kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 5 классе . Тема: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина: художественные способы выражения авторской оценки в литературной стилизации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина: художественные способы

            выражения авторской оценки в литературной стилизации

Цель: на конкретном художественном литературном тексте продемонстрировать

приёмы непрямого выражения авторской мысли, выявляя содержательность художественных форм; развивать наблюдательность, умение выделять главное, аргументировать свою точку зрения; устную речь уч-ся;

воспитывать любовь к русскому слову, интерес к творчеству А.Пушкина

                                                       Ход урока

I.Орг момент

II.Словарная работа: определить подмену лексики в «цитатах» (по сказке) – презентация

III.Мотивация учебной деятельности.

1. Слово учителя.

         Ребята, какие представления связаны у вас с понятием «пространство»?

  • Например, можно ли, обозначив на доске мелом точку, сказать – это

«пространство»? (Демонстрация на доске)

  • А линии – это «пространство»? (Демонстрация)
  • Скажите, что здесь, в классе, можно считать пространством? Классную

комнату?

  • А каким образом это пространство отделено от пространства коридора,

верхнего или нижнего класса?

  • Чего же не хватает точке и линии, чтобы считаться пространством?
  • Какие признаки позволяют увидеть и указать пространство?

Выводы: пространство бывает плоское и объёмное и что у него обязательно есть протяжённость (длина, ширина, высота) и границы. Оно может быть «правильным», геометрическим (квадрат, круг, прямоугольник, куб и т.д.) и «неправильным», любой формы.

  • Как вы думаете, есть ли пространственные характеристики в художественном тексте?

IV.Работа над темой урока.

1.О чём «говорят» в тексте магические числа (количество старухиных желаний)?

              (5 = 3 + 2; «чистого» 3 и «нечистого» 2. Следовательно, два последних желания «неправильные», противоречащие сказочным канонам).

2.Восстановить цепочку требований старухи (на доске даны в разброс). Каковы временные промежутки между ними?

     1) «новое корыто»    +

2) «новая изба»          +

3) «столбовая дворянка»  +/-  допустимая норма

4) «вольная царица»   -

5) Владычица морская  -

          3. Найди персонаж (на доске рядом с табличками «желаний» старухи расположить таблички с «реакцией» моря на происходящее)

  • Какой ещё «персонаж» явственно выражает своё отношение к происходящему, не участвуя в действии и не произнося ни слова?
  • Каково это отношение, меняется ли оно от эпизода к эпизоду?
  • Каково из желаний Старухи вызывает его самую сильную реакцию?

4. Просмотр видеоотрывка – последнее желание старухи

 

5. Анализ пространственных характеристик в пушкинском тексте

         Итак, перед нами пространство сказки. Мы должны расположить все предметы и всех персонажей в сказочном пространстве: Рыбку – в море, землянку, избу, терем, дворец – на берегу, Старика и Старуху – около землянки (терема, дворца).

  • Давайте уточни: однородно ли сказочное пространство? Можно ли отделить чудесное, волшебное от обыденного?
  • Есть ли дистанция между местопребыванием Старика, Старухи, Рыбки?
  • Можно ли обнаружить границу между обыденным пространством и волшебным? Чем является береговая линия?
  • Кого из персонажей можно поместить на береговой линии, на границе двух миров – волшебного и обыденного?
  • Как автор именует Старинка в названии сказки? Встречается ли это наименование в самом тексте?
  • Из каких букв состоит два слова: «рыбак» и «рыбка»? Случайно ли наличие в названии анаграммы?

Анаграмма – (от греч., буквально «игра буквами») – способ образования слов из одних и тех же букв.

  • Передвигается ли в пространстве Старуха? Дано ли ей хотя бы приблизиться к волшебному миру?
  • За что же наказана у Пушкина Старуха? На что она посягнула?
  • Почему Старуха не упомянута в названии? Кто из персонажей пушкинской сказки ведёт действие – Старик, Старуха, Море или Рыбка?
  • Возможно ли развитие, движение сюжета без старика?
  • Можно ли сказать, что Старик бескорыстный, терпеливый, добрый и покорный?
  • Почему же оба героя остались у разбитого корыта?
  • Способно ли чудо изменить жизнь людей, если они к этим изменениям не готовы?
  • В чём же сущность пушкинского сказочного урока?

V.Итоги урока.

  • С помощью таблицы «Фольклор и литература» докажите, что мы работали сегодня над литературной стилизацией.

 

                                            Спасибо за урок!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе . Тема: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина: художественные способы выражения авторской оценки в литературной стилизации»

Тема: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина: художественные способы

выражения авторской оценки в литературной стилизации

Цель: на конкретном художественном литературном тексте продемонстрировать

приёмы непрямого выражения авторской мысли, выявляя содержательность художественных форм; развивать наблюдательность, умение выделять главное, аргументировать свою точку зрения; устную речь уч-ся;

воспитывать любовь к русскому слову, интерес к творчеству А.Пушкина


Ход урока

  1. Орг момент

  2. Словарная работа: определить подмену лексики в «цитатах» (по сказке) – презентация

  3. Мотивация учебной деятельности.

1. Слово учителя.

Ребята, какие представления связаны у вас с понятием «пространство»?

  • Например, можно ли, обозначив на доске мелом точку, сказать – это

«пространство»? (Демонстрация на доске)

  • А линии – это «пространство»? (Демонстрация)

  • Скажите, что здесь, в классе, можно считать пространством? Классную

комнату?

  • А каким образом это пространство отделено от пространства коридора,

верхнего или нижнего класса?

  • Чего же не хватает точке и линии, чтобы считаться пространством?

  • Какие признаки позволяют увидеть и указать пространство?


Выводы: пространство бывает плоское и объёмное и что у него обязательно есть протяжённость (длина, ширина, высота) и границы. Оно может быть «правильным», геометрическим (квадрат, круг, прямоугольник, куб и т.д.) и «неправильным», любой формы.


  • Как вы думаете, есть ли пространственные характеристики в художественном тексте?


  1. Работа над темой урока.

    1. О чём «говорят» в тексте магические числа (количество старухиных желаний)?

(5 = 3 + 2; «чистого» 3 и «нечистого» 2. Следовательно, два последних желания «неправильные», противоречащие сказочным канонам).


    1. Восстановить цепочку требований старухи (на доске даны в разброс). Каковы временные промежутки между ними?

1) «новое корыто» +

2) «новая изба» +

3) «столбовая дворянка» +/- допустимая норма

4) «вольная царица» -

5) Владычица морская -

3. Найди персонаж (на доске рядом с табличками «желаний» старухи расположить таблички с «реакцией» моря на происходящее)

  • Какой ещё «персонаж» явственно выражает своё отношение к происходящему, не участвуя в действии и не произнося ни слова?

  • Каково это отношение, меняется ли оно от эпизода к эпизоду?

  • Каково из желаний Старухи вызывает его самую сильную реакцию?


4. Просмотр видеоотрывка – последнее желание старухи


5. Анализ пространственных характеристик в пушкинском тексте

Итак, перед нами пространство сказки. Мы должны расположить все предметы и всех персонажей в сказочном пространстве: Рыбку – в море, землянку, избу, терем, дворец – на берегу, Старика и Старуху – около землянки (терема, дворца).

  • Давайте уточни: однородно ли сказочное пространство? Можно ли отделить чудесное, волшебное от обыденного?

  • Есть ли дистанция между местопребыванием Старика, Старухи, Рыбки?

  • Можно ли обнаружить границу между обыденным пространством и волшебным? Чем является береговая линия?

  • Кого из персонажей можно поместить на береговой линии, на границе двух миров – волшебного и обыденного?

  • Как автор именует Старинка в названии сказки? Встречается ли это наименование в самом тексте?

  • Из каких букв состоит два слова: «рыбак» и «рыбка»? Случайно ли наличие в названии анаграммы?

Анаграмма – (от греч., буквально «игра буквами») – способ образования слов из одних и тех же букв.

  • Передвигается ли в пространстве Старуха? Дано ли ей хотя бы приблизиться к волшебному миру?

  • За что же наказана у Пушкина Старуха? На что она посягнула?

  • Почему Старуха не упомянута в названии? Кто из персонажей пушкинской сказки ведёт действие – Старик, Старуха, Море или Рыбка?

  • Возможно ли развитие, движение сюжета без старика?

  • Можно ли сказать, что Старик бескорыстный, терпеливый, добрый и покорный?

  • Почему же оба героя остались у разбитого корыта?

  • Способно ли чудо изменить жизнь людей, если они к этим изменениям не готовы?

  • В чём же сущность пушкинского сказочного урока?


  1. Итоги урока.

  • С помощью таблицы «Фольклор и литература» докажите, что мы работали сегодня над литературной стилизацией.


Спасибо за урок!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бекирова Зулфия Ибраимовна

Дата: 17.12.2015

Номер свидетельства: 267306


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства