kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему "Сказки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Задачи:

закрепление знаний о сказке как особом жанре;

знакомство с приемами сюжетосложения;

знакомство с литературоведческими понятиями;

обучение приемам сочинительства сказок;

развитие связной речи, 

развитие творческого потенциала школьников;

воспитание культуры общения, совместного творчества

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Сказки"»

«Что за прелесть эти сказки» Русский язык и литература Учитель русского языка и литературы  Каржаубаева Ж.У.  5 класс

«Что за прелесть эти сказки»

Русский язык и литература

Учитель русского языка и литературы

Каржаубаева Ж.У.

5 класс

Задачи:  закрепление знаний о сказке как особом жанре; знакомство с приемами сюжетосложения; знакомство с литературоведческими понятиями; обучение приемам сочинительства сказок; развитие связной речи, развитие творческого потенциала школьников; воспитание культуры общения, совместного творчества

Задачи:

закрепление знаний о сказке как особом жанре;

знакомство с приемами сюжетосложения;

знакомство с литературоведческими понятиями;

обучение приемам сочинительства сказок;

развитие связной речи,

развитие творческого потенциала школьников;

воспитание культуры общения, совместного творчества

Высказывания о сказках

Высказывания о сказках

  • «…Русские песни, предания, пословицы, …наконец русские сказки – без сомнения заслуживают большого внимания: они память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности». Н.А.Некрасов
  • «…Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его - Икаре, а также сказка о «ковре-самолёте».Мечтали об ускорении движения по земле – сказка о «сапогах-скороходах»…мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укреплённое против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой». А.М.Горький
Работа в группах    Что такое сказка?      1. Когда появились сказки? . Какие сказки называются народными? Какие сказки называются литературными? 3. Чем отличаются бытовые сказки от волшебных? 3. Чем отличаются литера­турные сказки от народных? 4. Назовите известные народ­ные русские и казахские сказки. 4. Назовите литературные сказки, которые вы читали. 5. Подберите к выделенным прилагательным антонимы. 5. Подберите к выделенным существительным антонимы. 6. Найдите в тексте слово с лексическим значением «героический, самоотвер­женный поступок» и пере­ведите его на родной язык. 6. Найдите в тексте слово с лексическим значением «происшествие, неожидан­ный случай в жизни» и переведите на родной язык.

Работа в группах

Что такое сказка?

1. Когда появились сказки?

. Какие сказки называются

народными?

Какие сказки называются

литературными?

3. Чем отличаются бытовые сказки от волшебных?

3. Чем отличаются литера­турные сказки от народных?

4. Назовите известные народ­ные русские и казахские сказки.

4. Назовите литературные сказки, которые вы читали.

5. Подберите к выделенным прилагательным антонимы.

5. Подберите к выделенным существительным антонимы.

6. Найдите в тексте слово с лексическим значением «героический, самоотвер­женный поступок» и пере­ведите его на родной язык.

6. Найдите в тексте слово с лексическим значением «происшествие, неожидан­ный случай в жизни» и переведите на родной язык.

Сказка –ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок  А.С. Пушкин

Сказка –ложь, да в ней намек –

добрым молодцам урок

А.С. Пушкин

Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Сказка как жанр устного народного творчества «Сказка – складка (вымысел), а песня – быль…От слова «складывать». Подчёркнутая, сознательная установка на вымысел. В фантастике, как в зеркале, отразилась жизнь народа и его характер.  (Аксаков)

Сказка как жанр устного народного творчества

  • «Сказка – складка (вымысел), а песня – быль…От слова «складывать».
  • Подчёркнутая, сознательная установка на вымысел. В фантастике, как в зеркале, отразилась жизнь народа и его характер.

(Аксаков)

Классификация сказок сказки волшебные бытовые О животных

Классификация сказок

сказки

волшебные

бытовые

О животных

Волшебные сказки  Волшебные сказки – особый вымысел. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. Она имеет мифологическое происхождение: в ней находят отражение тотемические (некоторые герои рождаются от животных или превращаются в них), анимистические (олицетворяются, например, водная стихия, Солнце, Месяц; наоборот – герои превращаются в камни), магические (волшебное зелье, волшебное слово) представления древнего человека.

Волшебные сказки

Волшебные сказки – особый вымысел. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. Она имеет мифологическое происхождение: в ней находят отражение тотемические (некоторые герои рождаются от животных или превращаются в них), анимистические (олицетворяются, например, водная стихия, Солнце, Месяц; наоборот – герои превращаются в камни), магические (волшебное зелье, волшебное слово) представления древнего человека.

Бытовые сказки  Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической или новеллистической (от слова новелла). Появилась она гораздо позднее волшебной.  Новеллистическая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. В волшебной сказке - два мира, в бытовой - один.  В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный.  Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей.  В волшебной сказке герой нередко добивается победы в бою с помощью чудесного оружия. В бытовой - положительный герой силы не применяет, воинских подвигов не совершает. Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее.

Бытовые сказки

Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической или новеллистической (от слова новелла). Появилась она гораздо позднее волшебной. Новеллистическая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. В волшебной сказке - два мира, в бытовой - один.

В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный.

Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей.

В волшебной сказке герой нередко добивается победы в бою с помощью чудесного оружия. В бытовой - положительный герой силы не применяет, воинских подвигов не совершает. Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее.

Сказки о животных   Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. Тут и память о родовых тотемах, и вековой опыт общения первобытных охотников и скотоводов с животными. В древности такие сказки рассказывали перед началом охоты, и это имело магическое значение. В наше время их рассказывают детям. И говорится в них о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь - глуповат, заяц - трусоват, волк - жаден, а Лиса Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого хочешь.

Сказки о животных

Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. Тут и память о родовых тотемах, и вековой опыт общения первобытных охотников и скотоводов с животными. В древности такие сказки рассказывали перед началом охоты, и это имело магическое значение. В наше время их рассказывают детям. И говорится в них о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь - глуповат, заяц - трусоват, волк - жаден, а Лиса Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого хочешь.

Признаки волшебных сказок

Признаки волшебных сказок

  • Особая композиция
  • Сказочные сюжеты
  • Троекратное повторение
  • Положительные и отрицательные герои
  • Сверхъестественные силы, помощники, магические предметы 
  • Чудесные превращения
  • «Сказочный» язык
  • Добро побеждает зло    
Метод « С южетная таблица »             Кто? Что? Где? Когда? Почему?

Метод « С южетная таблица »

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?

Лингвистическая игра « Отгадайте слово по его толкованию »  1) Крестьянин, который занимается обработкой земли.  2) Крестьянское селение.  3) Тонкая ветка безлистьев.  4) Связка прутьев для подметания пола.

Лингвистическая игра « Отгадайте слово по его толкованию » 1) Крестьянин, который занимается обработкой земли. 2) Крестьянское селение. 3) Тонкая ветка безлистьев. 4) Связка прутьев для подметания пола.

Герои волшебных сказок Положительные герои: Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младший  сын и брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский сын, царевичи, королевичи, царевна-лягушка и т.д. Враги положительных героев: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое, Морской царь, ведьма, Чудо Юдо и т.д.

Герои волшебных сказок

Положительные герои:

Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младший сын и брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский сын, царевичи,

королевичи, царевна-лягушка и т.д.

Враги положительных героев:

Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое,

Морской царь, ведьма, Чудо Юдо и т.д.

Помощники положительных героев

Помощники положительных героев

Особенности сказочного языка Антитеза – Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается. Гипербола – Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт Постоянные эпитеты Рифма Что написано на роду, то быть сужено тому. Кощей сидит за столом, пишет пером. Дворец – белокаменный Лес – тёмный, частый Меч – острый Лук – тугой Стол – дубовый Перстень – золотой Мост – хрустальный Терем – высокий Горница – светлая Земля – сырая . Постель - пуховая  Синонимы   Не бросай меня , товарищ ,  друг , не покинь. Сравнения   Сел Иван на волка. Волк побежал стрелой .

Особенности сказочного языка

  • Антитеза – Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается.
  • Гипербола – Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт
  • Постоянные эпитеты
  • Рифма

Что написано на роду, то быть сужено тому.

Кощей сидит за столом, пишет пером.

Дворец – белокаменный

Лес – тёмный, частый

Меч – острый

Лук – тугой

Стол – дубовый

Перстень – золотой

Мост – хрустальный

Терем – высокий

Горница – светлая

Земля – сырая .

Постель - пуховая

  • Синонимы Не бросай меня , товарищ ,

друг , не покинь.

  • Сравнения Сел Иван на волка.

Волк побежал стрелой .

Лексические и синтаксические повторы, образующие параллельные  синтаксические конструкции: «На столбу написано: «В праву дорогу идти – добра не видать, в леву дорогу идти – живому не бывать»; «Один раз закинули – вытянули морскую тину. Второй раз закинули – вытянули- морскую травину. Третий раз закинули – вытянули рыбу, золото перье». Сказочные формулы – Ни в сказке сказать, ни пером описать . Выше леса стоячего, ниже облака ходячего. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Много ли, мало ли времени… Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли… Инверсия – обратный порядок слов в предложении.
  • Лексические и синтаксические повторы, образующие параллельные синтаксические конструкции:

«На столбу написано: «В праву дорогу идти – добра не видать, в леву дорогу идти – живому не бывать»;

«Один раз закинули – вытянули морскую тину. Второй раз закинули – вытянули- морскую травину. Третий раз закинули – вытянули рыбу, золото перье».

  • Сказочные формулы – Ни в сказке сказать, ни пером описать .

Выше леса стоячего, ниже облака ходячего.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Много ли, мало ли времени…

Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли…

  • Инверсия – обратный порядок слов в предложении.

«Появилось на небе Солнышко, и зазеленели поля, и нежилась Земля…»

«Собрался народ честной да зверь лесной».

Приём «Выбор»  Узнал что-то новое Научился  Расстроился Я Получил радость  Удивился Ничего не понял

Приём «Выбор»

Узнал что-то новое Научился

Расстроился Я Получил радость

Удивился Ничего не понял


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация на тему "Сказки"

Автор: Каржаубаева Жадыра Уразбаевна

Дата: 07.12.2018

Номер свидетельства: 489421

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Урок по теме: "Сказка В.А.Жуковского "Спящая царевна". Сходные и различные черты литературной и народной сказки""
    ["seo_title"] => string(108) "urokpotiemieskazkavazhukovskoghospiashchaiatsarievnaskhodnyieirazlichnyiechiertylitieraturnoiinarodnoiskazki"
    ["file_id"] => string(6) "270018"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450972665"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Презентация к сказке по теме "Среднее арифметическое""
    ["seo_title"] => string(65) "priezientatsiia-k-skazkie-po-tiemie-sriednieie-arifmietichieskoie"
    ["file_id"] => string(6) "317518"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460379135"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Урок литературы в 5 классе . Тема: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина: художественные способы выражения авторской оценки в литературной стилизации"
    ["seo_title"] => string(161) "urok-litieratury-v-5-klassie-tiema-skazka-o-rybakie-i-rybkie-a-s-pushkina-khudozhiestviennyie-sposoby-vyrazhieniia-avtorskoi-otsienki-v-litieraturnoi-stilizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "267306"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450352481"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Презентация по литературному чтению на тему "Сказка - вид народного творчества. Виды сказок""
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiiapolitieraturnomuchtieniiunatiemuskazkavidnarodnoghotvorchiestvavidyskazok"
    ["file_id"] => string(6) "268696"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450682825"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Презентация викторины "Своя игра" к итоговому уроку по литературному чтению  4 класс на тему "Сказки русских писателей" "
    ["seo_title"] => string(129) "priezientatsiia-viktoriny-svoia-ighra-k-itoghovomu-uroku-po-litieraturnomu-chtieniiu-4-klass-na-tiemu-skazki-russkikh-pisatieliei"
    ["file_id"] => string(6) "123709"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414527492"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства