Обучающее изложение по рассказу Г.А. Скребицкого (презентация к уроку русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской)
Обучающее изложение по рассказу Г.А. Скребицкого (презентация к уроку русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской)
Обучающее изложение
по рассказу Г.А. Скребицкого
Цели урока:
Lуяснить роль плана в раскрытии темы высказывания;
Lподготовиться к подробному изложению
•Задача подробного изложения – воспроизвести содержание текста, пересказать его точно, полно, последовательно, стараясь раскрыть тему высказывания так, как это сделано автором, стараясь по возможности сохранить языковые особенности текста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучающее изложение по рассказу Г.А. Скребицкого (презентация к уроку русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской) »
Обучающее изложение
по рассказу Г.А. Скребицкого
(презентация к уроку русского языка в 5 классе
по учебнику Т.А. Ладыженской)
Шерстобоева Т.Л.,
учитель русского языка и литературы
Обучающее изложение по рассказу Г.А. Скребицкого
Цели урока:
уяснить роль плана в раскрытии темы высказывания;
подготовиться к подробному изложению.
Что такое изложение?
Письменный пересказ.
Как проводится пересказ (изложение)?
Учитель читает текст, а потом все пишут и стараются написать так же хорошо, как это сделано у писателя. Стараются изложить то, что услышали. Отсюда название – изложение.
Что означает написать подробное изложение?
Задача подробного изложения – воспроизвести содержание текста, пересказать его точно, полно, последовательно, стараясь раскрыть тему высказывания так, как это сделано автором, стараясь по возможности сохранить языковые особенности текста.
Сегодня мы будем писать изложение по тексту Г.А.Скребицкого.
С какой целью мы пишем изложения?
Передавая чужой текст, мы развиваем нашу речь.
«…расширял границы на-шего представления о том пре-красном в природе, что помо-гает намлучшевидеть свою Родину и горячо любить ее. Любовь к природе была у него неиссякаемым источником ве-ликой любви к Родине».
Вл. Архангельский
Георгий Алексеевич Скребицкий
Вот названия некоторых книг Г. Скребицкого: «С ружьем и без ружья», «Про наших птиц», «Лесное эхо», «Веселые ручьи»,«Друзья моего детства», «Листопадник», «Лесной голосок»…
Внимательно прослушайте рассказ и скажите:
О ком и чём говорится в тексте?
Хитрый заяц
Раз со мною произошёл такой случай.
Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.
Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?
Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!»
Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.
(По Г. А. Скребицкому.)
Словарная работа
Гончая. Охотничья соба-
ка особой породы
Впиться. Крепко, глубо-
ко проникнуть, вонзить-
ся во что-н. (перен.: при-
стально , не отрываясь
начать смотреть на ко-
го-н.)
Вырубка. Место, где вы-
рублен лес.
Беседа
Удачно составленный план отражает основное содержание текста, последовательность событий, по хорошему плану можно догадаться, о чём пойдёт речь в тексте, какова тема высказывания.
Назовите основные действия в развитии события.
Как начинается текст?
Как оканчивается?
Связаны ли между собой начало и окончание текста?
О ком и чём говорится в тексте?
Каким оказался заяц?
Найдите основную мысль текста.
Тема: Заяц.
Основная мысль: Хитрость зайца.
Как можно озаглавить текст?
Беседа о тексте
Какого типа речи прочитанный текст?
Докажите. Какой вопрос можно задать к тексту?
План
1) Гончие выследили зайца.
2) Заяц пропал.
З) «Не выдавай меня!»
4) Охотник пощадил зайца.
- Можно ли догадаться по плану, о чём пойдёт речь в тексте?
Правильно ли поступил охотник, опустив ружье? Ведь он пошел на охоту.
Как бы вы оценили рассказ, если бы он заканчивался так: «Хотя и близко сидел заяц, но я все-таки выстрелил, не будь, косой, таким простофилей! Меня не обманешь, на то я и охотник?»
- Чему учит рассказ?
От чьего лица ведётся повествование?
Беседа о тексте
- Какое заглавие выберем, почему?
Случай на охоте.
Как я охотился.
Хитрый заяц.
Заглавие «Случай на охоте» пригодно для многих рассказов такого типа, оно универсально и не выражает идеи, потому что в нем нет оценки этого случая.
Заглавие «Как я охотился» неточно, потому что вслед за ним ожидается рассказ о процессе охоты. Оно, как и первое, не имеет оценки, оно нейтрально.
Третье заглавие («Хитрый заяц») отражает и тему, и идею рассказа, потому что речь идет именно о хитром зайце: не будь он хитрым - не было бы и рассказа.
Языковой разбор текста
- Прочитайте текст, проследите за тем, что и как говорит автор, какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, что случилось с ним на охоте.
Языковой разбор текста
Раз со мною на охоте произошёл такой случай.
- Как можно сказать иначе?
- Как-то, однажды.
- Автор использует разговорное слово раз , которое больше соответствует стилю всего текста.
Языковой разбор текста
Отправился я на охоту за зайцами.
- Сказуемое отправился – на первом месте в предложении, за зайцами – в конце предложения. Почему?
- Такой порядок слов позволяет подчеркнуть, что будет рассказано не просто об охоте, а о случае с зайцем.
Языковой разбор текста
Я стал на дорожке и жду.
- Жду – в конце предложения. Почему?
- Этим подчёркивается состояние ожидания. Ещё раз об этом же читаем дальше.
Подождал, подождал…
- О чём говорит повтор слова?
- О длительности ожидания охотника.
Языковой разбор текста
- Какие глаголы употребил писатель, «рисуя» действия собак?
(«… нашли … и погнали», «гоняют», «носятся … нюхают … не разберутся», «искать».)
- Найдите два вопросительных пред-ложения, передающих растерянность, недоумение охотника.
(Куда же он девался? Куда зайцу на поляне спрятаться?)
Языковой разбор текста
- Какие глаголы использует автор для описания действий зайца?
- Заяц доверился человеку, поверил в его доброту, и это вызвало у охотника жалость к зайцу.
Работа по частям. Составление плана.
1 часть
На сколько смысловых частей можно разделить текст?
Чтение 1 части.
Куда отправился рассказчик? За кем?
Как вы думаете, чего он ждал?
Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова.
«На охоту за зайцами».
Перескажите 1 часть.
Чтение 2 части
Что делают собаки?
Где?
По лесной вырубке.
Что это такое?
А что делает заяц?
Кто думает так: «Куда же он девался?»
Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова.
«Заяц пропал»
Чтение 3 части.
Куда вышел рассказчик?
Что он сделал?
Как вы понимаете слово замер?
Поиграем в игру «Море волнуется раз, море волнуется два…»
Вот такое состояние было у рассказчика, когда он увидел зайца. Почему он замер?
Где притаился заяц?
Какие слова, близкие по смыслу, можно подобрать к слову притаился ?
О чём просили глазёнки зайца?
Глазёнки так и просят: «Не выдавай меня!»
Это предложение с прямой речью. Обратите внимание на постановку знаков препинания.
Как можно озаглавить часть?
«Не выдавай меня!»
Пересказ 3 части.
Чтение 4 части.
Какое чувство испытал рассказчик?
Что сделал рассказчик?
Как продолжилась охота?
Какую оценку дал рассказчик зайцу?
Заяц сдал экзамен на хитрость.
Какое слово употребил автор, чтобы не повторять слово заяц?
Озаглавьте эту часть.
«Экзамен на хитрость сдан».
Пересказ 4 части.
Орфографическая подготовка
Поработаем над правописанием выделенных слов.
Раз со мною на охоте произошёл такой случ а й.
Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на доро ж ке и жду.
Гоняют зайца собаки по л е сной выру б ке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?
Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случ а йно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на в е рхушке высокого пня, притаился заяц, гл а зёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!»
Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайч а т уму-разуму учит.
(По Г. А. Скребицкому.)
Пунктуационный разбор
Раз со мною на охоте произошёл такой случай.
Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.
Гоняют зайца собаки по лесной вырубке , а заяц всё не выбегает. Куда же он девался ? Подождал , подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней , нюхают землю , никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться ?
Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!»
Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё , отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать , а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт , зайчат уму-разуму учит.
(По Г. А. Скребицкому.)
Сколько частей в тесте?
Сколько будет красных строк?
Этап рефлексии:
Сегодня на уроке мне…
Меня особенно удивило то, что…
До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….
Было бы хорошо, если бы…
Мне не понравилось…
Литература
Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений.– М.: Просвещение, 2008.
Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1987.
Плёнкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста: Пособие для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, 1988.