kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме" Корень слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация к уроку поможет учащимся повторить состав слова, использовать рифмованные правила, с которыми они работали на уроках раньше. Часть рифмованных правил написали сами учащиеся, потому детям будет интересно использовать творческие работы своих ровесников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме" Корень слова"»

Состав слова   слайд №1 Подготовила учитель русского языка КОШ № 102 Лысякова Тамара Николаевна, специалист высшей категории, старший учитель  Морфемика – наука, изучающая состав слова. Части слова: окончание □  основа: корень ︵ префикс ¬ суффикс ^  Один из сложных разделов русского языка может стать интересным и хорошо усвоенным при организации обучения с использованием ИК-технологий, игровых, разноуровневого обучения.

Состав слова слайд №1

Подготовила учитель русского языка КОШ № 102

Лысякова Тамара Николаевна, специалист высшей категории,

старший учитель

  • Морфемика – наука, изучающая состав слова.
  • Части слова:
  • окончание
  • основа:
  • корень
  • префикс ¬
  • суффикс ^

Один из сложных разделов русского языка может стать интересным и хорошо усвоенным при организации обучения с использованием ИК-технологий, игровых, разноуровневого обучения.

Префикс  слайд № 2 Что такое префикс? Для чего он служит? Как пишется префикс?  Например:  ход – за ход, в ход, по ходка, пере ход, от ход, при ход, под ход Префикс – это часть  основы, которая стоит  перед корнем  и  служит для образования   новых слов Префиксы пишутся  слитно с корнем Теоретические знания по теме формируются и сразу закрепляются. Полезно в дальнейшем накапливать в справочнике всю информацию по теме, отведя (с запасом) некоторое число страниц.

Префикс слайд № 2

  • Что такое префикс?
  • Для чего он служит?
  • Как пишется префикс?

Например:

ход – за ход, в ход, по ходка, пере ход, от ход, при ход, под ход

Префикс – это часть основы, которая стоит перед корнем

и служит для образования

новых слов

Префиксы пишутся

слитно с корнем

Теоретические знания по теме формируются и сразу закрепляются. Полезно в дальнейшем накапливать в справочнике всю информацию по теме, отведя (с запасом) некоторое число страниц.

ЗАПОМНИ  гласные а , о в префиксах слайд №3  В пр ефикс ах  В пр ефикс ах  н а -, н а д -, з а -  всегда пишется гласная а  Например:  н а шел, з а водь,  н а д пись  о - ,  о б- ,  о б о - , п о -, п о д -, (п о д о -) , с о - , о т -, ( о т о - ), про -   всегда пишется  гласная о   Например: под осиновик, по дорожник, со шёл Упражняя учащихся в классификации приставок по написанию в них гласных букв, решается тем самым важная задача – организация запоминания на основе зрительного образа, а затем применение сформировавшихся умений в практических действиях, которые со временем становятся навыками.

ЗАПОМНИ гласные а , о в префиксах слайд №3

  • В пр ефикс ах
  • В пр ефикс ах

н а -, н а д -, з а -

всегда пишется гласная а

Например:

н а шел, з а водь,

н а д пись

о - , о б- , о б о - , п о -, п о д -, (п о д о -) , с о - , о т -, ( о т о - ), про -

всегда пишется

гласная о

Например: под осиновик, по дорожник, со шёл

Упражняя учащихся в классификации приставок по написанию в них гласных букв, решается тем самым важная задача – организация запоминания на основе зрительного образа, а затем применение сформировавшихся умений в практических действиях, которые со временем становятся навыками.

Префиксы  слайд №4 бывают  при-, пре-, пере-   Например :  при думал, пре красный, пере шёл  бывают  в-, с-, у-  Например : в носить, с ъедобный, у беречь  Другие приставки (кроме тех, в которых есть гласная а или о ) даются для ознакомления. Здесь важно лишь отметить, что они (приставки) пишутся слитно с корнем. Особенности написания будут изучаться в последующих классах.

Префиксы слайд №4

бывают

при-, пре-, пере-

Например :

при думал, пре красный, пере шёл

бывают

в-, с-, у-

Например :

в носить, с ъедобный, у беречь

Другие приставки (кроме тех, в которых есть гласная а или о ) даются для ознакомления. Здесь важно лишь отметить, что они (приставки) пишутся слитно с корнем. Особенности написания будут изучаться в последующих классах.

Правило переноса слов с пр ефикс ами  слайд №5 Запомни ! Переноси так: по-с мотрел,  по - к рыл, на-с троил, за-х лопни, за - с лушался, при - к леила, по - д ружились, вы - г ляни; за -улыбался, зау -лыбался.  Нельзя отрывать  от корня первую  согласную букву,  но гласную можно   со-з вездие,   по-и ски,  пои -ски К сожалению, специальных уроков на изучение правил переноса слов с приставками не отводится. Но нередко воспользоваться знаниями такими знаниями нужно. Поэтому сведения подобного рода должны стать достоянием учащихся, записаны в справочник и быть востребованными при необходимости.

Правило переноса слов с пр ефикс ами слайд №5

Запомни !

Переноси так:

по-с мотрел,

по - к рыл,

на-с троил,

за-х лопни,

за - с лушался,

при - к леила,

по - д ружились,

вы - г ляни;

за -улыбался,

зау -лыбался.

Нельзя отрывать

от корня первую

согласную букву,

но гласную можно

со-з вездие,

по-и ски, пои -ски

К сожалению, специальных уроков на изучение правил переноса слов с приставками не отводится. Но нередко воспользоваться знаниями такими знаниями нужно. Поэтому сведения подобного рода должны стать достоянием учащихся, записаны в справочник и быть востребованными при необходимости.

Какими могут быть префиксы?   слайд № 6 Префиксы могут быть ударными: до верху, о зимь, от тепель, под пись, про рубь Префиксы могут быть безударными : про езд , д о жила, от дал, о печатка, по друга Выводы младшие школьники способны сделать самостоятельно. Здесь важно организовать наблюдение над словом, грамотно сформулировать умозаключение после высказанных суждений, а затем оформить сказанное, как результат труда, в виде таблицы, схемы, плана и т.д., зафиксировав продукт добывания знаний в свой справочник.

Какими могут быть префиксы? слайд № 6

Префиксы

могут быть ударными:

до верху, о зимь, от тепель, под пись, про рубь

Префиксы

могут быть безударными :

про езд , д о жила,

от дал, о печатка, по друга

Выводы младшие школьники способны сделать самостоятельно. Здесь важно организовать наблюдение над словом, грамотно сформулировать умозаключение после высказанных суждений, а затем оформить сказанное, как результат труда, в виде таблицы, схемы, плана и т.д., зафиксировав продукт добывания знаний в свой справочник.

Согласные буквы  в префиксах  слайд №7 Парные согласные в префиксах о б - , о т -, на д -, по д - пишутся всегда  одинаково Например: о б тянул, о т дал, на д пись, по д тащил.  Префикс с-   произносится как  [ с ] или [ з ] , но всегда пишется с-  с писать,  с делать,  с бросить,  с дать.   Но часть корня : з десь, з дание, з доровье, зги Для перевода знаний с уровня понимания на уровень усвоения необходима практическая работа как по запоминанию приставок, так и упражнения в написании разных приставок с объяснением нового смыслового значения, которое она вносит в слово.

Согласные буквы в префиксах слайд №7

Парные согласные в префиксах

о б - , о т -, на д -, по д - пишутся всегда

одинаково

Например: о б тянул, о т дал, на д пись, по д тащил.

Префикс с-

произносится как

[ с ] или [ з ] , но

всегда пишется с-

с писать, с делать,

с бросить, с дать.

Но часть корня : з десь, з дание, з доровье, зги

Для перевода знаний с уровня понимания на уровень усвоения необходима практическая работа как по запоминанию приставок, так и упражнения в написании разных приставок с объяснением нового смыслового значения, которое она вносит в слово.

слайд № 8

слайд № 8

    слайд № 9

    слайд № 9

      Суффикс ^  слайд № 10 Что такое суффикс? Для чего он служит? Какие бывают суффиксы? Уменьшительно-ласкательные: Суффикс – это часть основы, которая стоит  после корня  и служит для образования   новых слов   -ок, -ек, -ик, -к,  -ушк, -ышк,  -оньк, -еньк,  -ец, -иц, -очк,  Другие суффиксы:  -ск, -н,  -щик, -тель, -ник Гриб – гриб ок , гриб н ой, гриб ник, гриб ниц а Система вопросов для последовательного усвоения теоретических знаний на данном этапе включает в себя всего 3-4 блока информации. Эти сведения учащиеся формулируют, раскрывая само понятие суффикс, его роль в словообразовании, а также применяют возможную классификацию, доступную ученикам младшего школьного возраста.

      Суффикс ^ слайд № 10

      • Что такое суффикс?
      • Для чего он служит?
      • Какие бывают суффиксы?
      • Уменьшительно-ласкательные:

      Суффикс – это часть основы, которая стоит после корня

      и служит для образования

      новых слов

      -ок, -ек, -ик, -к,

      -ушк, -ышк,

      -оньк, -еньк,

      -ец, -иц, -очк,

      • Другие суффиксы:

      -ск, -н,

      -щик, -тель, -ник

      Гриб – гриб ок , гриб н ой, гриб ник, гриб ниц а

      Система вопросов для последовательного усвоения теоретических знаний на данном этапе включает в себя всего 3-4 блока информации. Эти сведения учащиеся формулируют, раскрывая само понятие суффикс, его роль в словообразовании, а также применяют возможную классификацию, доступную ученикам младшего школьного возраста.

      ^ Суффиксы – и к, - е к ^  - и к  ? -е к  изменю  форму  слова гласная  осталась  гласная  убежала  - е к     - и к  ключ и к  замоч е к   (ключ и ки или нет    ключ и ка)    (замо чк и  или нет замо чк а)  слайд № 11  Составление алгоритма рассуждения самими учащимися под руководством учителя заметно повышает эффективность усвоения материала. А сама форма записи такова, что можно увидеть все и сразу, а также задержать внимание на отдельных шагах рассуждения. Такие схемы рекомендую сопровождать примерами слов с выделенными буквами (орфограммами)

      ^

      Суффиксы – и к, - е к

      ^

      - и к ? -е к

      изменю форму слова

      гласная осталась гласная убежала

      - е к

      - и к ключ и к замоч е к

      (ключ и ки или нет

      ключ и ка)

      (замо чк и

      или нет замо чк а)

      слайд № 11

      Составление алгоритма рассуждения самими учащимися под руководством учителя заметно повышает эффективность усвоения материала. А сама форма записи такова, что можно увидеть все и сразу, а также задержать внимание на отдельных шагах рассуждения. Такие схемы рекомендую сопровождать примерами слов с выделенными буквами (орфограммами)

      слайд № 12

      слайд № 12

        слайд № 13

        слайд № 13

          Порядок разбора слова  по составу  слайд № 14 Найду □ . Для этого  изменю форму слова: поездк а – поездк и , в поездк у 2. Выделю основу : поездк 3. Найду  ︵ . Для этого подберу однокоренные слова: по езд ка – по езд , езд ить, подъ езд , про езд ной 4 . Выделю ¬ : по ездка 5.  Выделю ^ : поезд к а  Значит:  Важное значение приобретает формирование навыков вести анализ слова. Порядок разбора слова по составу может иметь вид развернутой информации, когда только формируется умение определять структуру слова, а затем информация сжимается по памятки-схемы, где все объяснение заменяют условные знаки.

          Порядок разбора слова по составу слайд № 14

          • Найду . Для этого

          изменю форму слова:

          поездк а – поездк и , в поездк у

          2. Выделю основу : поездк

          3. Найду . Для этого

          подберу однокоренные

          слова: по езд ка – по езд ,

          езд ить, подъ езд ,

          про езд ной

          4 . Выделю ¬ : по ездка

          5. Выделю ^ : поезд к а

          Значит:

          Важное значение приобретает формирование навыков вести анализ слова. Порядок разбора слова по составу может иметь вид развернутой информации, когда только формируется умение определять структуру слова, а затем информация сжимается по памятки-схемы, где все объяснение заменяют условные знаки.

          слайд № 15

          слайд № 15

          • Школьник! При разборе слова
          • Окончанье и основу первым делом находи.
          • После корня будет суффикс,
          • Префикс – только впереди!


          Получите в подарок сайт учителя

          Предмет: Русский язык

          Категория: Презентации

          Целевая аудитория: 5 класс

          Скачать
          Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме" Корень слова"

          Автор: Лисякова Тамара Миколаївна

          Дата: 22.10.2016

          Номер свидетельства: 351296

          Похожие файлы

          object(ArrayObject)#855 (1) {
            ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
              ["title"] => string(188) "Презентация к уроку русского языка по теме: "Корень слова. Однокоренные слова" для обучающихся 3 класса."
              ["seo_title"] => string(117) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-po-tiemie-korien-slova-odnokoriennyie-slova-dlia-obuchaiushchikhsia-3-klassa"
              ["file_id"] => string(6) "277133"
              ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
              ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
              ["date"] => string(10) "1452848391"
            }
          }
          
          object(ArrayObject)#877 (1) {
            ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
              ["title"] => string(105) "презентация к уроку русского языка по теме:"Корень слова" "
              ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-po-tiemie-korien-slova"
              ["file_id"] => string(6) "130690"
              ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
              ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
              ["date"] => string(10) "1415972618"
            }
          }
          
          object(ArrayObject)#855 (1) {
            ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
              ["title"] => string(115) "Конспект урока по русскому языку на тему "Корень слова" (2 класс)"
              ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-korien-slova-2-klass"
              ["file_id"] => string(6) "273721"
              ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
              ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
              ["date"] => string(10) "1452262716"
            }
          }
          
          object(ArrayObject)#877 (1) {
            ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
              ["title"] => string(212) "КОНСПЕКТ УРОКА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ "КОРЕНЬ - ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА". З КЛАСС. УМК "ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ" "
              ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-korien-znachimaia-chast-slova-z-klass-umk-planieta-znanii"
              ["file_id"] => string(6) "144579"
              ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
              ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
              ["date"] => string(10) "1418747943"
            }
          }
          
          object(ArrayObject)#855 (1) {
            ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
              ["title"] => string(123) "Презентация к уроку русского языка по теме: "Корень как часть слова""
              ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia_k_uroku_russkogho_iazyka_po_tiemie_korien_kak_chast_slova"
              ["file_id"] => string(6) "355289"
              ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
              ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
              ["date"] => string(10) "1478262750"
            }
          }
          


          Получите в подарок сайт учителя

          Видеоуроки для учителей

          Курсы для учителей

          ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

          Добавить свою работу

          * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

          Удобный поиск материалов для учителей

          Проверка свидетельства