«Междометие»
Русский язык
Цель урока:
Знакомство с междометием как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи.
Задачи урока:
Формировать умения отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи, находить в тексте междометия, употреблять их в своей речи.
Домашнее задание
Какие части речи относятся к служебным? Для чего служат в речи предлоги? Есть ли предлоги в казахском языке? Какие частицы называются отрицательными? Назовите разряды частиц. Чем по значению они отличаются друг от друга? Какие частицы пишутся через дефис?
«Междометие»
Ох, как трудно
Жить на свете,
Не усвоив междометий!
междометие-
особая
часть
речи
Звуковой сигнал, который
выражает, но не называет чувства , побуждения
.
неизменяемая ч.р
1
непроизводные
производные
ах, ой, увы, фу, о! прочь! вон! ну, эй.
2
батюшки! брось! вот еще!
запятой
образованные
повторением
основ пишутся
через дефис
3
ай-ай, ой-ой-ой, Ах!
!
Группы междометий
Значения междометий
Междометия
Выражают различные чувства: восторг, удивление, страх, горе и т.д Примеры
Выражают различные побуждения: желание удалить, прекратить разговор или шум, побуждение к речи, действию и др. ах, ай, ба, о, ох, эх, эй, увы, ура, фу, фи и др.
Ах , голова горит, вся кровь моя в волнении. (Гр.)
Эй , ямщик, смотри: что там такое чернеется? (П)
« Ну , барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»(П)
прочь, вон, ну, ну-ну, эй, брысь, цыц, тсс, шабаш и др.
Схема-помощник
Правописание междометий
Гав-гав, тяв-тяв, мяу-мяу, цып-цып.
Шөре-шөре, құрау- құрау, моһ-моһ, ауқау-ауқау, кә-кә, кіс-кіс.
Пишите сложные междометия,
а также звукоподражания через
дефис
!
Одағай - адамның ішкі сезімін,
көңіл-күйін білдіретін,
жан-жануарларды шақырғанда айтылатын сөздер.
Көңіл күй: әттең, алақай, кап, па, шіркін
Жекіру: тәйт! кәні! жә! тек!
Шақыру: шөре-шөре, құрау- құрау, моһ-моһ,
ауқау-ауқау, кә-кә, кіс-кіс
Одағайлар
Дара одағай
Бір сөзден болады
Күрделі одағай
Бір неше сөзден
болады
Негізгі одағай
Түбір күйінде
кездеседі.
Пай, беу, паһ,
ой, тек
Произнести междометие Ах выражая:
Радость; Жалобу; Испуг; Огорчение.
Выборочный диктант
Мне, - сказало Междометие, -
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрёк, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово Ах!
У кого тяжёлый вздох,
Произносят слово Ох!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово Ой!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово Эй!
У кого захватит дух,
Произносит слово Ух!
Упражнение
Эй ямщик, смотри: что там чернеется? Ба знакомые все лица! Увы он счастия не ищет и не от счасстия бежит. Ну-ну Савельич!
Полно, помиримся, виноват. “Эх Остап, Остап”, закричал Бульба, пробираясь к нему. Ах в чем виноват? Ура Мы ломим, гнутся шведы!
“ Кто быстрее?”
Если вы узнаете радостную весть.... Если очень испугаетесь.... Если к кому-нибудь обращаетесь.... Если очень устанете.... Если кого-нибудь торопите...
Кроссворд
1
2
М
3
4
Е
5
Ж
Д
О
6
7
М
Е
8
9
Т
10
И
Е
Выражение сомнения, недоверия, иронии Выражение удивления, неожиданности Подражание звуку ручной пилы Просторечное выражение отказа от чеге-то Звукоподражание резкого удара, падения Выражение кого-либо быстро пробежавшего Звукоподражание блеянию барана, овцы Приказание «Остановись, довольно, хватит» 9. Призыв повторить показанный артистом номер
10. Подражание бренчанию струнного инструмента
“ Переводчик”
Әй, бәрекелді, дұрыс айтасың. Ойпырмай, қалай көп әкелгенсіз. Осының бәрін жаяу әкелдініз бе? Ой, ол біздің командир ғой. А, бала маған келдің бе? Ойбай, бауырым-ай, сені де көретін күн бар екен ғой!
Задание 1
Сердце так и гложет страх. Ах!
Эх, ведь спросят как назло!
Я по списку дальше всех! Эх!
Ох, беда уже близка! Так и ждет меня доска.
Если б кто-нибудь помог. Ох!
Ух, захватывает дух!
Притворюсь ка, что я глух!
Хоть бы в классе свет потух.
Ух!
Ах!
Эх!
Ох, ух...не вызвали.
Домашнее задание: