kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по русскому языку. тема "Культура речи и ее аспекты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная работа может быть использована преподавателями по русскому языку

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку. тема "Культура речи и ее аспекты"»

Тема:  Культура речи и ее основные аспекты

Тема: Культура речи и ее основные аспекты

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

  • Функционально-смысловые стили речи.
  • Научный стиль
  • Публицистический стиль
  • Официально-деловой стиль
  • Художественный стиль
Научный стиль

Научный стиль

  • Сфера применения
  • Цель
  • Функции
  • Языковые средства
Публицистический стиль

Публицистический стиль

  • Сфера применения
  • Цель
  • Функции
  • Языковые средства
Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль

  • Сфера применения
  • Цель
  • Функции
  • Языковые средства
Художественный стиль

Художественный стиль

  • Сфера применения
  • Цель
  • Функции
  • Языковые средства
Разговорный стиль

Разговорный стиль

  • Сфера применения
  • Цель
  • Функции
  • Языковые средства
Культура - это

Культура - это

  • Культу́ра  — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.
  • В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.
Культура речи - владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения (уместность) и при соблюдении  этики
  • Культура речи - владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения (уместность) и при соблюдении  этики   общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации.
Культура речи имеет 3 аспекта:  нормативный, коммуникативный, этикетный.
  • Культура речи имеет 3 аспекта:

  • нормативный,
  • коммуникативный,
  • этикетный.
Нормативный аспект   Норма - традиция употребления языковых единиц Правило - регулярное употребление языковых единиц

Нормативный аспект

  • Норма -

традиция употребления языковых единиц

Правило -

регулярное употребление языковых единиц

Орфоэпические нормы.  Произнесите правильно слова, исправив ошибки.

Орфоэпические нормы. Произнесите правильно слова, исправив ошибки.

  • СвеклА
  • бАрмен
  • случАй
  • зАвидно
  • намЕрение
  • аргУмент
  • нефтепрОвод
  • озлоблЕнный
Орфоэпические нормы.  Произнесите правильно слова, исправив ошибки

Орфоэпические нормы. Произнесите правильно слова, исправив ошибки

  • цЕмент
  • бЕрежливо
  • брАла
  • каУчук
  • усугУбить
  • упрочЕние
  • столЯр
  • разогнУтый
Орфографические нормы.  Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. пр...грессия, пр...зрение, пр...бабка, ра...чехлить, во..хождение, чре...мерный, пр...чудливый, пр..сягать,, пр...мечание, ад..ютант, интер...ер, ин..екция, дремл..щий с тарик, собаки ла...т, мальчишки гон...т лошадей, бор...щиеся за свободу, он мел...т кофе, он ничего не вид...т, снега завал..т крышу, восхища...щий публику.

Орфографические нормы. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

пр...грессия, пр...зрение, пр...бабка,

ра...чехлить, во..хождение, чре...мерный,

пр...чудливый, пр..сягать,, пр...мечание,

ад..ютант, интер...ер, ин..екция,

дремл..щий с тарик, собаки ла...т,

мальчишки гон...т лошадей, бор...щиеся за свободу, он мел...т кофе, он ничего не вид...т,

снега завал..т крышу, восхища...щий публику.

Лексические нормы

Лексические нормы

  • В каком предложении вместо слова ВИНОВАТЫЙ нужно употребить ВИНОВНЫЙ?
  • Он каждый раз подходи и к учителю с ВИНОВАТЫМ видом.
  • ВИНОВАТЫМ в этой аварии оказался водитель автобуса.
  • Я вдруг почувствовала себя ВИНОВАТОЙ перед этой пожилой женщиной.
  • Пациент говорит с врачом ВИНОВАТЫМ голосом.
В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употреблять ДИПЛОМАНТ ? Опытные ДИПЛОМАТЫ должны успешно осуществлять внешнюю политику государства. Он считал себя большим ДИПЛОМАТОМ и старался наладить хорошие отношения с новыми соседями. Говорит как ДИПЛОМАТ, а дела не идут в лад. Стать ДИПЛОМАТОМ Московского конкурса скрипачей большая честь даже для знаменитостей.
  • В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употреблять ДИПЛОМАНТ ?
  • Опытные ДИПЛОМАТЫ должны успешно осуществлять внешнюю политику государства.
  • Он считал себя большим ДИПЛОМАТОМ и старался наладить хорошие отношения с новыми соседями.
  • Говорит как ДИПЛОМАТ, а дела не идут в лад.
  • Стать ДИПЛОМАТОМ Московского конкурса скрипачей большая честь даже для знаменитостей.
В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить слово ВРАЖЕСКИЙ?

В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить слово ВРАЖЕСКИЙ?

  • 1) Оксана не ожидала столь сухого, даже враждебного приёма. 2)Вокруг этого населённого пункта расположился враждебный полк. 3)В народных сказках животные иногда выступают в качестве враждебной силы, опасной для людей.
Грамматические нормы

Грамматические нормы

  • Укажите предложение с грамматической ошибкой.
  • 1) Все пришедшие на матч остались довольны игрой нашей команды.
  • 2) В поэме Блока «Двенадцать» представлена сложная система образов.
  • 3) Благодаря изобразительного искусства, связанного с движением декабристов, наши современники могут расширить знания об этой исторической эпохе.
  • 4) Музыка воплощает в особую форму самые сложные чувства и может передавать их.
Грамматические нормы

Грамматические нормы

  • Укажите предложение с грамматической ошибкой .
  • 1) Спортсмены занимались согласно расписанию тренировок.
  • 2) Никто больше так не читал эти стихи!
  • 3) Делегация направлялась к дому известного учёного, находившийся недалеко от главной площади.
  • 4) Мы любили походы и часто ходили в лес.
Грамматические нормы Укажите предложение с грамматической ошибкой .

Грамматические нормы

Укажите предложение с грамматической ошибкой .

  • 1) Зимняя сессия студентов проходила согласно расписанию.
  • 2) Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок.
  • 3) В этом докладе отражены проблемы, волнующие генетиков мира.
  • 4) Студенты получили не только словари, но и рабочие тетради.
Синтаксические нормы

Синтаксические нормы

  • Порядок слов в предложении
  • Он отказался со всеми студентами участвовать в мероприятии (только: Он отказался участвовать в мероприятии со всеми студентами).
Синтаксические нормы

Синтаксические нормы

  • Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого:
  • Большинство студентов уже сдали экзамен.
  • На экскурсию записалось только восемь отдыхающих.
  • Спортсмен и тренер отправились на соревнования. 
  • Директор с сотрудниками института подготовил этот проект. 
Синтаксические нормы Согласование определений с определяемым словом

Синтаксические нормы

  • Согласование определений с определяемым словом

  • В правой и левой половине дома. Промышленный и аграрный кризис.
  • Биологический и химический факультеты.
  • Любительский и профессиональный турниры
Синтаксические нормы

Синтаксические нормы

  • Согласование приложений с определяемым словом.
  • В городе Смоленске, в селе Горюхине, на реке Волге, в Республике Индии.
Синтаксические нормы

Синтаксические нормы

  • Особенности употребления однородных членов
  • Высказаны пожелания и выводы (только: Высказаны пожелания и сделаны выводы).  Контролировать и руководить работами (только: Контролировать работы и руководить ими). 
Синтаксические нормы

Синтаксические нормы

  • Употребления причастного и деепричастного оборотов
  • Неправильно: Выполненный план заводом (только: план, выполненный заводом или выполненный заводом план). 
  • Неправильно: Он пошёл по пути, проложенным его отцом (только: проложенному).  Неправильно: Выступающий с заключительным словом докладчик ответил на вопросы (только: выступивший). 
Найдите и исправьте, объяснив, ошибки в предложениях.

Найдите и исправьте, объяснив, ошибки в предложениях.

  • 1) Сатирики разоблачают невежд, грубость алчность, эгоизм.
  • 2) Избиратели хорошо знают и доверяют своему кандидату в депутаты 3) Леночка встретила и сказала Маше о поездке в лес.
  • 4) Язык пьесы краток, но красочный.
  • 5) Отец очень любит шахматные соревнования и ловить рыбу.
Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения.

Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения.

  • 1) Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей. 2) Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту сложную проблему. 3) Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущается близость весны. 4) Режиссёр опирался и развивал в своей работе систему Станиславского. 5) Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни морозостойкости, ни другим показателям.
Коммуникативный аспект (уместность) культуры речи связан с тем влиянием, которое оказывает на речь обстановка (сфера и ситуация) общения. Сфера общения определяет выбор стиля речи (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный), а ситуация общения (например, официальная/неофициальная ситуация, количество коммуникантов: два-три-несколько и др.).
  • Коммуникативный аспект (уместность) культуры речи связан с тем влиянием, которое оказывает на речь обстановка (сфера и ситуация) общения. Сфера общения определяет выбор стиля речи (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный), а ситуация общения (например, официальная/неофициальная ситуация, количество коммуникантов: два-три-несколько и др.).
Этикетный аспект культуры речи – это владение говорящим нормами речевого  этикета
  • Этикетный аспект культуры речи – это владение говорящим нормами речевого  этикета , принятыми в данном обществе.  Речевой этикет  – это общепринятый порядок культурного речевого общения, знание и использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости (этикетные стереотипы приветствия, прощания, знакомства, благодарности, извинения, просьбы и т.п.).
Этике́т от фр. étiquette — этикетка, надпиcь — правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.
  • Этике́т от фр. étiquette — этикетка, надпиcь — правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация по русскому языку. тема "Культура речи и ее аспекты"

Автор: Зареева Виктория Викторовна

Дата: 28.04.2017

Номер свидетельства: 412186

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Презентация к элективному курсу "Культура речи - отражение души". "
    ["seo_title"] => string(71) "priezientatsiia-k-eliektivnomu-kursu-kul-tura-riechi-otrazhieniie-dushi"
    ["file_id"] => string(6) "111039"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1406956353"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока " Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" 9 класс.  Презентация к уроку."
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekturokaslozhnopodchiniennyiepriedlozhieniiasnieskolkimipridatochnymi9klasspriezientatsiiakuroku"
    ["file_id"] => string(6) "277444"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452903159"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(71) "patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "286655"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454385028"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Разработка открытого урока  на тему : "Страны и народы". "
    ["seo_title"] => string(52) "razrabotka-otkrytogho-uroka-na-tiemu-strany-i-narody"
    ["file_id"] => string(6) "123047"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414405275"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по английскому языку в 6 классе по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-anghliiskomu-iazyku-v-6-klassie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "223488"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437740445"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства