Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку на тему" Однородные члены"»
Урок русского языка.5 класс.
Однородные члены предложения
Подготовила : учитель русского языка и литературы
МАОУ Бытошская СОШ
Курсакова Людмила Ивановна
Понаблюдаем! Упр.522.
Какими членами предложения являются выделенные слова? Как называются такие предложения?
Собака, Кот, Ворона и Хомяк весело играли в салочки.
2) Кот лениво потянулся и вышел из комнаты.
3) Наступила хмурая, дождливая осень.
4) Этот кот воровал , и мясо, и рыбу, и сметану, и хлеб.
5)Он вёл себя разумно и интеллигентно
- - - -
- - - -
- - - - - -
- - - -
Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
Тема урока :
и
Однородные члены предложения
=
=
,
,
,
Сегодня на уроке я :
Повторю теоретические сведения об однородных членах предложения
Узнаю опознавательные признаки однородных членов предложения;
Научусь находить однородные члены в предложении;
Буду соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами;
Открываем новые знания
Члены предложения, которые связаны с одним и тем же членом предложения, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления, называются однородные
Однородные члены предложения не зависят друг от друга и могут соединяться как без союзов, так и при помощи союзов.
Однородными могут быть как главные, так и
второстепенные члены предложения.
Открываем новые знания
Запомни! Признаки однородных членов
1. Отвечают на один и тот же вопрос
2. Относятся к одному и тому же члену предложения
3.Являются одним членом предложения
4.Обычно выражены одной и той же
частью речи
5. Произносятся с перечислительной интонацией, на письме соединяются союзами и запятыми
Алгоритм
1. Подчеркиваю главные члены предложения.
2. Подчеркиваю второстепенные члены предложения.
3.Нахожу слова, которые отвечают на один и тот же вопрос.
4.Нахожу слово, к которому все эти слова относятся.
5. Считаю, однородных членов должно быть не менее двух.
Работа в паре.Упр.523.
Перепишите предложения, подчёркивая однородные члены. Какими членами предложения они являются? Что нужно сделать, чтобы это определить?
1) В тридевятом царстве по-человечьи говорили и чудища, и птицы, и звери. 2) Речка угостила Иванушку молоком да кисельком. 3) Трое беглецов простились с яблонькой, добежали до речки и переправились на тот берег. 4) Соседи позаботились о корове и курах, о саде и огороде. 5) Гуси-лебеди приносили из тридевятого царства серебряные ложки и золотые колечки. 6) Едет Алёша и всё оглядывается на брата с сестрой.
Проверим!
Перепишите предложения, подчёркивая однородные члены. Какими членами предложения они являются? Что нужно сделать, чтобы это определить?
1) В тридевятом царстве по-человечьи говорили и чудища, и птицы, и звери. 2) Речка угостила Иванушку молоком да кисельком. 3) Трое беглецов простились с яблонькой, добежали до речки и переправились на тот берег. 4) Соседи позаботились о корове и курах, о саде и огороде. 5) Гуси-лебеди приносили из тридевятого царства серебряные ложки и золотые колечки. 6) Едет Алёша и всё оглядывается на брата с сестрой.
- - - - - - -
- - - - - -
- - - - - -
- - - - -
- - - - -
- - - - -
- - - - -
- - - - - -
Самостоятельная работа
Подчеркните однородные члены
В этом месяце соловей звонко пел, щёлкал. Утром и вечером птицы поют и играют. Тут услышишь и звонкие голоса, и скрипку, и барабан, и лай, и вой, и кашель, и жужжанье, и урчанье. Звонкими и чистыми голосами поют зяблики, соловьи, дрозды. Скрипят жучки и кузнечики, барабанят дятлы, свистят флейтой иволги и маленькие дрозды. Жужжат пчёлы и шмели.
(По В. Бuанки)
Проверь себя!
Подчеркните однородные члены .
В этом месяце соловей звонко пел, щёлкал. Утром и вечером птицы поют и играют. Тут услышишь и звонкие голоса, и скрипку, и барабан, и лай, и вой, и кашель, и жужжанье, и урчанье. Звонкими и чистыми голосами поют зяблики, соловьи, дрозды. Скрипят жучки и кузнечики, барабанят дятлы, свистят флейтой иволги и маленькие дрозды. Жужжат пчёлы и шмели.
(По В. Бuанки)
- - - -
- - - - - -
- - - - - -
- - - - -
- - - - - -
- - - - - - - -
- - - - -
- - -
Творческий диктант.
Дополните предложения однородными членами. Нарисуйте схемы предложений
Снег пошел и….
В поле было….
С юга прилетели ...
На клумбе растут ….
Дождь стучал по…
На лесной опушке расцвёли…
Ветер был ….
Придумай и запиши!
Придумайте и запишите предложения с однородными членами по схемам :
1.О и О.
2.О и О , О и О.
3.и О, и О.
4.О, О и О.
5. и О, и О, и О.
Цифровой диктант
Записать номера предложений с однородными членами
1.Отсырела земля, кое-где стали раздаваться голоса.
2. Я отпросился у отца, оделся и выскочил на двор.
3. Всё кругом зацвело, зазеленело.
4. Склонились ветви деревьев, спрятались молодые грибки.
5. Прилетели птицы и наполнили лес своим пением.
6. Подул лёгкий ветер, с тихим шорохом пробежал
по саду и вскоре затих.
2,3,5,6.
Игра «Да- нет»
1. Однородные члены предложения относятся к одному члену предложения.
2. Однородные члены предложения отвечают на разные вопросы.
3. Однородные члены предложения являются одним членом предложения.
4. Однородные члены предложения могут быть любым членом предложения.
5. Однородные члены предложения произносятся с перечислительная интонация.
6. Между однородными членами не могут стоять знаки препинания.
Рефлексия
Оцените свою работу:
Я работал(а)….
Я не сделал(а) ни одной ошибки.
Мне надо повторить…
Я не знаю…
Домашнее задание
Всем: 1.§68, выучить правило стр.128.
Выполнить упр.524 или 525.
Использованная литература
Диктанты по русскому языку.5 класс. Г.Н.Потапова. М. «Экзамен»2015.
Дидактический материал. Е.А.Влодавская. 5 класс. М. «Экзамен»2014.
Диктанты по русскому языку. И.Н.Политова. М. «Компания Смарт» ,2015.