kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Показать использование различных приёмов технологии развития критического мышления  учащимися общеобразовательных школ на примере уроков русского языка и литературы.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

  • раскрыть сущность технологии развития критического мышления;
  • показать структуру урока в рамках технологии развития критического мышления;
  • показать приёмы организации образовательного процесса, основанные на технологии развития критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы Мастер-класс учителя русского языка и литературы Смагиной Е.В.

Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Мастер-класс учителя русского языка и литературы Смагиной Е.В.

Сей разумное, не забывай о добром и вечном, и большего не надо!     Е. Н. Ильин

Сей разумное, не забывай о добром и вечном, и большего не надо!

Е. Н. Ильин

Сей! Что?  Сей! Как?  Сей! Зачем?
  • Сей! Что?
  • Сей! Как?
  • Сей! Зачем?
Теория + практика = поиск. Что? Как? Зачем? – главные вопросы воспитания и обучения.

Теория + практика = поиск.

Что? Как? Зачем? – главные вопросы воспитания и обучения.

Методика критического мышления включает три этапа (стадии):

Методика критического мышления включает три этапа (стадии):

  • Вызов
  • Осмысление
  • Рефлексия
Задачи первой стадии – «Вызова»:

Задачи первой стадии – «Вызова»:

  • - актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  • - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • - побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Задачи второй стадии – «Осмысления»:

Задачи второй стадии – «Осмысления»:

  • - получить новую информацию;
  • - осмыслить ее;
  • - соотнести с уже имеющимися знаниями.
Задачи третьей стадии – «Рефлексии»

Задачи третьей стадии – «Рефлексии»

  • осмыслить, обобщить полученную информацию;
  • - присвоить новые знания, новую информацию, полученную на уроке;
  • - сформировать собственное отношение к изучаемому материалу.
Методические приемы стадии «Вызов»:

Методические приемы стадии «Вызов»:

  • «Корзина идей, понятий, имён…
  • «рассказ- предположение по ключевым словам;
  • графическая систематизация материала: кластеры, таблицы;
  • верные и неверные утверждения;
  • перепутанные логические цепочки и другие
Кластер Кластер  – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. В переводе означает  пучок, созвездие . На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Категория 2 Категория 1 Ключевое слово  Категория 3 Категория 4

Кластер

  • Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. В переводе означает пучок, созвездие .

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Категория 2

Категория 1

Ключевое слово

Категория 3

Категория 4

Приём “Корзина идей, понятий, имен”   Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока.

Приём “Корзина идей, понятий, имен”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока.

Приём “Да-нет”.   Универсальный приём : способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.  Формирует следующие универсальные учебные действия:  умение связывать разрозненные факты в единую картину;  умение систематизировать уже имеющуюся информацию;  умение слушать и слышать друг друга. Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами:

Приём “Да-нет”.

Универсальный приём : способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:

  • умение связывать разрозненные факты в единую картину;
  • умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Методические приемы стадии «Осмысление»:

Методические приемы стадии «Осмысление»:

  • Работа с текстом
  • Работа со схемой, таблицей
  • Просмотр эпизода из фильма
  • Материал учебника
Прием «Инсерт» Маркировочные знаки:

Прием «Инсерт»

Маркировочные знаки:

  • «!» — Я это знал.
  • «+» — Новое для меня.
  • «–» — Вызывает у меня сомнение.
  • «?» — Вопрос.
Маркировочная таблица ЗУХ   З У Глаголы бывают  I и II спряжения  Х Определять спряжение глагола   Что такое наклонение глагола? 

Маркировочная таблица ЗУХ

З

У

Глаголы бывают

I и II спряжения 

Х

Определять спряжение глагола  

Что такое наклонение глагола? 

Приём «Толстый и тонкий вопрос»

Приём «Толстый и тонкий вопрос»

  • Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
  • Стратегия позволяет формировать:
  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.
  • Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
  • Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
  • После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Методические приемы стадии «Рефлексия»:

Методические приемы стадии «Рефлексия»:

  • заполнение кластеров, таблиц;
  • возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям;
  • ответы на поставленные вопросы;
  • написание творческих работ: синквейнов, эссе, диамант;
  • исследования отдельных вопросов темы и другие
Приём «До-После» Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии. Формирует: умение прогнозировать события; умение соотносить известные и неизвестные факты; умение выражать свои мысли; умение сравнивать и делать вывод. В таблице из двух столбцов заполяняется часть
  • Приём «До-После»
  • Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.
  • Формирует:
  • умение прогнозировать события;
  • умение соотносить известные и неизвестные факты;
  • умение выражать свои мысли;
  • умение сравнивать и делать вывод.
  • В таблице из двух столбцов заполяняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.
  • Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.
  • Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.

  • Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке..
  • Формирует:
  • умение задавать вопросы;
  • умению выражать свое эмоциональное отношение к ответу.
  • Ученик задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен….» или «Я не удовлетворён, потому что …»
  • Пример.
  • «Хочу спросить. В каких случаях логическая формула неверно описывает заданное выражение?» После ответа. «Я удовлетворен, так как понял, что в случае несоблюдения приоритета операций возможна ошибка».
Приём “Рюкзак” Приём

Приём “Рюкзак” Приём "Телеграмма"

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример.

я научился составлять план текста

я разобрался в такой-то теме

я наконец-то запомнил, чем причастие отличается от деепричастия и т.д.

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

' Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Написание эссе Кто утопил Муму? 1 . Герасим? 2. Барыня? 3. Степан, передав приказ барыни? 4. Политическая ситуация? 5. Общественное мнение? 6. И.С.Тургенев?   Почему ты так считаешь, обоснуй свой ответ, оформи свои мысли в сочинении-эссе

Написание эссе

Кто утопил Муму?

  • 1 . Герасим?
  • 2. Барыня?
  • 3. Степан, передав приказ барыни?
  • 4. Политическая ситуация?
  • 5. Общественное мнение?
  • 6. И.С.Тургенев?

Почему ты так считаешь, обоснуй свой ответ, оформи свои мысли в сочинении-эссе

Сегодня на уроке я узнал … В группе работать мне было…, потому что … Помогал мне … Мешал мне ... Больше всего мне понравилось… Труднее всего было …
  • Сегодня на уроке я узнал …
  • В группе работать мне было…, потому что …
  • Помогал мне …
  • Мешал мне ...
  • Больше всего мне понравилось…
  • Труднее всего было …
Приемы развития критического мышления формируют:

Приемы развития критического мышления формируют:

  • Способность находить нужную информацию, критически осмысливать, систематизировать;
  • Переводить визуальную информацию в вербальную и обратно;
  • Находить ошибки в информации, высказывать обоснованные аргументы;
  • Умения длительное время собирать и систематизировать тематическую информацию.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Смагина Елена Владимировна

Дата: 20.04.2016

Номер свидетельства: 320652

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Оптимизация учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы при использовании технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(153) "optimizatsiia-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-ispol-zovanii-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "238038"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444470263"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Технология развития критического мышления через чтение и письмо  при обучении русскому языку»"
    ["seo_title"] => string(99) "tiekhnologhiiarazvitiiakritichieskoghomyshlieniiachieriezchtieniieipismopriobuchieniirusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "297080"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456140327"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Использование  технологии развития критического мышления на уроках литературы. "
    ["seo_title"] => string(89) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "203866"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429551404"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Педагогическое чтение на тему Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы с применением инновационных технологий "
    ["seo_title"] => string(166) "piedaghoghichieskoie-chtieniie-na-tiemu-aktivnyie-formy-i-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-primienieniiem-innovatsionnykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "203813"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429547237"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(73) "doklad_innovatsionnye_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "529667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575213397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства