Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Запятая между частями ССП"»
Урок русского языка в 9 классеЗапятая между частями сложносочиненного предложения
Составитель: Гузей Н.В., учитель русского языка
МБОУ СОШ №1 г.Новоалтайска Алтайского края
Расшифруйте схему
в ОГЭ задание №12, 14
Запятая между частями сложносочиненного предложения
Прочитайте схемы. Что общего и чем отличаются?
[ – = ], и [ – = ].
[ – = ], или [ – = ].
[ – = ], но [ – = ].
Прочитайте схему, охарактеризуйте предложение
1 .[---- ===== ], да [==== -----].
2.[=== -----], или [------ ====].
3.[------- ====], и [------- =====].
4.[====], и [-------- =====].
5.[===== ------- да =====].
6.[===== --------], либо [===== -------].
7.[ --------- ======], и [=======].
8.[===== ---------- и =======].
9.[ ====== или =====]
Составьте предложения к предложенным схемам:
[ двусост.], и [ двусост.].
[ двусост. ],или [ двусост].
3.[ безлич. ],зато [ двусост.].
Из двух простых предложений составьте одно ССП с союзом И
1) Ночью печально и широко шумело море. Ночью было холодно.
2) От огня листья съежились. От огня обуглились доски.
3) У меня задрожали ноги. У меня закружилась голова.
4) Через несколько дней лопнули первые почки. Через несколько дней все деревья покрылись прозрачной дымкой.
Задания из ОГЭ
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.
Огарков поехал дальше, (1) всюду натыкаясь на группы идущих к востоку людей. Но и они были не из его дивизии, (2) и это обеспокоило Огаркова. Он хлестнул коня, (3) но конь, (4) видимо, (5) устал и упорно двигался шагом, (6) заметно припадая на левую заднюю ногу. (Казакевич Э.)
Спутанная трава в саду полегла, (1) и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. Над лугами тащились из-за реки, (2) цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь. По дорогам уже нельзя было ни пройти, (3) ни проехать, (4) и пастухи перестали гонять в луга стадо.(Паустовский К.)
Дивизия двинулась дальше, (1) на Варшаву, (2) а я, (3) проболтавшись дней десять в Люблине, (4) был эвакуирован в тыл, (5) и воевать мне больше не пришлось.
(Некрасов В.)
В этих безлюдных зеленых переулках асфальт встречался редко, (1) зато было много дощатых тротуаров. Я с тех пор навсегда запомнил, (2) как хорошо пружинят доски под колесами. Иногда, (3) правда, (4) колеса проваливались в щели, (5) но Серёжка легко их выдергивал и вёз меня дальше... (Крапивин В.)
Дорога бежала навстречу, (1) как бесконечная упругая лента, (2) ветви больно хлестали Морозку по лицу, (3) а он все гнал и гнал очумевшего жеребца, (4) полный неистовой злобы, (5) обиды, (6) мщения. (Фадеев А.)
Над полем высоко в небе, (1) словно серебряные колокольчики, (2) звенели жаворонки. В лесу заливались пеночки, (3) зяблики, (4) соловьи... Всех птенцов и не перечесть. У некоторых птиц и голоса-то для пения нет, (5) но и они тоже от других не отстают, (6) стараются кто как умеет. (Скребицкий Г.)
Первая туча прошла. И надвинулась следующая, (1) хмурая, (2) лохматая,(3) стремительно кипящая. Она загородила все небо. Ветер, (4) сильный,(5) грозовой,(6) неистово потянул из-под тучи. Снова скользнула ветвистая молния, (7) прогромыхал гром, (8) и сплошная колючая стена воды с настигающим порывистым гулом обрушилась на лес. (Бондарев Ю.)
Какая из указанных схем соответствует данному предложению ?
Знаки препинания не все расставлены.
1.Черемуха душистая, развесившись, стоит и зелень золотистая на солнышке горит.
1.[---- ===== ], да [==== -----].
2.А потом позвонил медведь да как начал реветь.
2.[=== -----], или [------ ====].
3.[------- ====], и [------- =====].
3. Чуть слышно по земле прошелся ветер и разбудил камыш на берегу.
4.[====], и [-------- =====].
4. Дари щедрее людям счастье и сам ты будешь им богат.
5. Я сидел у костра и мне было тепло.
5.[===== ------- да =====].
6.[==== --------], либо [==== ------].
6. Останься до утра под сенью нашего шатра или пробудь у нас и доле.
7. На струях воды мерцали отражения звезд или волна бежала к ним.
7.[ --------- ======], и [=======].
8.[===== ---------- и =======].
8. Лишь составы идут за составами да кого-то скликают гудки.
9.[ ====== или =====]
9.Раздавался громкий смех либо гремела веселая песня.