kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для урока русского языка на тему "Имя прилагательное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме " Имя прилагательное"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока русского языка на тему "Имя прилагательное"»

«Приемы формирования критического  мышления» Имя прилагательное

«Приемы формирования критического

мышления»

Имя прилагательное

1. Название «русалка» старые писатели и ученые соединяли со словами: русло (по местожительству русалок в реках) и русый, русявый (по русому цвету волос у русалок), а также выводили от древних имен священных рек: Росса и Руса.  2. От древнерусского названия праздника и игр: русалии. Русалки, то есть те существа, которых чествуют в праздник русалий, на Русальной неделе.  3. Кроме слова «русалка», существуют также и другие названия русалок: купалка, водяница или водяная, шутовка, чертовка, хитка, лешачиха, лобаста.  Имя прилагательное Признак предмета  Какой ?Какая ? Какие ? Чей? Род, число, падеж , разряд Определение , сказуемое

1. Название «русалка» старые писатели и ученые соединяли со словами: русло (по местожительству русалок в реках) и русый, русявый (по русому цвету волос у русалок), а также выводили от древних имен священных рек: Росса и Руса.

2. От древнерусского названия праздника и игр: русалии. Русалки, то есть те существа, которых чествуют в праздник русалий, на Русальной неделе.

3. Кроме слова «русалка», существуют также и другие названия русалок: купалка, водяница или водяная, шутовка, чертовка, хитка, лешачиха, лобаста.

Имя прилагательное

  • Признак предмета
  • Какой ?Какая ? Какие ? Чей?
  • Род, число, падеж , разряд
  • Определение , сказуемое

По верованиям крестьян, в разных губерниях по-разному могли дать свидетельства о русалках. Русалки - души некрещенных детей, утопленниц и вообще женщин и девиц, лишивших себя жизни и непогребенных. Русалки-шутовки - это обыкновенные древние люди, на которых тяготеет родительское проклятие. Русалки - девицы, пропавшие без вести. Русалки - девушки, утонувшие в озере или в реке от неудавшейся любви или с горя. Русалки - это похищенные у матерей дети, преимущественно некрещеные.  Разряды прилагательных по значению :

По верованиям крестьян, в разных губерниях по-разному могли дать свидетельства о русалках.

  • Русалки - души некрещенных детей, утопленниц и вообще женщин и девиц, лишивших себя жизни и непогребенных.
  • Русалки-шутовки - это обыкновенные древние люди, на которых тяготеет родительское проклятие.
  • Русалки - девицы, пропавшие без вести.
  • Русалки - девушки, утонувшие в озере или в реке от неудавшейся любви или с горя.
  • Русалки - это похищенные у матерей дети, преимущественно некрещеные.

Разряды прилагательных по значению :

  • Качественные
  • Относительные
  • Притяжательные
Качественные прилагательные называют качества предмета : Величину , форму предмета : большой , ровный; Цвет : синий, фиолетовый ,красный ; Внутренние качества человека : смелый , умный; Возраст человека : старый , молодой; Вес : тяжелый , легкий.  Качественные имена прилагательные имеют полную и краткую формы : далёкий ( далёк)

Качественные прилагательные называют качества предмета :

  • Величину , форму предмета : большой , ровный;
  • Цвет : синий, фиолетовый ,красный ;
  • Внутренние качества человека : смелый , умный;
  • Возраст человека : старый , молодой;
  • Вес : тяжелый , легкий.

Качественные имена прилагательные имеют полную и краткую формы : далёкий ( далёк)

  • Русалки живут не в одном месте, а главным образом в водах, в лесах и полях; местожительство их не одинаково в разные времена года.
  • Чаще всего русалки живут в водах, в хрустальных дворцах, построенных на дне глубоких рек.
  • Осенью русалки выбирают себе развесившуюся, склонившуюся над водою иву или плакучую березу, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собою и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками.
  • О месте нахождения русалок зимою имеются лишь смутные и неопределенные представления. Одни говорят, что они поднимаются вверх и живут на облаках; другие думают, что они скрываются под землею и спят там остальное время года; иные думают, что будто они переселяются в реки.
Относительные прилагательные : Признак предмета по отношению к материалу , из которого сделан (железная крыша , кирпичное здание) Признак предмета по отношению к месту (прибрежный лес , городские улицы) Признак предмета по отношению ко времени (утренняя заря ,осенняя погода) Признак по назначению предмета (столовая посуда ,баскетбольное поле)  Относительные прилагательные имеют только полную форму : железный ,стальной.  Лермонтовская русалка отличается своей добротой, грустью, и является романтичной героиней. Она имеет живые человеческие черты, ей доступны переживания, грусть, тоска, любовь. Автор не описывает русалку, но через песню можно представить ее молодой девушкой, потерявшей возлюбленного.

Относительные прилагательные :

  • Признак предмета по отношению к материалу , из которого сделан (железная крыша , кирпичное здание)
  • Признак предмета по отношению к месту (прибрежный лес , городские улицы)
  • Признак предмета по отношению ко времени (утренняя заря ,осенняя погода)
  • Признак по назначению предмета (столовая посуда ,баскетбольное поле)

Относительные прилагательные имеют только полную форму : железный ,стальной.

Лермонтовская русалка отличается своей добротой, грустью, и является романтичной героиней. Она имеет живые человеческие черты, ей доступны переживания, грусть, тоска, любовь. Автор не описывает русалку, но через песню можно представить ее молодой девушкой, потерявшей возлюбленного.

«Морская царевна» — одно из вершинных произведений позднего творчества М. Ю. Лермонтова. Баллада представляет собой слияние народно-поэтической и литературной традиции. Произведение передает истинно русский национальный колорит, вбирая в себя древние предания о русалках, обаяние русских народных сказок.  Баллада очень символична и потому предполагает множество самых различных толкований Притяжательные прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежности человеку животному и отвечают на вопросы чей ? чья ?чье ? Например : (чей?) мамин платок. Притяжательные прилагательные не образуют степеней сравнения.

«Морская царевна» — одно из вершинных произведений позднего творчества М. Ю. Лермонтова. Баллада представляет собой слияние народно-поэтической и литературной традиции. Произведение передает истинно русский национальный колорит, вбирая в себя древние предания о русалках, обаяние русских народных сказок. Баллада очень символична и потому предполагает множество самых различных толкований

Притяжательные прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежности человеку животному и отвечают на вопросы чей ? чья ?чье ?

Например : (чей?) мамин платок.

Притяжательные прилагательные не образуют степеней сравнения.

Степени сравнения прилагательных:  Сравнительная  Простая сложная Е,ее,ше более ,менее (красивее) (более красивый)   Превосходная  Ейш , айш наиболее,наименее, (красивейший) самый  (самый красивый)

Степени сравнения прилагательных:

Сравнительная

Простая сложная

Е,ее,ше более ,менее

(красивее) (более красивый)

Превосходная

Ейш , айш наиболее,наименее,

(красивейший) самый

(самый красивый)

  • Догадывался ли Царевич, что царевна – русалка?
  • Почему «будет он помнить про царскую дочь»?
  • Какой предстаёт перед нами русалка?
  • Каким мы видим царевича? Осуждаете ли вы его?
  • Как вы думаете, автор сочувствует морской царевне?
Русские поэты, создавая свой, романтический облик русалки, наделили её неземным голосом и невероятно красивыми волосами, сделав акцент на роковом сочетании внешней привлекательности и смертельной опасности. Словообразование прилагательных:

Русские поэты, создавая свой, романтический облик русалки, наделили её неземным голосом и невероятно красивыми волосами, сделав акцент на роковом сочетании внешней привлекательности и смертельной опасности.

Словообразование прилагательных:

  • Суффиксальный способ;
  • Приставочный способ;
  • Сложение основ.
Правописание не с прилагательными .  Слитно : Если слово без не не употребляется; Если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением; Например : ненаглядный ( без не не употребляется).  Раздельно :  если в предложении есть противопоставление с союзом а ; Если к прилагательным относятся слова : далеко не , совсем не, Вовсе не , ничуть не , нисколько не , отнюдь не. Например : не весёлый , а грустный был день; Совсем не строгий учитель .  - Чем отличается бальмонтовская русалочка от предыдущих? В каком мире живет героиня стихотворения «Русалка»? Каков внутренний мир русалки?

Правописание не с прилагательными .

Слитно :

  • Если слово без не не употребляется;
  • Если прилагательное с не может быть заменено синонимом без

не или близким по значению выражением;

Например : ненаглядный ( без не не употребляется).

Раздельно :

  • если в предложении есть противопоставление с союзом а ;
  • Если к прилагательным относятся слова : далеко не , совсем не,

Вовсе не , ничуть не , нисколько не , отнюдь не.

Например : не весёлый , а грустный был день;

Совсем не строгий учитель .

- Чем отличается бальмонтовская русалочка от предыдущих?

  • В каком мире живет героиня стихотворения «Русалка»?
  • Каков внутренний мир русалки?

Правописание н и нн в прилагательных . Две буквы н в прилагательных пишутся : Если прилагательные образованы при помощи суффикса – н - от существительных с основой на – н - , например : туман- туманный, карман - карманный; Если прилагательные образованы от существительных при помощи суффиксов – онн -,- енн - ,например : Солома- соломенный . Исключение : ветреный.  Одна буква н в суффиксах прилагательных пишутся : В суффиксах –ин , например : гусиный; В суффиксах – ан- ,-ян- ,например : песчаный , глиняный; Исключение : оловянный ,стеклянный , деревянный. В кратких прилагательных пишется столько же букв н , Сколько в полной форме , например : Дорога длинная – дорога длинна.

Правописание н и нн в прилагательных .

Две буквы н в прилагательных пишутся :

  • Если прилагательные образованы при помощи суффикса – н -

от существительных с основой на – н - , например :

туман- туманный, карман - карманный;

  • Если прилагательные образованы от существительных при

помощи суффиксов – онн -,- енн - ,например :

Солома- соломенный . Исключение : ветреный.

Одна буква н в суффиксах прилагательных пишутся :

  • В суффиксах –ин , например : гусиный;
  • В суффиксах – ан- ,-ян- ,например : песчаный , глиняный;

Исключение : оловянный ,стеклянный , деревянный.

В кратких прилагательных пишется столько же букв н ,

Сколько в полной форме , например :

Дорога длинная – дорога длинна.

  • русалки в стихах русских поэтов чаще всего не похожи на демонические существа;
  • они наделены человеческими характерами, поступками;
  • русалки воспринимаются как девушки, которые влюбляются, радуются, мечтают, страдают
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.  1.Через дефис пишутся : Сложные прилагательные , обозначающие сочетания цветов или оттенки цвета , например : темно – красный ,нежно-голубой; Сложные прилагательные , обозначающие стороны света , например : юго-западный , северо-восточный; 3) Сложные прилагательные , образованные сложением независимых друг от друга слов ( между ними можно поставить союз и , например : плодово-ягодный; 2.Слитно пишутся сложные прилагательные ,если образуются от словосочетаний с подчинительной связью , например : сельское хозяйство – сельскохозяйственный.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

1.Через дефис пишутся :

  • Сложные прилагательные , обозначающие сочетания цветов

или оттенки цвета , например : темно – красный ,нежно-голубой;

  • Сложные прилагательные , обозначающие стороны света ,

например : юго-западный , северо-восточный;

3) Сложные прилагательные , образованные сложением

независимых друг от друга слов ( между ними можно поставить

союз и , например : плодово-ягодный;

2.Слитно пишутся сложные прилагательные ,если образуются

от словосочетаний с подчинительной связью , например :

сельское хозяйство – сельскохозяйственный.

  • Прочитать в хрестоматии стихотворение С.А. Есенина «Русалка под Новый год» (стр. 53);
  • Определить к какому жанру УНТ близко это стихотворение;
  • Какое стихотворение, прочитанное на уроке, по сюжету и идее похоже на стихотворение С.А. Есенина?
Морфологический разбор имени прилагательного   План разбора Часть речи. Общее значение. Морфологические признаки. 1.Начальная форма ( именительный падеж единственного числа мужского рода). 2.Постоянные признаки : качественное , относительное , Притяжательное. 3.Непостоянные признаки: 1).У качественных а).степень сравнения ; б).краткая и Полная форма; 2).у всех прилагательных: а).падеж; б).число; в).род ( в ед.числе). 111. Синтаксическая роль.

Морфологический разбор имени прилагательного

План разбора

  • Часть речи. Общее значение.
  • Морфологические признаки.

1.Начальная форма ( именительный падеж единственного

числа мужского рода).

2.Постоянные признаки : качественное , относительное ,

Притяжательное.

3.Непостоянные признаки:

1).У качественных а).степень сравнения ; б).краткая и

Полная форма;

2).у всех прилагательных: а).падеж; б).число;

в).род ( в ед.числе).

111. Синтаксическая роль.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Презентация для урока русского языка на тему "Имя прилагательное"

Автор: Курмангалиева Гульжамал Маратовна

Дата: 24.03.2018

Номер свидетельства: 463179

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Презентация для урока русского языка в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(55) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "144109"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418655650"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) ""Мы с тобой не прощаемся, Имя Прилагательное!" Урок-обобщение по теме "Имя прилагательное"."
    ["seo_title"] => string(105) "my-s-toboi-nie-proshchaiemsia-imia-prilaghatiel-noie-urok-obobshchieniie-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "317312"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460318427"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Презентация для урока русского языка " Имя существительное.Обобщение" "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "142777"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418364856"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Презентация для урока русского языка "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "209339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431095907"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "215165"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432584401"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства