Просмотр содержимого документа
«Развитие орфографической зоркости на уроках в начальной школе»
Развитие орфографической зоркости на уроках в начальной школе
учитель начальных классов Киселёва С.В.
«Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма». Р.М. Львов
Орфографическая зоркость -
Это способность ,
Умение быстро обнаруживать в
тексте,
в словах и их сочетаниях
орфограммы,
а также определять их типы.
Орфографическая зоркость формируется
в процессе языкового анализа синтеза,
в процессе звукового анализа и синтеза, пового анализа и синтеза,
выделение звуков,морфем при чтении, при письме диктантов,
просто списывании. я звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, просто списывании.
Причины орфографической безграмотности
Причины орфографической безграмотности могут служить не только психофизиологические проблемы, которые обусловлены стойкими нарушениями высших психических функций, но и таких как:
Отсутствие положительной мотивации
Несформированность звуко - буквенного анализа и синтеза
Бедность и неточность словаря
Слабая коммуникативная активность у детей
Актуальная проблема школы - профилактика орфографической зоркости учащихся
Перед учителем встают вопросы:
Как помочь ребёнку писать грамотно?
Как развить орфографическую зоркость?
И как добиться грамотного письма у детей?
Приемы по развитию орфографической зоркости
Направлены на формирование орфографически грамотного письма.
Помогают не только усвоить изученные орфограммы, но и развивают память, мышление, внимание , речь.
Являются игровым и занимательным материалом, что повышает мотивационную активность детей и формирует навыки орфографически грамотного письма
Эффективные приемы формирования орфографической зоркости
1. Орфографическое проговаривание.. Цель:предупреждать ошибки при написании слов,развивать артикуляционную память, слуховое восприятие,самоконтроль. 2. Письмо с пропусками орфограмм (письмо «с дырками»).
А) пропуски делаются везде, где есть орфограммы.
Б) пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.
Цель:задумываться над грамотностью своего письма, формирует орфографическое умение работать со словарём,грамотно задавать вопросы.3.Списывание текста без пропуска букв
Цель: тренировать учащихся в нахождении орфографических ошибок в тексте
Алгоритм проведения:
- текст с орфографическими ошибками записан на доске;
- учащиеся под руководством учителя находят, комментируют и исправляют допущенные ошибки;
- исправленный текст записывается в тетрадь.
Какографические упражнения
В лису снек по колено. На ветках пушыстые подушечьки. Тонкие берёски со гнулись, а ели опустили махнатые лапы. Лижит подёлкой заиц . Ряпчик поклевал семян и нырнул вснег. Ленивые лоси брадили по снегу, а потом легли на снег. Скоро белая пороша за сыпала их спины и голавы.
Дети должны не только найти и исправить ошибки, но и определить вид ошибки, распределить слова (памятки для работы над ошибками)
Безуд.
1
гласная
Парн.
2
1
Словарн.слова
согласн.
Предлоги
1
2
3
4
1
Ча-ща, чу-щу, жи- ши
приставки
3
1
2
Чк-чн
1
3
4
Какографические упражнения
Разве можно без улыбки
видеть Лёнины ошибки.
«Налител я на сугроп
и расшыб сиводня лоп,
очень болно и обидно,
глас под шышкою не видно».
Быстро Лёне помогайте,
все ошибки исправляйте.
6.Использование алгоритмов орфографических правил
Подготовительный этап.
Основной этап.
Этап сокращения операций .
( алгоритмы составляем совместно )
АЛГОРИТМ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ
1 шаг .
В корне слова есть безударная гласная?
Да
2шаг . Подбери однокоренное слово, в котором проверяемая гласная стоит под ударением.
Р..сунок – р..сование, нар..сованный. Тр..мвай – тр..мвайные пути, остановка тр..мвая. Ул..ца – ул..чное р..стение, выйти на ул..цу. Р..стение – р..стительность, р..стениеводство. Р..кета – р..кетоносец, л..теть на р..кете. Т..традь –т..традный лист, записать в т..традь.
Упражнение 22.
Лаг..рь м..дведь к..пуста
М..тро к..ртофель ов..щ
Ст..лица п..м..дор за..ц
Вставь в предложения подходящие слова.
В столовую лаг..ря завезли _____________: ____________,п..м..доры и ____________________.
_________________ зимой спит, а ______________ нет.
В ______________ всегда много н..рода.
Упражнение 41.
Обведи нужную букву.
ст а о лица д е и журный
р а о стение б е и рёза
т о а варищ с о а лома
ур о а жай л а о донь
т о а пор учит и е ль
к о а пуста с а о рока
кр о а вать уч и е ник
в о а робей ул е и ца
11.«Словарно – орфографическая работа на уроках
русского языка».
Работа со словарными словами
Знакомство с новым словом.
Узнавание слова.
Работа над словом.
Работа над словарным словом в предложении.
Работа над словарным словом в тексте.
Отгадай загадку
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка.
Расшифруй слово, используя шифр внизу таблицы
3,1,11,6,12,13,1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т
КАПУСТА
Запиши слово, разбей на слоги, подчеркни орфограммы.
КАПУСТА
Этимология
Слово капуста является родственницей (хотя и дальней) капитану . Слово капитан произошло от латинского капут – « голова », « глава », « начальник », « предводитель ».
Капуста – очень древнее слово, оно появилось в русском языке раньше капитана и было образовано также от слова капут (голова). Действительно, чем – то капуста напоминает голову, неправда ли?
Данная система способствует :
формированию орфографической зоркости;
осмысленному восприятию орфографических правил;
снижению количества орфографических ошибок;
развитию познавательного интереса учащихся.
Работа по данной системе упражнений способствует:
- формированию орфографической зоркости;
- осмысленному восприятию орфографических правил;
- снижению количества орфографических ошибок;
- развитию познавательного интереса учащихся.
28
Спасибо за внимание
Список литературы
Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – М.: Дрофа. 2000.
Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: 1987.
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М., 1994.
Бакулина Г.А.интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.. –2001.
Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.
Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: русский язык. – Ярославль, “Академия развития”