Презентация к уроку русского языка в 8 классе " Роль ССП в речи"
Презентация к уроку русского языка в 8 классе " Роль ССП в речи"
Целью данной работы является то,что обучающиеся должны будут в прцессе работы сделать выводы о роли ССП в речи, а именно что ССП в художественном описании, повествовании усиливают связь между картинами, фактами, чувствами, придают речи плавность, музыкальность. Союз И в ССП выражает разнообразные оттенки значений: одновременность и последовательность действий, противопоставление, причину, условие, равенство; с помощью союзов А, НО ССП могут образовывать стилистическую фигуру антитезу, что усиливает выразительность речи, представляет резкое противопоставление образов, состояний, понятий; использование в ССП многосоюзия придает предложениям особую интонацию, позволяет выделить детали, единство перечисления, показать широту описания, его “незавершенность”; одиночный союз, наоборот, показывает конечность действия, завершенность описания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 8 классе " Роль ССП в речи"»
Подружившись со словом, мы делаем для себя интересные открытия…
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать,
Призывом стать, и отзывом, и зовом,
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят…
Тема урока: Роль сложносочиненных предложений в речи.
Урок-практикум
Повторение пройденного.Признаки ССП и смысловые отношения между предикативными частями ССП.
предикативные части не зависят друг от друга, от одной части нельзя задать вопрос к другой, они связаны сочинительной связью;
хотя предикативные части самостоятельны, они составляют единое смысловое целое, одно предложение;
связь предикативных частей с ССП осуществляются с помощью сочинительных союзов и интонации: голос повышается в конце I части, а понижается в конце всего предложения;
в ССП могут быть использованы дополнительные средства связи: общий второстепенный член, общее придаточное предложение, употребление слов, требующих пояснения
последовательность событий (соединит. союзы )
Наступила осень, и птицы улетели.
одновременность протекания событий
Ласточки летали, и грачи мелькали…
причинно-следственные отношения
У меня заболело горло, и я не пойду гулять.
присоединительное значение
Все побежали, и я побежал.
противопоставление ( противит. союзы )
Он добр, но одинок.
чередование событий или их взаимодействие ( разделит. союзы )
То льет дождь, то солнце светит.
Для справки
Сложносочиненные предложения в речи:
Для справки
Грамматические ошибки– ошибки в образовании слов, их форм, а также в построении словосочетаний и предложений.
Материалы для работы:
1.Три простых предложения соединены одним и тем же союзом.
2.Ошибка в построении предложения.
3.Сопоставляются факты, не связанные друг с другом.
Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления образов, состояний, понятий в художественной речи. На противопоставлении (контрасте, антитезе) может быть основана и композиция литературного произведения, и раскрытие характеров героев.
Для справки
Многосоюзие:
Одиночный союз
Упражнение 1.
Далеко за лесом пряталась усадьба чернел старый парк и стоял господский дом с те…асой и в..н..цианскими стеклами.
В этом доме одно лето жил Чехов и здесь он написал “Остров Сахалин” и “Дом с мезонином” бе..конечно грустный рассказ о любви к милой девушк.. Мисюсь. Чеховская грусть осталась и живет она в глубине сыроватых аллей в пустых комнатах большого дома…
Но Чехова нет. В год его смерти мне было двенадцать лет и я видел непоправимое бе..надежное горе отца. У моего отца сразу опустились плечи и затр..слась голова когда ему сказали что умер Чехов…
(По рассказу К. Паустовского “Ильинский омут”)
Проверь себя
Далеко за лесом пряталась усадьба, чернел старый парк и стоял господский дом с террасой и венецианскими стеклами.
В этом доме одно лето жил Чехов и здесь он написал “Остров Сахалин” и “Дом с мезонином”- бесконечно грустный рассказ о любви к милой девушке Мисюсь. Чеховская грусть осталась и живет: она в глубине сыроватых аллей, в пустых комнатах большого дома…
Но Чехова нет. В год его смерти мне было двенадцать лет и я видел непоправимое безнадежное горе отца. У моего отца сразу опустились плечи и затряслась голова, когда ему сказали, что умер Чехов…
Упражнение 2
Упражнение 3.
На него об..жались и тем не менее люди больше всего нуждались именно в нравстве..ой его требовательност.. .
Вода уже не казалась холодной и жаль было вылезать на берег.
Оглушительно хлопнула дверь втянутая пружиной и Андрей остался один.
Она н.. знала н..кого из прису..ствующих и н..кто н.. знал ее.
Стоило выбрать чере..чур восторже..ое выражение и все рухнуло бы.
В з..ркальных стеклах качались сосны и плыли грузные серые облака. (По Д. Гранину)
На него обижались, и ,тем не менее, люди больше всего нуждались именно в нравственной его требовательности.
Вода уже не казалась холодной, и жаль было вылезать на берег.
Оглушительно хлопнула дверь, втянутая пружиной, и Андрей остался один.
Она не знала никого из присутствующих, и никто не знал ее.
Стоило выбрать чересчур восторженное выражение, и все рухнуло бы.
В зеркальных стеклах качались сосны и плыли грузные серые облака. (По Д. Гранину)
Упражнение 4.
Солнце скрылось за пр..тихший сад покинуло пустую гости..ую где оно радос..но бл..стало весь день а теперь только последний луч одиноко краснеет в углу на п..ркете и боже как мучительна его безмолвная печальная прелесть!.. Поз..ним вечером сад чернел за окнами всей своей таинственной ночной чернотой а я лежал в темной комнате и все глядела на меня в окно, с высоты, какая (то) тихая звезда… (По И. Бунину “Жизнь Арсеньева”)
Свободные и ловкие движения. Точный и нежный профиль… Чуть (чуть) горб..тся но это у нее прекрасно. Немножко неправильно строение рта и зубов но в ней это оч..ровательно. Но что в ней прекраснее всего это ласковость которая и..ходила из нее так же просто как свет и тепло из солнца. (А. Куприн “Сказка о затоптанном цветке”)
Солнце скрылось за притихший сад, покинуло пустую гостиную, где оно радостно блистало весь день, а теперь только последний луч одиноко краснеет в углу на паркете, и, боже, как мучительна его безмолвная печальная прелесть!.. Поздним вечером сад чернел за окнами всей своей таинственной ночной чернотой, а я лежал в темной комнате, и все глядела на меня в окно, с высоты, какая –то тихая звезда… (По И. Бунину “Жизнь Арсеньева”)
Свободные и ловкие движения. Точный и нежный профиль… Чуть -чуть горбится, но это у нее прекрасно. Немножко неправильно строение рта и зубов, но в ней это очаровательно. Но что в ней прекраснее всего- это ласковость, которая исходила из нее так же просто, как свет и тепло из солнца. (А. Куприн “Сказка о затоптанном цветке”)
Упражнение 5
Мы шли лесом впереди все светлело и светлело потом деревья разбежались по сторонам и нам открылось большое неправдоподобно гладкое розовое под зарей озеро.
Мы вышли из деревни и пошли опушкой мимо крохотных озер мимо болот мимо наполовину съеде..ых прошлогодних стогов и лес налитой предвечерним стекля..ым светом расступался перед нами и сквозь его голые деревья сквозь напряже..ые тугие ветви далеко было видно кругом и во все стороны открывалась нам гулкая мокрая земля… (По рассказу Ю. Казакова “Долгие крики”)
Мы шли лесом, впереди все светлело и светлело, потом деревья разбежались по сторонам, и нам открылось большое неправдоподобно гладкое, розовое под зарей озеро.
Мы вышли из деревни и пошли опушкой мимо крохотных озер, мимо болот, мимо наполовину съеденных прошлогодних стогов, и лес, налитой предвечерним стеклянным светом, расступался перед нами, и сквозь его голые деревья, сквозь напряженные тугие ветви далеко было видно кругом, и во все стороны открывалась нам гулкая мокрая земля… (По рассказу Ю. Казакова “Долгие крики”)
Подведение итогов.Роль ССП в речи.
ССП в художественном описании, повествовании усиливают связь между картинами, фактами, чувствами, придают речи плавность, музыкальность;
Союз И в ССП выражает разнообразные оттенки значений: одновременность и последовательность действий, противопоставление, причину, условие, равенство;
с помощью союзов А, НО ССП могут образовывать стилистическую фигуру антитезу, что усиливает выразительность речи, представляет резкое противопоставление образов, состояний, понятий;
использование в ССП многосоюзия придает предложениям особую интонацию, позволяет выделить детали, единство перечисления, показать широту описания, его “незавершенность”; одиночный союз, наоборот, показывает конечность действия, завершенность описания.