Урок содержит технологии деятельностного подхода, развивающее, личностно - ориентированное обучение.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"»
Двадцать пятое февраля Классная работа
Разработала урок Муглинец С. Г, учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 106»
Повторение
- 1) Какой раздел науки о языке называется морфологией?
- 2) Что такое существительное?
- 3) Приведите примеры одушевлённых и неодушевлённых существительных.
- 4) Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.
- 5) Назовите род существительных: повидло, тюль, молодёжь, простын…, рояль.
- 6) Запишите слова, распределив их в 2 столбика: книга, учебники, ручки, карандаш, тетрадь, школа, кабинеты, ученики.
- Чем вы будете руководствоваться, распределяя слова?
Оцените себя
- Если вы знали ответы на все вопросы и выполнили все задания, поставьте себе 6 баллов.
- Если на 5 вопросов и заданий, поставьте 5 б.
- И т.д.
С
С
А
У
Н
П
Т
Ч
Щ
В
А
Е
Р
И
И
К
Я
С
С
П
И
Т
Ы
Ш
Ы
Ц
Д
К
К
Ж
В
Ы
О
А
И
Р
И
Ы
Н
Т
Ч
П
Д
Б
Ы
Е
Е
О
Е
С
К
Л
Р
К
Н
Р
Ы
И
Ы
А
О
Ь
И
Л
Н
Н
В
Г
А
И
С
О
И
Е
Р
К
Р
О
У
Т
Л
В
А
Ы
Ы
Самооценка
- Оцените свою работу в группе (от 2 до 5 б)
- Высший балл - 5
- - Что вы можете сказать о данных словах?
- - Чем слово по вертикали отличается от слов по горизонтали?
- - Можете ли вы сформулировать тему нашего урока?
- Что можно сказать о данных существительных?
Подведение итогов
- Можно ли поставить данные существительные в форму единственного числа?
- Скажите, все ли существительные имеют форму и единственного, и множественного числа?
- Какие ещё есть существительные?
- Итак, какова тема нашего урока?
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
Цели урока:
- Знать , какие существительные имеют форму только множественного числа.
- Уметь отличать их от существительных, которые имеют две формы числа.
- Научиться находить данные слова среди других существительных, правильно их склонять, сопоставлять с другими словами, делать выводы.
Существительные, имеющие форму только множественного числа , обозначают :
1. Названия составных и парных предметов:
брюки
весы
счёты
очки
перила
часы
2. Названия материалов, веществ:
духи
опилки
сливки
щи
обои
3. Названия промежутков времени:
сутки
будни
каникулы
4. Названия игр :
жмурки
прятки
догонялки
5. Названия действий и состояния природы:
- выборы
- сумерки
- заморозки
- всходы
6. Некоторые географические названия :
- Кордильеры
- Дубаи
- Карпаты
- Лужники
- Эбейты
Задание на дом
Девочкам:
Мальчикам:
1. Написать сочинение – миниатюру на тему: «Как я помогаю маме (бабушке)»
или «Мой любимый рецепт».
1. Написать сочинение – миниатюру на тему: «Как я помогаю папе (дедушке)».
Тему можно сформулировать самостоятельно.
В сочинении употребить как можно больше существительных, имеющих форму только мн. числа.
Количество предложений – 8 - 10
Зарядка для глаз
Задание 1
- Четвёртое лишнее
- Грабли, плоскогубцы, тяпки, вилы
- Дрожжи, сливки, хлопья, булочки
- Шорты, штаны, носки, джинсы
- Макароны, супы, сливки, щи
Задание 2
1 группа – выписать существительные, которые имеют форму только множественного числа.
2 группа - выписать существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Прятки, одуванчик, жмурки, соль, молоко, классики, помидоры, огурец, вышибалы, ромашки, щавЕль, салки, свЁкла, р…стения, крапива.
3 группа – выписать существительные, которые могут иметь и единственное, и множественное число.
Проверка
Прятки
Сахар
Жмурки
Молоко
Одуванчик
- Можно ли определить склонение и род у существительных 2 столбика? 3 столбика?
- А 1 столбика?
Классики
ЩавЕль
Вышибалы
Помидоры
СвЁкла
Салки
Огурец
Крапива
Ромашки
Растения
Оцените себя
- Если вы выписали все слова правильно, поставьте себе 5 баллов.
- Если 4, поставьте 4 балла.
- Если 3, поставьте 3 балла.
- Если меньше, поставьте 0.
Задание 3 (индивидуальное)
- Просклонять существительные
брюки, жалюзи, бигуди
Задание 4
- Найти на карте Омской области имена собственные (топонимы), которые имеют форму только множественного числа.
Задание 5 Лови ошибку
- У нас на даче сломалась качель.
- Рыбная консерва мне понравилась.
- Руки были вымазаны чернилом.
- Держитесь за перило, здесь скользко.
- Был виден дом с жалюзями на окнах.
- На балкон вышла женщина в бигудях.
А вот так правильно! ЗАПОМНИ!
- У нас на даче сломались качели .
- Рыбные консервы мне понравились.
- Руки были вымазаны чернилами .
- Держитесь за перила , здесь скользко.
- Был виден дом с жалюзи на окнах.
- На балкон вышла женщина в бигуди .
Склонение существительных
БРЮКИ
БРЮК
ЖАЛЮЗИ
ЖАЛЮЗИ
БРЮКАМ
БИГУДИ
БИГУДИ
ЖАЛЮЗИ
БРЮКИ
ЖАЛЮЗИ
БРЮКАМИ
БИГУДИ
О БРЮКАХ
ЖАЛЮЗИ
БИГУДИ
ЖАЛЮЗИ
БИГУДИ
БИГУДИ
Выполнены ли цели урока?
- Знать , какие существительные имеют форму только множественного числа
- Уметь отличать их от существительных, которые имеют две формы числа
- Научиться находить их среди других существительных, сопоставлять, делать выводы
Рефлексия
- Сегодня я узнал(а)...
- Было трудно…
- Я понял(а), что…
- Я научился (научилась)…
- Я смог (смогла)…
- Было интересно узнать, что…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Оцените себя
- 13 - 16 б - 5.
- 8 - 12 б - 4.
- 5 - 7 б - 3.
Отгадаем загадки:
- Два близнеца, два братца, на нос верхом садятся.
- С той и с этой стороны в клетках кони и слоны.
Но не могут удержаться,
Чтоб друг с другом не сражаться.
- Сперва с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их .
- Тряс и тряс портфель Тарас,
Чтоб найти тетрадки,
Но тетрадки каждый раз
С ним играли в ...
Двое по бокам стоят.
Прямо в нас мячом кидают,
Кто попался — выбывает.
Вот и мне мячом попало,
А игра та —