Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка "Словарные слова"»
МОУ ИРМО «Кудинская средняя общеобразовательная школа»
Учитель – дефектолог
Федорова. Е. В
Задачи словарной работы
Обогащение словаря
Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно
Активизация словаря
Важно помнить!
Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.
Варианты запоминания и написания словарных слов, адаптированные к детям, имеющим в анамнезе речевые проблемы.
Для запоминания слов используйте следующие задания
Чтение слова ребенком
Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем)
Орфографическая работа над словом:
постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы
звукобуквенный анализ слова
деление слова на слоги и на слоги для переноса
Заучивание правописания данного слова:
подбор однокоренных слов
составление словосочетания, предложения с этим словом
подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.
Запись слова в орфографический словарик.Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.
Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).
Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).
Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород).
Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать).
Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:- по родам;- по числам;- по склонениям;- с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;- с непроверяемой и проверяемой гласной;- одушевленные или неодушевленные предметы;- по тематике (например: "Город" и "Деревня");- по частям речи;
Выписать из данных слов:- слова, состоящие из двух, трех слогов;- слова с Й;- слова с шипящими.
Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.
Подбор однокоренных слов.
Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины)
Разбор слов по составу.
Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
Образовать новое слово при помощи суффикса (береза - березка, берег - бережок)
Заменить одним словом (человек, который управляет трактором - тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога - шоссе, одерживать победу - побеждать)
Письмо по памяти
Самодиктант и взаимопроверка
Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, керо...ин, шо...е, ро...а, ка...ир, ба...ейн).
Данные слова заменить по смыслу другими (группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ)
К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр)
Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север)
Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить...)
Способ написания слов с закрытыми глазами
Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге
Ассоциативный образобязательнодолжен бытьсвязан со словарным словомкаким-то общим признаком.Модель
Ассоциативная связь может быть по:- цвету;- месту расположения;- форме;- звучанию;- действию;- вкусу;- материалу;- назначению;- количеству и т. д.
ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ
Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.Например:Словарное словоБЕРЕЗА - по цвету - БЕЛАЯБЕРЕЗА – кудрявая, нужен ГРЕБЕНЬ, чтобы расчесать (по форме как букваЕ)Результат:
БЕРЕЗА – БЕЛАЯ – ГРЕБЕНЬ -Е
Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму
ББЕРЁЗАЛ А Я
Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму
ВНИМАНИЕ!
НЕнавязывайте ребенку своей ассоциации!Ценность- наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком
"Словарные слова в образах и картинках". Пособие для логопеда в двух частях.Аннотация:В пособии представлен специально разработанный картинный материал для изучения словарных слов учащимися 1 и 2 классов общеобразовательных школ. Он позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а в виде картинок-образов, что особенно значимо для детей с различными речевыми нарушениями. Материал второй части пособия предназначен для индивидуальной работы с учащимися.
Зегебарт Г. М. "Учение без мучения. Коррекция дисграфии"Издательство Генезис М. - 2007 г.
Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком
2.Парамонова Л. Г. "Как овладеть правописанием "словарных" слов".Аннотация:Предлагаемое пособие посвящено традиционному принципу письма, являющемуся одним из основных принципов русской орфографии. Особая сложность овладения этим принципом заключается в необходимости запоминания, заучивания огромного количества слов, написание которых не подчиняется никаким современным грамматическим правилам.
Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком
3.Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф. Электронное учебное пособие "Словарные слова. 1-4класс"Аннотация:Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке.Слова, написание которых нужно запомнить, разделены на классы, а внутри каждого класса тематически сгруппированы. С каждой группой словарных слов ученик может работать в трех режимах.
Режим "Учись"позволяет увидеть иллюстрацию и написание каждого словарного слова в данной группе, а также услышать его произношение диктором.Режим "Проверь себя"предназначен для отработки навыков правильного написания словарных слов после появления иллюстрации и голосового сопровождения. Ученик может воспользоваться подсказкой для выбора необходимых букв. Это будет отражено в комментариях к выполнению задания.Режим "Контроль"позволяет ученику в интерактивном режиме проконтролировать правильность написания словарных слов в группе по иллюстрации и звучанию слова. При этом нет возможности воспользоваться подсказкой.Результаты выполнения работы фиксируются и могут быть рассмотрены учителем после ее окончания.