Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме" Корень слова"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме" Корень слова"
Данная презентация к уроку поможет учащимся повторить состав слова, использовать рифмованные правила, с которыми они работали на уроках раньше. Часть рифмованных правил написали сами учащиеся, потому детям будет интересно использовать творческие работы своих ровесников
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме" Корень слова"»
Состав слова слайд №1
Подготовила учитель русского языка КОШ № 102
Лысякова Тамара Николаевна, специалист высшей категории,
старший учитель
Морфемика – наука, изучающая состав слова.
Части слова:
окончание□
основа:
корень︵
префикс¬
суффикс^
Один из сложных разделов русского языка может стать интересным и хорошо усвоенным при организации обучения с использованием ИК-технологий, игровых, разноуровневого обучения.
Префиксслайд № 2
Что такое префикс?
Для чего он служит?
Как пишется префикс?
Например:
ход – за ход, в ход, по ходка, пере ход, от ход, при ход, под ход
Префикс – это часть основы, которая стоит перед корнем
и служит для образования
новых слов
Префиксы пишутся
слитно с корнем
Теоретические знания по теме формируются и сразу закрепляются. Полезно в дальнейшем накапливать в справочнике всю информацию по теме, отведя (с запасом) некоторое число страниц.
ЗАПОМНИгласныеа,ов префиксахслайд №3
В пр ефикс ах
В пр ефикс ах
на-,над-,за-
всегда пишется гласная а
Например:
на шел, за водь,
над пись
о-,об-,обо-,по-,под-,(подо-),со-,от-,(ото-),про-
всегда пишется
гласная о
Например: под осиновик, по дорожник, со шёл
Упражняя учащихся в классификации приставок по написанию в них гласных букв, решается тем самым важная задача – организация запоминания на основе зрительного образа, а затем применение сформировавшихся умений в практических действиях, которые со временем становятся навыками.
Префиксыслайд №4
бывают
при-, пре-, пере-
Например:
придумал,прекрасный,перешёл
бывают
в-, с-, у-
Например:
вносить,съедобный,уберечь
Другие приставки (кроме тех, в которых есть гласная а или о ) даются для ознакомления. Здесь важно лишь отметить, что они (приставки) пишутся слитно с корнем. Особенности написания будут изучаться в последующих классах.
Правило переноса слов с пр ефикс ами слайд №5
Запомни!
Переноси так:
по-смотрел,
по-крыл,
на-строил,
за-хлопни,
за-слушался,
при-клеила,
по-дружились,
вы-гляни;
за-улыбался,
зау-лыбался.
Нельзя отрывать
от корня первую
согласную букву,
но гласную можно
со-з вездие,
по-и ски, пои -ски
К сожалению, специальных уроков на изучение правил переноса слов с приставками не отводится. Но нередко воспользоваться знаниями такими знаниями нужно. Поэтому сведения подобного рода должны стать достоянием учащихся, записаны в справочник и быть востребованными при необходимости.
Какими могут быть префиксы? слайд № 6
Префиксы
могут быть ударными:
доверху,озимь,оттепель,подпись,прорубь
Префиксы
могут быть безударными :
проезд , дожила,
отдал,опечатка,подруга
Выводы младшие школьники способны сделать самостоятельно. Здесь важно организовать наблюдение над словом, грамотно сформулировать умозаключение после высказанных суждений, а затем оформить сказанное, как результат труда, в виде таблицы, схемы, плана и т.д., зафиксировав продукт добывания знаний в свой справочник.
Согласные буквыв префиксахслайд №7
Парные согласные в префиксах
о б - , о т -, на д -, по д - пишутся всегда
одинаково
Например: о б тянул, о т дал, на д пись, по д тащил.
Префикс с-
произносится как
[ с ] или [ з ] , но
всегда пишется с-
с писать, с делать,
с бросить, с дать.
Но часть корня :здесь,здание,здоровье, зги
Для перевода знаний с уровня понимания на уровень усвоения необходима практическая работа как по запоминанию приставок, так и упражнения в написании разных приставок с объяснением нового смыслового значения, которое она вносит в слово.
слайд № 8
слайд № 9
Суффикс^слайд № 10
Что такое суффикс?
Для чего он служит?
Какие бывают суффиксы?
Уменьшительно-ласкательные:
Суффикс – это часть основы, которая стоит после корня
и служит для образования
новых слов
-ок, -ек, -ик, -к,
-ушк, -ышк,
-оньк, -еньк,
-ец, -иц, -очк,
Другие суффиксы:
-ск, -н,
-щик, -тель, -ник
Гриб – гриб ок , гриб н ой, гриб ник, гриб ниц а
Система вопросов для последовательного усвоения теоретических знаний на данном этапе включает в себя всего 3-4 блока информации. Эти сведения учащиеся формулируют, раскрывая само понятие суффикс, его роль в словообразовании, а также применяют возможную классификацию, доступную ученикам младшего школьного возраста.
^
Суффиксы –ик, -ек
^
- ик? -ек
изменюформуслова
гласнаяосталасьгласнаяубежала
-ек
-икключикзамочек
(ключики или нет
ключика)
(замочки
или нет замочка)
слайд № 11
Составление алгоритма рассуждения самими учащимися под руководством учителя заметно повышает эффективность усвоения материала. А сама форма записи такова, что можно увидеть все и сразу, а также задержать внимание на отдельных шагах рассуждения. Такие схемы рекомендую сопровождать примерами слов с выделенными буквами (орфограммами)
слайд № 12
слайд № 13
Порядок разбора словапо составуслайд № 14
Найду □. Для этого
изменю форму слова:
поездка– поездки, в поездку
2. Выделю основу : поездк
3. Найду ︵ . Для этого
подберу однокоренные
слова: по езд ка – по езд ,
езд ить, подъ езд ,
про езд ной
4 . Выделю ¬ : поездка
5. Выделю ^ : поездка
Значит:
Важное значение приобретает формирование навыков вести анализ слова. Порядок разбора слова по составу может иметь вид развернутой информации, когда только формируется умение определять структуру слова, а затем информация сжимается по памятки-схемы, где все объяснение заменяют условные знаки.