Просмотр содержимого документа
«Работа со словарными словами»
Работа со словарными словами на уроках русского языка.
Власова Людмила Михайловна,
РМО, г. Слюдянка
25.08.2022
Слово как орудие мышления и средство общения.
«…слово становится центральным узлом для целой сети вызываемых им образов и связанных с ним слов, которые говорящий или воспринимающий задерживает , тормозит с тем, чтобы из всей сети знаний выбрать нужное в данном случае ближайшее значение..»
Значение слова
Замещать или представлять предметы
Представлять близкие ассоциации
Анализировать предметы, вникать в свойства предметов, обобщать признаки
А.Р. Лурия
Смысл - индивидуальное значение слова, выделенное из объективной системы связей; оно состоит из тех связей, которые имеют отношение к данному моменту и к данной ситуации.
Мышление абстракция слово – средство замещения вещи
обобщение
Основные стратегии обучения
Тренинг повторение- мать ученья
Традиционный объяснение – мать учения
Практическая грамотность
Развитие памяти и внимания
Развивающее созидание – мать учения
Знание правил
Умение подчиняться правилам
Знакомство с основами филологических дисциплин
1.Развитие мышления
2. Развитие творческих способностей
Этапы работы с правилами орфографии
Формулировка правила развивающие методики
Объяснение правописания традиционные методики
Приведение примеров традиционные методики
Запоминание слов
Тренировка традиционные методики
Контроль традиционные методики
Использование навыков при создании текстов развивающие методики
Пособия для тренировки
О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова«Большая книга примеров и заданий. Русский язык. Супертренинг»
Л.В. Великова «Русский язык. Навигатор для старшеклассников и абитуриентов».
Л.А. Ахременкова«К пятёрке шаг за шагом. 50 занятий с репетитором»
Т.И. Сурикова «Русский язык: повторительный курс»
И.И. Бакланова «Тематические тесты и диктанты по русской орфографии и пунктуации»
А.А. Штоль«Русский язык для старшеклассников в таблицах».
Н.Г. Ткаченко «Тесты по грамматике русского языка»
Н.В. Полыгалова, М.Г. Сорокина «Готовимся к ЕГЭ. Орфография и пунктуация. Тесты, контрольные работы, словарные диктанты»
Результат в работе по формированию грамотностидаёт система:
• Равномерное распределение правил и словарных слов по урокам.
• Использование разных видов памяти.
• Многократное повторение.
• Чёткие единые требования при работе со словарными словами.
• Жёсткий контроль.
• Возникновение спортивного интереса при быстром заметном результате.
Можно использовать любые методы в любом их сочетании
Результат будет выше при сочетании разных методов.
Работа построена на использовании сенсорно-моторных методов запоминания
Виды заданий: .
Орфографическое чтение слов.
Письмо под орфографическое проговаривание.
Зрительные диктанты
Списывание.
Расшифровка текстов с переставленными буквами и слогами .
Игры
Упражнения для тренировки памяти.
Вписывание слов в текст.
Вписывание букв.
Запоминание проверочных слов для слов с безударными гласными.
Деление карточек со словами на группы.
Игра «Прятки»
Напиши под диктовку. Отметь в словарном листе, в каких словах ты ошибся, а в каких нет.
Николай Сергеевич Рождественский, советский педагог, писал:
"Чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности ".