kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по русскому языку "Чередование звуков" ( 5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование презентации  на уроке  помогает сделать урок более живым, увлекательным, интерактивным. Эмоциональность, создаваемая использованием современных средств обучения, является одним из условий для успеха в учебном процессе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку "Чередование звуков" ( 5 класс)»

Чередование звуков. Учитель русского языка и литературы Павлюченкова Наталья Петровна МКОУ «Андринская СОШ»

Чередование звуков.

Учитель русского языка и литературы

Павлюченкова Наталья Петровна

МКОУ «Андринская СОШ»

Цель: познакомить учащихся с чередованием гласных и согласных звуков, правописанием корней, на которых отразилось чередование.

Цель: познакомить учащихся с чередованием гласных и согласных звуков, правописанием корней, на которых отразилось чередование.

Задачи:  1.Знать и понимать определение основного понятия «чередование звуков», историю чередования звуков.  2. Узнать основные чередования гласных и согласных звуков в корнях слов.  3. Уметь правильно выделять корень слова.  4. Уметь находить слова с чередующимися звуками в предложениях, текстах.  5. Развивать мотивацию к познавательной деятельности.  6. Развивать навыки работы в парах, в группе, самостоятельно.  7. Воспитывать любовь к родному языку.

Задачи:

1.Знать и понимать определение основного понятия «чередование звуков», историю чередования звуков.

2. Узнать основные чередования гласных и согласных звуков в корнях слов.

3. Уметь правильно выделять корень слова.

4. Уметь находить слова с чередующимися звуками в предложениях, текстах.

5. Развивать мотивацию к познавательной деятельности.

6. Развивать навыки работы в парах, в группе, самостоятельно.

7. Воспитывать любовь к родному языку.

Задание : вспомните слова, состав которых соответствует схемам: ¬∩□ ¬∩^□  ¬ ¬∩^□

Задание : вспомните слова, состав которых соответствует схемам:

¬∩□

¬∩^□

¬ ¬∩^□

- Какие части слова вы знаете? Как называются части слова? Какая морфема идет за приставкой? -Какая морфема используется для образования форм слова? - Какая морфема сохраняет главный смысл слова?

- Какие части слова вы знаете?

  • Как называются части слова?
  • Какая морфема идет за приставкой?

-Какая морфема используется для образования форм слова?

- Какая морфема сохраняет главный смысл слова?

Проверьте себя! Для этого откройте учебник на странице 23, прочитайте теорию § 78 .

Проверьте себя!

Для этого откройте учебник на странице 23, прочитайте теорию § 78 .

Чередование звуков – это закономерное различие звуков в вариантах одной и той же морфемы. Например: робок – робкие имеется чередование в корне звуков [б] и [п]. Позиционными чередованиями являются и чередование [р`] / [р]: токарь – токарный, дверь – дверной- в связи с законом ассимиляции мягких согласных по твердости), и чередование [ш] и [с]: сшить - скрутить (в связи с законом ассимиляции зубных перед передненёбными).

Чередование звуков – это закономерное различие звуков в вариантах одной и той же морфемы. Например: робок – робкие имеется чередование в корне звуков [б] и [п]. Позиционными чередованиями являются и чередование [р`] / [р]: токарь – токарный, дверь – дверной- в связи с законом ассимиляции мягких согласных по твердости), и чередование [ш] и [с]: сшить - скрутить (в связи с законом ассимиляции зубных перед передненёбными).

Когда -то в русском языке действовал закон перехода звуковых сочетаний [кт] и [чт] в [ч], что дало слова НОЧЬ из НОКТ Ь, МОЧЬ из МОГТЬ, ПЕЧЬ из ПЕКТИ

Когда -то в русском языке действовал закон перехода звуковых сочетаний [кт] и [чт] в [ч], что дало слова НОЧЬ из НОКТ Ь, МОЧЬ из МОГТЬ, ПЕЧЬ из ПЕКТИ

Упр. 421. 1. Словарная работа : найдите значение слов в толковых словарях: ходоки, насыпь, разграфить (по парам). 2. Задание
  • Упр. 421.
  • 1. Словарная работа : найдите значение слов в толковых словарях: ходоки, насыпь, разграфить (по парам).
  • 2. Задание : выпишите из таблицы в две группы слова с чередованием:
  • 1) при образовании слов;
  • 2) при изменении слов. Обозначьте корни, в которых есть чередования. Буквы, обозначающие чередующиеся звуки, подчеркните.
Физкультминутка Мы – весёлые мартышки, Мы играем громко слишком Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щёчки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесём к виску И друг другу даже язычки покажем! Шире рот откроем, Гримасы все состроим. Как скажу я слово три, Все с гримасами замри. Раз, два, три!

Физкультминутка

Мы – весёлые мартышки,

Мы играем громко слишком

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щёчки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесём к виску

И друг другу даже язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

Задание : запишите предложение, поставив знак препинания (если он нужен), составьте схему; найдите слова с чередованием звуков, подберите к ним однокоренные слова и формы слов. ДНЁМ ПТИЦ БЫЛО МНОГО И ОНИ РЕДКО ПЕЛИ.

Задание : запишите предложение, поставив знак препинания (если он нужен), составьте схему; найдите слова с чередованием звуков, подберите к ним однокоренные слова и формы слов.

ДНЁМ ПТИЦ БЫЛО МНОГО И ОНИ РЕДКО ПЕЛИ.

ДНЁМ ПТИЦ БЫЛО МНОГО, И ОНИ РЕДКО ПЕЛИ. Схема: [ – =], и [ – =]. Слова с чередованием звуков: птиц, много, редко. Однокоренные слова к словам с чередованием звуков: птиц – птичий (ц//ч), много – множество (г//ж), редко – реже (д//ж).

ДНЁМ ПТИЦ БЫЛО МНОГО, И ОНИ РЕДКО ПЕЛИ.

Схема: [ – =], и [ – =].

Слова с чередованием звуков: птиц, много, редко.

Однокоренные слова к словам с чередованием звуков: птиц – птичий (ц//ч), много – множество (г//ж), редко – реже (д//ж).

Упр. 422 (комментированное письмо, 1 ученик работает у доски, остальные пишут в тетради). Задание : подберите и запишите слова с чередующимися согласными и гласными в корне. Составьте с глаголами 4 словосочетания. Упр. 423 (устно). Задание
  • Упр. 422 (комментированное письмо, 1 ученик работает у доски, остальные пишут в тетради).
  • Задание : подберите и запишите слова с чередующимися согласными и гласными в корне. Составьте с глаголами 4 словосочетания.
  • Упр. 423 (устно).
  • Задание : участвуют две команды. Представитель первой команды называет слово, в котором возможны чередования. Представитель второй команды называет нужное слово и чередующиеся звуки, затем загадывает слово с чередованием для первой команды и т. д.
Дополнительные задания : Выделить все морфемы в слове ИЗУЧИЛИ. Указать чередование в словах: 1)БЕГ – БЕЖАТЬ, 2) СВЕЧА – ОСВЕЩАТЬ, 3) ХОЖУ – ХОЖДЕНИЕ, 4) ИЗЛОЖЕНИЕ – ИЗЛАГАТЬ, 5) У ОПУШЕК – ОПУШКА.

Дополнительные задания :

Выделить все морфемы в слове ИЗУЧИЛИ.

Указать чередование в словах:

1)БЕГ – БЕЖАТЬ,

2) СВЕЧА – ОСВЕЩАТЬ,

3) ХОЖУ – ХОЖДЕНИЕ,

4) ИЗЛОЖЕНИЕ – ИЗЛАГАТЬ,

5) У ОПУШЕК – ОПУШКА.

1. Какая тема была на сегодняшнем уроке? 2. Какую цель перед собой ставили? 3. Достигли ли цель? Каким способом? 4. Какие получили результаты? 5. Над чем ещё нужно поработать? Что трудно было на уроке? 6. Где можно применить новое знание? 7. Что на уроке у вас хорошо получилось? За что бы вы себе поставили «5»?

1. Какая тема была на сегодняшнем уроке?

2. Какую цель перед собой ставили?

3. Достигли ли цель? Каким способом?

4. Какие получили результаты?

5. Над чем ещё нужно поработать? Что трудно было на уроке?

6. Где можно применить новое знание?

7. Что на уроке у вас хорошо получилось? За что бы вы себе поставили «5»?

Домашнее задание: Повторить материал § 78. Упр. 424

Домашнее задание:

Повторить материал § 78.

Упр. 424

Источники:   1. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс / Сост. Н.В. Егорова. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2015. 2. Русский язык: учеб для 5 кл. общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. 3. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс»/ Т.В.Раман.- М.: Экзамен, 2006.  

Источники:

1. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс / Сост. Н.В. Егорова. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2015.

2. Русский язык: учеб для 5 кл. общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

3. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс»/ Т.В.Раман.- М.: Экзамен, 2006.

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Презентация по русскому языку "Чередование звуков" ( 5 класс)

Автор: Павлюченкова Наталья Петровна

Дата: 22.03.2017

Номер свидетельства: 402326

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок русского языка в 5 классе по теме " Беглые гласные""
    ["seo_title"] => string(54) "urokrusskoghoiazykav5klassiepotiemiebieghlyieghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "291792"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455188307"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "План-конспект урока русского языка по теме:. "Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне." "
    ["seo_title"] => string(158) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-povtorieniie-poniatii-korien-slova-odnokoriennyie-slova-poniatiie-o-chieriedovanii-soghlasnykh-zvukov-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "157449"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421593871"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Чередование настоящего звука с нулевым звуком""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_russkogo_iazyka_vo_2_klasse_po_teme_cheredovanie_nastoiash"
    ["file_id"] => string(6) "617150"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1668163965"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок русского языка во 2 классе "Однокоренные слова""
    ["seo_title"] => string(55) "urok-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "273796"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452270279"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок- исследование по  русскому  языку Тема: «Слово "Зима "»."
    ["seo_title"] => string(55) "urok-issliedovaniie-po-russkomu-iazyku-tiema-slovo-zima"
    ["file_id"] => string(6) "249447"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446902267"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства