Тема: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина: художественные способы
выражения авторской оценки в литературной стилизации
Цель: на конкретном художественном литературном тексте продемонстрировать
приёмы непрямого выражения авторской мысли, выявляя содержательность художественных форм; развивать наблюдательность, умение выделять главное, аргументировать свою точку зрения; устную речь уч-ся;
воспитывать любовь к русскому слову, интерес к творчеству А.Пушкина
Ход урока
I.Орг момент
II.Словарная работа: определить подмену лексики в «цитатах» (по сказке) – презентация
III.Мотивация учебной деятельности.
1. Слово учителя.
Ребята, какие представления связаны у вас с понятием «пространство»?
- Например, можно ли, обозначив на доске мелом точку, сказать – это
«пространство»? (Демонстрация на доске)
- А линии – это «пространство»? (Демонстрация)
- Скажите, что здесь, в классе, можно считать пространством? Классную
комнату?
- А каким образом это пространство отделено от пространства коридора,
верхнего или нижнего класса?
- Чего же не хватает точке и линии, чтобы считаться пространством?
- Какие признаки позволяют увидеть и указать пространство?
Выводы: пространство бывает плоское и объёмное и что у него обязательно есть протяжённость (длина, ширина, высота) и границы. Оно может быть «правильным», геометрическим (квадрат, круг, прямоугольник, куб и т.д.) и «неправильным», любой формы.
- Как вы думаете, есть ли пространственные характеристики в художественном тексте?
IV.Работа над темой урока.
1.О чём «говорят» в тексте магические числа (количество старухиных желаний)?
(5 = 3 + 2; «чистого» 3 и «нечистого» 2. Следовательно, два последних желания «неправильные», противоречащие сказочным канонам).
2.Восстановить цепочку требований старухи (на доске даны в разброс). Каковы временные промежутки между ними?
1) «новое корыто» +
2) «новая изба» +
3) «столбовая дворянка» +/- допустимая норма
4) «вольная царица» -
5) Владычица морская -
3. Найди персонаж (на доске рядом с табличками «желаний» старухи расположить таблички с «реакцией» моря на происходящее)
- Какой ещё «персонаж» явственно выражает своё отношение к происходящему, не участвуя в действии и не произнося ни слова?
- Каково это отношение, меняется ли оно от эпизода к эпизоду?
- Каково из желаний Старухи вызывает его самую сильную реакцию?
4. Просмотр видеоотрывка – последнее желание старухи
5. Анализ пространственных характеристик в пушкинском тексте
Итак, перед нами пространство сказки. Мы должны расположить все предметы и всех персонажей в сказочном пространстве: Рыбку – в море, землянку, избу, терем, дворец – на берегу, Старика и Старуху – около землянки (терема, дворца).
- Давайте уточни: однородно ли сказочное пространство? Можно ли отделить чудесное, волшебное от обыденного?
- Есть ли дистанция между местопребыванием Старика, Старухи, Рыбки?
- Можно ли обнаружить границу между обыденным пространством и волшебным? Чем является береговая линия?
- Кого из персонажей можно поместить на береговой линии, на границе двух миров – волшебного и обыденного?
- Как автор именует Старинка в названии сказки? Встречается ли это наименование в самом тексте?
- Из каких букв состоит два слова: «рыбак» и «рыбка»? Случайно ли наличие в названии анаграммы?
Анаграмма – (от греч., буквально «игра буквами») – способ образования слов из одних и тех же букв.
- Передвигается ли в пространстве Старуха? Дано ли ей хотя бы приблизиться к волшебному миру?
- За что же наказана у Пушкина Старуха? На что она посягнула?
- Почему Старуха не упомянута в названии? Кто из персонажей пушкинской сказки ведёт действие – Старик, Старуха, Море или Рыбка?
- Возможно ли развитие, движение сюжета без старика?
- Можно ли сказать, что Старик бескорыстный, терпеливый, добрый и покорный?
- Почему же оба героя остались у разбитого корыта?
- Способно ли чудо изменить жизнь людей, если они к этим изменениям не готовы?
- В чём же сущность пушкинского сказочного урока?
V.Итоги урока.
- С помощью таблицы «Фольклор и литература» докажите, что мы работали сегодня над литературной стилизацией.
Спасибо за урок!