kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синтаксические нормы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

цели обучения:

обобщение и закрепление знаний синтаксических норм, обучение видеть и классифицировать ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм;

цели развития: развитие речи, мышления;

цели воспитания:

повысить самооценку учащихся, уверенность в своих знаниях

Межпредметные и внутрипредметные связи

  • умение анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать;
  • умение работать с разными источниками информации,умение вести самостоятельный поиск информации;
  • умение отбирать и систематизировать материал, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«синтаксические нормы »

Синтаксические нормы. (Электронное приложение к циклу уроков для подготовки к ЕГЭ )  Учитель русского языка и литературы : МОЛЧАНОВА Анжела Михайловна ГБОУ СОШ №2 c. Обшаровка Приволжского р-на Самарской обл.

Синтаксические нормы.

(Электронное приложение к циклу уроков

для подготовки к ЕГЭ )

Учитель русского языка и литературы : МОЛЧАНОВА

Анжела Михайловна

ГБОУ СОШ №2

c. Обшаровка

Приволжского р-на Самарской обл.

Синтаксические нормы. это нормы построения словосочетаний , простых предложений, сложных предложений.

Синтаксические нормы.

это нормы построения словосочетаний , простых предложений, сложных предложений.

Виды нарушений синтаксической нормы.

Виды нарушений синтаксической нормы.

  • Согласование и управление.
  • Построение предложений с деепричастным оборотом, с причастным оборотом, с однородными членами.
  • Сложноподчиненные предложения .
  • Предложения с прямой и косвенной речью.
Согласование и управление. 1. Нарушение : В пьесе Островского «Грозе» разоблачается «темное царство». Норма : В пьес е Островского «Гроз а » разоблачается «темное царство». (названия произведений при родовом слове не изменяются, так как это несогласованное приложение в именит. падеже).

Согласование и управление.

1. Нарушение : В пьесе Островского «Грозе» разоблачается «темное царство». Норма : В пьес е Островского «Гроз а » разоблачается «темное царство». (названия произведений при родовом слове не изменяются, так как это несогласованное приложение в именит. падеже).

Нарушение согласования в модели: Определяемое слово +прич. оборот Нарушение: Одним из видов искусства, существующ им с древности, является резьба по дереву. Норма: Одним из видов искусства (как ого ?), существующ его с древности, является резьба по дереву.

Нарушение согласования в модели:

  • Определяемое слово +прич. оборот

Нарушение: Одним из видов искусства, существующ им с древности, является резьба по дереву. Норма: Одним из видов искусства (как ого ?), существующ его с древности, является резьба по дереву.

Употребление деепричастного оборота: 1. Деепричастие может относиться только к действующему подлежащему: Присутствующие согласились с докладчиком, возражая лишь против отдельных положений. 2. Допускается использование в безличном предложении при инфинитиве: Возвращаясь домой , нужно зайти в булочную.

Употребление деепричастного оборота:

1. Деепричастие может относиться только к действующему подлежащему: Присутствующие согласились с докладчиком, возражая лишь против отдельных положений.

2. Допускается использование в безличном предложении при инфинитиве: Возвращаясь домой , нужно зайти в булочную.

Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом.  благодаря согласно  вопреки только наперекор дательный навстречу   падеж подобно Вопреки (чему?) уговор ам. 2.Предлог ПО - с Д.п, В.п, П.п. Норма: по приезд е , по возвращени и , по прочтени и книги.

Нарушение управления в словосочетании

с производным предлогом.

благодаря

  • согласно
  • вопреки только
  • наперекор дательный
  • навстречу падеж
  • подобно
  • Вопреки (чему?) уговор ам.

2.Предлог ПО - с Д.п, В.п, П.п. Норма: по приезд е , по возвращени и , по прочтени и книги.

Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом.  вследствие  ввиду ЧЕГО?  в случае родительный  падеж.

Нарушение управления в словосочетании

с производным предлогом.

вследствие

ввиду ЧЕГО?

в случае родительный

падеж.

Запомни синтаксические нормы. Предлог ПО в сочетании с глаголами, обозначающими чувство (вздыхать, горевать, грустить, скучать, тосковать, плакать), управляет дат. падежом. Норма: тосковать по (кому?)жене, но с местоимениями МЫ, ВЫ – (о КОМ?) пред. падеж, по вас, по нас.

Запомни синтаксические нормы.

Предлог ПО в сочетании с глаголами, обозначающими чувство (вздыхать, горевать, грустить, скучать, тосковать, плакать), управляет дат. падежом. Норма: тосковать по (кому?)жене, но с местоимениями МЫ, ВЫ – (о КОМ?) пред. падеж, по вас, по нас.

Запомни синтаксические нормы. Предел (чему?),  вера (во что/ перед кем/ чем?), Превосходство (над кем/ чем?) Памятник (кому/ кого?) Уделять внимание (чему?) Обращать внимание (кого/что?) и т.д.

Запомни синтаксические нормы.

Предел (чему?),

вера (во что/ перед кем/ чем?),

Превосходство (над кем/ чем?)

Памятник (кому/ кого?)

Уделять внимание (чему?)

Обращать внимание (кого/что?) и т.д.

Различайте конструкции со словами близкими по значению. Воплощение во что-либо - претворение в чем; Обидеться на что-либо- обижен кем; Обрадоваться чему-либо – обрадован чем; Оплачивать что - заплатить за что; Уверенность в чем – вера во что; Отзыв о чем - рецензия на что…и т.д.

Различайте конструкции

со словами близкими по значению.

Воплощение во что-либо - претворение в чем;

Обидеться на что-либо- обижен кем;

Обрадоваться чему-либо – обрадован чем;

Оплачивать что - заплатить за что;

Уверенность в чем – вера во что;

Отзыв о чем - рецензия на что…и т.д.

Запомни синтаксические нормы согласования подлежащего и сказуемого.

Запомни синтаксические нормы

согласования подлежащего и сказуемого.

  • Все , кто видел этот фильм, отзывались о нем положительно.
  • Слова « большинство, меньшинство , несколько » с неодуш.сущ. употребляются в ед.числе: большинство столов было занято
  • Во мн. числе с одуш. сущ.: несколько участников выбыл и из борьбы.
Управление в предложении с однородными членами. Норма : Трест организовал (что?) предприятие  и руководил ( чем?) им . Нарушение: Трест организовал и руководил предприятием.

Управление в предложении

с однородными членами.

Норма : Трест организовал (что?) предприятие

и руководил ( чем?) им .

Нарушение: Трест организовал и руководил предприятием.

Ошибки в предложении с однородными членами. Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи. Нарушение : Главный герой полюбил войну ( сущ ) и рисковать ( глаг ) жизнью.

Ошибки в предложении

с однородными членами.

Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи. Нарушение : Главный герой полюбил войну ( сущ ) и рисковать ( глаг ) жизнью.

Ошибки при употреблении парных союзов. Запомните: нельзя составлять неправильные пары сопоставительных союзов: норма  не только…, но и…; 2. как …, так и … ; не столько…, сколько…; не так…, как…;  5. хотя и…, но…;  6. не то что(бы)…, но(а)…;  7. если не…, то…

Ошибки при употреблении парных союзов.

Запомните: нельзя составлять неправильные пары сопоставительных союзов: норма

  • не только…, но и…;

2. как …, так и … ;

  • не столько…, сколько…;
  • не так…, как…;

5. хотя и…, но…;

6. не то что(бы)…, но(а)…;

7. если не…, то…

Употребление конструкций с прямой и косвенной речью. Косвенная речь- это способ передачи чужой в виде придаточного предложения. В косвенной речи должна меняться форма местоимения : Нарушение : Пушкин писал, что «в свой жестокий век восславил я  свободу». Норма : Пушкин писал, что «в жестокий век восславил» он  свободу.

Употребление конструкций

с прямой и косвенной речью.

Косвенная речь- это способ передачи чужой в виде придаточного предложения.

В косвенной речи должна меняться форма местоимения : Нарушение : Пушкин писал, что «в свой жестокий век восславил я свободу». Норма : Пушкин писал, что «в жестокий век восславил» он свободу.

Найдите предложение без грамматической ошибки. Все, кто видели этот фильм, отзывались о нем положительно. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. О великой любви Орфея рассказывается в книге «Мифы Древней Эллады», составленной  А. Немировским. 4. Руководство завода уважает и заботиться о своих работниках. (3)

Найдите предложение

без грамматической ошибки.

  • Все, кто видели этот фильм, отзывались о нем положительно.
  • По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.
  • О великой любви Орфея рассказывается в книге «Мифы Древней Эллады», составленной

А. Немировским.

4. Руководство завода уважает и заботиться о своих работниках.

(3)

Найдите предложение без грамматической ошибки. Мы помним и гордимся героическим прошлым. Успех зависит не только от сноровки, но и знания. Тема «маленького человека» является актуальной в рассказе «Станционном смотрителе». По окончанию урока мы направились в столовую. (2)

Найдите предложение

без грамматической ошибки.

  • Мы помним и гордимся героическим прошлым.
  • Успех зависит не только от сноровки, но и знания.
  • Тема «маленького человека» является актуальной в рассказе «Станционном смотрителе».
  • По окончанию урока мы направились в столовую.

(2)

Тестовые задания. Найдите предложение без грамматической ошибки. Он был очень рассержен на шутку, которую никто не заметил.  В самолете мы заняли места согласно купленных билетов. Большинство учеников участвовали в соревновании. Известный критик написал рецензию о новой повести. ( 3 )

Тестовые задания.

Найдите предложение

без грамматической ошибки.

  • Он был очень рассержен на шутку, которую никто не заметил.
  • В самолете мы заняли места согласно купленных билетов.
  • Большинство учеников участвовали в соревновании.
  • Известный критик написал рецензию о новой повести.

( 3 )

Найдите предложение с  грамматической ошибкой. Бабушка еще долго скучала по нас. Надо уделять внимание качеству , а не количеству. В детстве мама меня спрашивала: «Кем я хочу быть?» Ввиду сильного наводнения жители острова были эвакуированы. (3)

Найдите предложение с

грамматической ошибкой.

  • Бабушка еще долго скучала по нас.
  • Надо уделять внимание качеству , а не количеству.
  • В детстве мама меня спрашивала: «Кем я хочу быть?»
  • Ввиду сильного наводнения жители острова были эвакуированы.

(3)

Дорогие ребята! Удачи на ЭКЗАМЕНАХ!

Дорогие ребята!

Удачи на ЭКЗАМЕНАХ!

Источники. Русский язык. ЕГЭ в новой форме. Тренировочные задания . М., Просвещение. Эксмо. 2006  ЕГЭ-2010 . Сдай ЕГЭ на все 100. С.Ю.Иванова. Самара 2010  3. С.И Львова, Т.И. Замураева. Русский язык. Тренировочные задания.  4. Г.Т . Егораева, Е. Л. Ерохина, Т. И. Козлова. Русский язык. Практикум. М.: «Экзамен», 2009. 5. http://ege.do.am

Источники.

  • Русский язык. ЕГЭ в новой форме. Тренировочные задания . М., Просвещение. Эксмо. 2006
  • ЕГЭ-2010 . Сдай ЕГЭ на все 100. С.Ю.Иванова. Самара 2010

3. С.И Львова, Т.И. Замураева. Русский язык. Тренировочные задания.

4. Г.Т . Егораева, Е. Л. Ерохина, Т. И. Козлова. Русский язык. Практикум. М.: «Экзамен», 2009.

5. http://ege.do.am


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
синтаксические нормы

Автор: Молчанова Анжела Михайловна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187274

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Синтаксические нормы осложненного предложения "
    ["seo_title"] => string(55) "sintaksichieskiie-normy-oslozhniennogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "198779"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428466891"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "диагностическая работа по русскому языку для 9 класса по теме "Синтаксические нормы""
    ["seo_title"] => string(93) "diaghnostichieskaia-rabota-po-russkomu-iazyku-dlia-9-klassa-po-tiemie-sintaksichieskiie-normy"
    ["file_id"] => string(6) "334152"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1465738081"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Задание 8 Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления"
    ["seo_title"] => string(69) "zadanie_8_sintaksicheskie_normy_normy_soglasovaniia_normy_upravleniia"
    ["file_id"] => string(6) "549260"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1589203546"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Презентация  «Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом). Практикум» "
    ["seo_title"] => string(105) "priezientatsiia-sintaksichieskiie-normy-postroieniie-priedlozhienii-s-dieieprichastnym-oborotom-praktikum"
    ["file_id"] => string(6) "208753"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430899108"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Подготовка к ЕГЭ. Синтаксические нормы."
    ["seo_title"] => string(38) "podgotovka_k_ege_sintaksicheskie_normy"
    ["file_id"] => string(6) "632641"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1685354887"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства