Просмотр содержимого документа
«Презентация "Обучающее изложение в 6-ом классе"»
Подробное обучающее изложение по рассказу М.М. Пришвина «Журка»
6 класс
Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954) – русский писатель, прозаик и публицист. В своём творчестве исследовал важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, религии,, о связи человека с природой.
Произведения М. М. Пришвина
Рассказ Журка
Какова основная мысль текста? Определите тему.
Какого типа речи текст?
Какого стиля?
План
Пойманный журавленок
Сколько же он съест еще?
Ручной журавль
Нельзя не летать
Вот так аппетит!
Словарно-орфографическая работа
Раз было у нас — поймали мы м…лодого журавля и дали ему л…гушку. Он ее пр…гл…тил. Дали другую — проглотил. Третью, ч…твертую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.
— Умница! — сказала моя жена и спр…сила меня: — А сколько он может съесть их? Десять может?
— Десять, — говорю, — может.
— А ежели двадцать?
— Двадцать, — говорю, — едва ли…
Раз было у нас — поймали мы м о лодого журавля и дали ему л я гушку. Он ее пр о гл о тил. Дали другую — проглотил. Третью, ч е твертую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.
— Умница! — сказала моя жена и спр о сила меня: — А сколько он может съесть их? Десять может?
— Десять, — говорю, — может.
— А ежели двадцать?
— Двадцать, — говорю, — едва ли…
Нужно запомнить!
Б оло то, л я гушонок, к о л о дец.
Синтаксический и пунктуационный анализ
Так живет у нас журавль а подрезанные крылья его все растут и растут.
[= -], a [- = и =].
Задание
Определите временную форму всех глаголов во фрагменте.
Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото. Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься . Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел . Жена ахнула — и за ним. Мах-мах руками, а подняться не может . И в слезы, и к нам: «Ах, ах, горе какое! Ах, ах!» Мы все прибежали к колодцу. Видим — Журка далеко, на середине нашего болота сидит .
— Фру-фру! — кричу я.
Карту́з –мужской головной убор.
Материал для учителя
Раз было у нас — поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он ее проглотил. Дали другую — проглотил. Третью, четвертую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.
— Умница! — сказала моя жена и спросила меня: — А сколько он может съесть их? Десять может?
— Десять, — говорю, — может.
— А ежели двадцать?
— Двадцать, — говорю, — едва ли…
Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить — и Журка с ней, она в огород — и Журке там надо, и тоже на полевые, колхозные работы ходит с ней, и за водой. Привыкла к нему жена, как к своему собственному ребенку, и без него ей уж скучно, без него никуда. Но только ежели случится — нет его, крикнет только одно: «Фру-фру!» — и он к ней бежит. Такой умница!
Так живет у нас журавль, а подрезанные крылья его все растут и растут.
Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото. Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься. Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула — и за ним. Мах-мах руками, а подняться не может. И в слезы, и к нам: «Ах, ах, горе какое! Ах, ах!» Мы все прибежали к колодцу. Видим — Журка далеко, на середине нашего болота сидит.
— Фру-фру! — кричу я.
И все ребята за мной тоже кричат:
— Фру-фру!
И такой умница! Как только услыхал он это наше «фру-фру», сейчас мах-мах крыльями и прилетел. Тут уж жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята скоро набрали два картуза. Принесли ребята лягушек, стали давать и считать. Дали пять — проглотил, дали десять — проглотил, двадцать и тридцать, да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки.