Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Цель:
Показать использование различных приёмов технологии развития критического мышления учащимися общеобразовательных школ на примере уроков русского языка и литературы.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность технологии развития критического мышления;
показать структуру урока в рамках технологии развития критического мышления;
показать приёмы организации образовательного процесса, основанные на технологии развития критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. В переводе означаетпучок, созвездие .
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Категория 2
Категория 1
Ключевое слово
Категория 3
Категория 4
Приём “Корзина идей, понятий, имен”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока.
Приём “Да-нет”.
Универсальный приём : способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:
умение связывать разрозненные факты в единую картину;
умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
умение слушать и слышать друг друга.
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".
Методические приемы стадии «Осмысление»:
Работа с текстом
Работа со схемой, таблицей
Просмотр эпизода из фильма
Материал учебника
Прием «Инсерт»
Маркировочные знаки:
«!» — Я это знал.
«+» — Новое для меня.
«–» — Вызывает у меня сомнение.
«?» — Вопрос.
Маркировочная таблица ЗУХ
З
У
Глаголы бывают
I и II спряжения
Х
Определять спряжение глагола
Что такое наклонение глагола?
Приём «Толстый и тонкий вопрос»
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
умение формулировать вопросы;
умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Методические приемы стадии «Рефлексия»:
заполнение кластеров, таблиц;
возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям;
Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.
Формирует:
умение прогнозировать события;
умение соотносить известные и неизвестные факты;
умение выражать свои мысли;
умение сравнивать и делать вывод.
В таблице из двух столбцов заполяняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.
Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.
Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.
Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке..
Формирует:
умение задавать вопросы;
умению выражать свое эмоциональное отношение к ответу.
Ученик задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен….» или «Я не удовлетворён, потому что …»
Пример.
«Хочу спросить. В каких случаях логическая формула неверно описывает заданное выражение?» После ответа. «Я удовлетворен, так как понял, что в случае несоблюдения приоритета операций возможна ошибка».
Приём “Рюкзак” Приём "Телеграмма"
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример.
я научился составлять план текста
я разобрался в такой-то теме
я наконец-то запомнил, чем причастие отличается от деепричастия и т.д.
Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.
' Пример.Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
Написание эссе
Кто утопил Муму?
1 . Герасим?
2. Барыня?
3. Степан, передав приказ барыни?
4. Политическая ситуация?
5. Общественное мнение?
6. И.С.Тургенев?
Почему ты так считаешь, обоснуй свой ответ, оформи свои мысли в сочинении-эссе
Сегодня на уроке я узнал …
В группе работать мне было…, потому что …
Помогал мне …
Мешал мне ...
Больше всего мне понравилось…
Труднее всего было …
Приемы развития критического мышления формируют:
Способность находить нужную информацию, критически осмысливать, систематизировать;
Переводить визуальную информацию в вербальную и обратно;
Находить ошибки в информации, высказывать обоснованные аргументы;
Умения длительное время собирать и систематизировать тематическую информацию.
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(261) "Педагогическое чтение на тему Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы с применением инновационных технологий "
["seo_title"] => string(166) "piedaghoghichieskoie-chtieniie-na-tiemu-aktivnyie-formy-i-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-primienieniiem-innovatsionnykh-tiekhnologhii"
["file_id"] => string(6) "203813"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1429547237"
}
}