистый цветок, сорвать цветок, очень душистый, очень красиво, два цветка, чтото необыкновенное, берёзовый лист, ударить молотком, исключительно талантливый, весьма приятно, три карандаша, обнять друга, обнимая друга, приехать завтра, говорить громко, игра в шахматы, полёт орла, пойти за грибами, прийти посоветоваться, встретиться с товарищем, исключительно удачно.
Говорим красиво:
Исправьте словосочетания, составленные с нарушением нормы:
тормозить работе, восхищаться перед талантом, уверенность в будущее, прикасаться тайны, обосновывать на правилах, основывать примерами.
«Вы к этому делу не касайтесь!»; «На чём он обосновывает своё решение?»; «Граждане, оплачивайте за проезд!».