kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Правописание чередующихся гласных Е-И в корнях с чередованием"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с условиями выбора букв И и Е в корнях с чередованием.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Правописание чередующихся гласных Е-И в корнях с чередованием"»

Трегубова О. С. Учитель русского языка МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

Трегубова О. С.

Учитель русского языка

МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

Добрый день, мои друзья! Встречи с вами рада я. Сели ровно, все достали, Вспоминаем все, что знали. Оставляем все заботы И включаемся в работу!

Добрый день, мои друзья!

Встречи с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали.

Оставляем все заботы

И включаемся в работу!

Проверим домашнее задание

Проверим домашнее задание

  • Световая окраска горизонта перед восходом и заходом солнца – ЗАРЯ.
  • Отсвет заката или пожара – ЗАРЕВО .
  • Отдалённая мгновенная вспышка на
  • небосклоне, отблеск молний дальней грозы – ЗАРНИЦА .
  • Птичка, поющая на зорьке – ЗОРЯНКА.
  • Просветление мысли, внезапная находка ума- ОЗАРЕНИЕ.
Лингвистическая сказка      Два брата Е-И  получили в наследство корни. Но так как братья не были дружными, они не могли решить, где какому жить. Тогда они обратились к мудрому судье - суффиксу -А- . Суффикс ­А- подумал и решил, что там, где он будет стоять позади корня, в корне станет жить братец - И- , а в остальных словах сможет жить братец - Е- . С тех пор так и повелось: в корнях с чередующимися гласными Е-И буква - И-  пишется только тогда, когда после корня следует суффикс - А -:  вы бир ать- выберу  рас тира ть - рас тер еть.  О. Варакса

Лингвистическая сказка

Два брата Е-И получили в наследство корни. Но так как братья не были дружными, они не могли решить, где какому жить. Тогда они обратились к мудрому судье - суффиксу -А- . Суффикс ­А- подумал и решил, что там, где он будет стоять позади корня, в корне станет жить братец - И- , а в остальных словах сможет жить братец - Е- . С тех пор так и повелось: в корнях с чередующимися гласными Е-И буква - И- пишется только тогда, когда после корня следует суффикс - А -:

вы бир ать- выберу

рас тира ть - рас тер еть.

О. Варакса

Цели урока: 1.Познакомить учащихся с условиями выбора букв И и Е в корнях с чередованием .

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с условиями выбора букв И и Е в корнях с чередованием .

  • Знать условия выбора букв И и Е в корнях с чередованием ;
  • Уметь распознавать слова с чередующимися гласными И - Е и применять правило их написания на практике .
Теоретический материал Сформулируйте правило, которому подчиняется написание корней с чередующимися гласными (е//и). Прочитайте параграф 52 стр.71 В корнях с чередованием Е - И : - бир - бер-, тиp- тер,мир -мер-, -дир- -дер-, -пир- -пер-, стил- стел,жиг- жег- - буква И пишется, если после корня следует суффикс А , в противном случае пишется Е.  Например: собирать - соберу, замирать - замер, замuрать – замер,задирать – задираю, стирать - стереть, выжигать - выжег. Исключение:Соч е тать,соч е тание.

Теоретический материал

Сформулируйте правило, которому подчиняется написание корней с чередующимися гласными (е//и).

Прочитайте параграф 52 стр.71

В корнях с чередованием Е - И : - бир - бер-, тиp- тер,мир -мер-, -дир- -дер-, -пир- -пер-, стил- стел,жиг- жег- - буква И пишется, если после корня следует суффикс А , в противном случае пишется Е.

Например: собирать - соберу, замирать - замер, замuратьзамер,задирать – задираю, стирать - стереть, выжигать - выжег.

Исключение:Соч е тать,соч е тание.

Буквы е – и в корнях с чередованием е(нет â ) Приб е ру Отп е реть Сд е рёт Ст е реть Зам е рла Перестелить Выж е гший Бл е стеть Выч е т и(есть â ) Приб и р â ю Отп и р â ю Сд и р â ю Ст и р â ю Зам и р â ет Перест и л â ет Прож и г â ет Бл и ст â ет Вы ч и т â ние

Буквы е – и в корнях с чередованием

е(нет â )

Приб е ру

Отп е реть

Сд е рёт

Ст е реть

Зам е рла

Перестелить

Выж е гший

Бл е стеть

Выч е т

и(есть â )

Приб и р â ю

Отп и р â ю

Сд и р â ю

Ст и р â ю

Зам и р â ет

Перест и л â ет

Прож и г â ет

Бл и ст â ет

Вы ч и т â ние

Если после корня – А , В корне будет И всегда! Вот пример, запоминай: Ноги вы тер ? Вы тира й ! И Е

Если после корня – А ,

В корне будет И всегда!

Вот пример, запоминай:

Ноги вы тер ? Вы тира й !

И

Е

Практикум. Устно объясните написание слов Выберу - выбираю, вычесть - вычитаю, замереть замираю, застелю -застилаю, обжечь - обжигаю, отпереть - отпираю, стереть - стираю, сдеру- сдираю, блестеть - блистать, соберу - собирать.

Практикум. Устно объясните написание слов

Выберу - выбираю, вычесть - вычитаю, замереть замираю, застелю -застилаю, обжечь - обжигаю, отпереть - отпираю, стереть - стираю, сдеру- сдираю, блестеть - блистать, соберу - собирать.

Упр 596
  • Упр 596
Самостоятельная работа    Выт..реть, сж..гаю, проб..рается, заж..чь, выд..ру, ум..рают, поч..таю, уст..лаю, обж..гаю, проб..рались, разб..ру, доч..таю, обж..чь, зап..реть.

Самостоятельная работа

Выт..реть, сж..гаю, проб..рается, заж..чь, выд..ру, ум..рают, поч..таю, уст..лаю, обж..гаю, проб..рались, разб..ру, доч..таю, обж..чь, зап..реть.

Взаимопроверка  Выт е реть, сж и гаю, проб и рается, заж е чь, выд е ру, ум и рают, поч и таю, уст и лаю, обж и гаю, проб и рались, разб е ру, доч и таю, обж е чь, зап е реть.

Взаимопроверка

Выт е реть, сж и гаю, проб и рается, заж е чь, выд е ру, ум и рают, поч и таю, уст и лаю, обж и гаю, проб и рались, разб е ру, доч и таю, обж е чь, зап е реть.

Устно подберите к каждому данному глаголу однокоренные глаголы с указанными в скобках приставками.  Карточка 1 группа Уб .. рать (со-, вы-, nере-, от-, раз-). В ыт .. рать (на-, nод-, от-, рас-).  Зап .. рать (от-, nод-, на-). Уст .. лать (за-, nод-, на-, вы-). Заж..гать (nри-, вы-,с-).

Устно подберите к каждому данному глаголу однокоренные глаголы с указанными в скобках приставками. Карточка 1 группа

  • Уб .. рать (со-, вы-, nере-, от-, раз-).
  • В ыт .. рать (на-, nод-, от-, рас-).
  • Зап .. рать (от-, nод-, на-).
  • Уст .. лать (за-, nод-, на-, вы-). Заж..гать (nри-, вы-,с-).

Распределите слова в два столбика:  а) с гласной е в корне-1 группа  б) с гласной и в корне-2группа   Уб..рать, уб..ру, выст. выст..лю, сж..г, сж..гать, раст..раюсь, раст..реться, выб..ру, выб..рать, зам..реть, зам..рать, бл..стящий, бл..стать, выч..тать, выч..тание, выч..сть, подж..гать, разж.г, заб..рать, заб..ру, разж..гать, выж..г, оп..реться.

Распределите слова в два столбика: а) с гласной е в корне-1 группа б) с гласной и в корне-2группа

Уб..рать, уб..ру, выст. выст..лю, сж..г, сж..гать, раст..раюсь, раст..реться, выб..ру, выб..рать, зам..реть, зам..рать, бл..стящий, бл..стать, выч..тать, выч..тание, выч..сть, подж..гать, разж.г, заб..рать, заб..ру, разж..гать, выж..г, оп..реться.

Проверь себя. И Е Убирать, выстилать, сжигать, растираюсь, выбирать, замирать, блистать, вычитать, вычитание, поджигать, забирать, разжигать Уберу, выстелю, сжег, растереться, выберу, замереть, блестящий, вычесть, разжег, заберу, выжег, опереться.

Проверь себя.

И

Е

Убирать, выстилать,

сжигать, растираюсь, выбирать, замирать, блистать, вычитать, вычитание,

поджигать, забирать, разжигать

Уберу, выстелю, сжег, растереться, выберу,

замереть, блестящий, вычесть, разжег, заберу, выжег, опереться.

Устно объясните написание И –Е в данных словах Разб .. раться, нат .. рать, соб .. рать, изб .. ратель, раст .. рание, проб .. рёт, под т .. реть , соб .. рание, выж..гает, за м .. рать, разб .. рём, ст.. pеть, заж..гательный, соб .. ратель, за м .. рли, соб .. ру, выт .. рание, на т .. реть, зам .. рание, ум .. реть, раз ж .. гание, прот .. реть, нат .. рание,  изб .. рательный.

Устно объясните написание И –Е в данных словах

Разб .. раться, нат .. рать, соб .. рать,

изб .. ратель, раст .. рание, проб .. рёт, под

т .. реть , соб .. рание, выж..гает, за

м .. рать, разб .. рём, ст.. pеть, заж..гательный, соб .. ратель, за

м .. рли, соб .. ру, выт .. рание, на

т .. реть, зам .. рание, ум .. реть, раз

ж .. гание, прот .. реть, нат .. рание,

изб .. рательный.

Найдите в предложениях слова с чередующимися гласными И-Е. 1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна … (П.) 2. Ветерок ласково перебирает на ясенях листья. (В.Макси­мов.) 3. Вдали замирают крики охотников и лай собак ... (Бун.) 4 . Еще шумел веселый день, толпами улица блистала. (Тютч.) 5 . Робкий солнца луч блестит в лужах дороги. (Л. Т.) 6 . Еще поворот и машина выберется на хорошую дорогу.

Найдите в предложениях слова с чередующимися гласными И-Е.

1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна … (П.) 2. Ветерок ласково перебирает на ясенях листья. (В.Макси­мов.) 3. Вдали замирают крики охотников и лай собак ... (Бун.) 4 . Еще шумел веселый день, толпами улица блистала. (Тютч.) 5 . Робкий солнца луч блестит в лужах дороги. (Л. Т.) 6 . Еще поворот и машина выберется на хорошую дорогу.

Подведём итог. Что узнали о правописании гласных И-Е в корнях с чередованием? ПИР А - ПЕР  ДИР А  - ДЕР ТИР А - ТЕР  МИР А - МЕР    БЛИСТ А - БЛЕСТ СТИЛ A- СТЕЛ ЖИГ А - ЖЕГ   ЧИТ А - ЧЕТ В корнях с чередованием И –Е пишется буква и, если после корня стоит суффикс -А . Буква И пишется, если после корня нет суффикса -А.

Подведём итог.

Что узнали о правописании гласных И-Е в корнях с чередованием?

ПИР А - ПЕР

ДИР А - ДЕР

ТИР А - ТЕР

МИР А - МЕР

БЛИСТ А - БЛЕСТ

СТИЛ A- СТЕЛ

ЖИГ А - ЖЕГ

ЧИТ А - ЧЕТ

В корнях с чередованием И –Е пишется буква и, если после корня стоит суффикс -А . Буква И пишется, если после корня нет суффикса -А.

Рефлексия На уроке я работал  2. Своей работой на уроке я  3. Урок показался мне  4. За урок я  5. Мое настроение  6. Материал урока для меня был   активно, пассивно  доволен, недоволен  коротким, длинным  не устал, устал  стало лучше, стало хуже  понятен, непонятен интересен, скучен полезен, бесполезен

Рефлексия

  • На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок показался мне

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока для меня был

активно, пассивно

доволен, недоволен

коротким, длинным

не устал, устал

стало лучше, стало хуже

понятен, непонятен

интересен, скучен

полезен, бесполезен

Домашнее задание Параграф 52 . Выполнить упражнение 597.

Домашнее задание

Параграф 52 .

Выполнить упражнение 597.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация "Правописание чередующихся гласных Е-И в корнях с чередованием"

Автор: Трегубова Ольга Сергеевна

Дата: 02.11.2016

Номер свидетельства: 354487

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Презентация к уроку "Правописание чередующихся гласных в корне" (9 класс)"
    ["seo_title"] => string(77) "priezientatsiiakurokupravopisaniiechierieduiushchikhsiaghlasnykhvkornie9klass"
    ["file_id"] => string(6) "287345"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454477996"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Презентация к уроку по теме: "Корни с чередованием Е-И" "
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-korni-s-chieriedovaniiem-ie-i"
    ["file_id"] => string(6) "223131"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1437305115"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Технологическая карта урока по теме: "Корни с чередованием Е-И". "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-korni-s-chieriedovaniiem-ie-i"
    ["file_id"] => string(6) "223127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437304044"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Презентация по теме "Чередование гласных в корнях слов" "
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia-po-tiemie-chieriedovaniie-ghlasnykh-v-korniakh-slov"
    ["file_id"] => string(6) "245092"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446052127"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Разработка краткосрочного плана открытого урока "Буквы О-А в корне -раст--рос--ращ-" "
    ["seo_title"] => string(85) "razrabotka-kratkosrochnogho-plana-otkrytogho-uroka-bukvy-o-a-v-kornie-rast-ros-rashch"
    ["file_id"] => string(6) "210016"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431355200"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства