kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку русского языка "Словарные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Обогащение словаря 2.Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно 3.Активизация словаря
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка "Словарные слова"»

МОУ ИРМО «Кудинская средняя общеобразовательная школа» Учитель – дефектолог Федорова. Е. В

МОУ ИРМО «Кудинская средняя общеобразовательная школа»

Учитель – дефектолог

Федорова. Е. В

Задачи словарной работы

Задачи словарной работы

  • Обогащение словаря
  • Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно
  • Активизация словаря
Важно помнить!

Важно помнить!

  • Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
  • Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.
Варианты запоминания и написания словарных слов, адаптированные к детям, имеющим в анамнезе речевые проблемы.

Варианты запоминания и написания словарных слов, адаптированные к детям, имеющим в анамнезе речевые проблемы.

Для запоминания слов используйте следующие задания Чтение слова ребенком Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем) Орфографическая работа над словом: постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы звукобуквенный анализ слова деление слова на слоги и на слоги для переноса  Заучивание правописания данного слова: подбор однокоренных слов составление словосочетания, предложения с этим словом подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

Для запоминания слов используйте следующие задания

  • Чтение слова ребенком
  • Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем)
  • Орфографическая работа над словом:
  • постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы
  • звукобуквенный анализ слова
  • деление слова на слоги и на слоги для переноса
  • Заучивание правописания данного слова:
  • подбор однокоренных слов
  • составление словосочетания, предложения с этим словом
  • подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

Запись слова в орфографический словарик.  Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.  Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята). Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов). Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).  Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята). Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов). Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
  • Запись слова в орфографический словарик. Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.
  • Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
  • Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).
  • Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово). Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
  • Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).
  • Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород). Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать).
  • Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород).
  • Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать).
Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:  - по родам;  - по числам;  - по склонениям;  - с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;  - с непроверяемой и проверяемой гласной;  - одушевленные или неодушевленные предметы;  - по тематике (например:
  • Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков: - по родам; - по числам; - по склонениям; - с непроверяемыми гласными А, О, Е, И; - с непроверяемой и проверяемой гласной; - одушевленные или неодушевленные предметы; - по тематике (например: "Город" и "Деревня"); - по частям речи;
Выписать из данных слов:  - слова, состоящие из двух, трех слогов;  - слова с Й;  - слова с шипящими. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая). Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа. Подбор однокоренных слов.
  • Выписать из данных слов: - слова, состоящие из двух, трех слогов; - слова с Й; - слова с шипящими.
  • Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
  • Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.
  • Подбор однокоренных слов.
Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины) Разбор слов по составу. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел). Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади). Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
  • Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины)
  • Разбор слов по составу.
  • Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
  • Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
  • Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
Образовать новое слово при помощи суффикса (береза - березка, берег - бережок) Заменить одним словом (человек, который управляет трактором - тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога - шоссе, одерживать победу - побеждать) Письмо по памяти Самодиктант и взаимопроверка  Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, керо...ин, шо...е, ро...а, ка...ир, ба...ейн).
  • Образовать новое слово при помощи суффикса (береза - березка, берег - бережок)
  • Заменить одним словом (человек, который управляет трактором - тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога - шоссе, одерживать победу - побеждать)
  • Письмо по памяти
  • Самодиктант и взаимопроверка
  • Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, керо...ин, шо...е, ро...а, ка...ир, ба...ейн).
Данные слова заменить по смыслу другими (группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ) К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр) Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север) Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить...)
  • Данные слова заменить по смыслу другими (группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ)
  • К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр)
  • Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север)
  • Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить...)
Способ написания слов с закрытыми глазами

Способ написания слов с закрытыми глазами

  • Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге
  • Назови его по буквам
  • Заставь помигать "опасную" букву Какая буква "мигает"?
  • Прочти медленно, как будешь писать
  • Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь (Все выполнять с закрытыми глазами.)
Метод ассоциативного запоминания слов  ( не рекомендуется применять у детей с ОНР 2 уровня речевого развития, ЗПР, с умственной отсталостью)   Суть метода Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Метод ассоциативного запоминания слов ( не рекомендуется применять у детей с ОНР 2 уровня речевого развития, ЗПР, с умственной отсталостью)

Суть метода

Трудная орфограмма словарного слова

связывается с ярким ассоциативным

образом, который вспоминается при

написании данного словарного слова,

помогая правильно написать

орфограмму.

Методика Записать словарное слово и поставить ударение.    Б Е РЁЗА

Методика

  • Записать словарное слово и поставить ударение.

Б Е РЁЗА

Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании
  • Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании

Б Е -РЁ-ЗА

Выписать отдельно слог, вызывающий
  • Выписать отдельно слог, вызывающий

сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму

б_Е., б_е

4. Найти ассоциативный образ, связанный  со словарным словом, и записать его  напротив словарного слова.

4. Найти ассоциативный образ, связанный

со словарным словом, и записать его

напротив словарного слова.

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ   Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.  Модель  Ассоциативная связь может быть по:  - цвету;  - месту расположения;  - форме;  - звучанию;  - действию;  - вкусу;  - материалу;  - назначению;  - количеству и т. д.

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ

  • Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Модель

Ассоциативная связь может быть по: - цвету; - месту расположения; - форме; - звучанию; - действию; - вкусу; - материалу; - назначению; - количеству и т. д.

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.    Например:  Словарное слово  БЕРЕЗА - по цвету - Б Е ЛАЯ  БЕРЕЗА – кудрявая, нужен ГР Е БЕНЬ, чтобы расчесать (по форме как буква Е )   Результат:   Б Е РЕЗА – Б Е ЛАЯ – ГР Е БЕНЬ - Е

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ

  • Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Например: Словарное слово БЕРЕЗА - по цвету - Б Е ЛАЯ БЕРЕЗА – кудрявая, нужен ГР Е БЕНЬ, чтобы расчесать (по форме как буква Е ) Результат:

Б Е РЕЗА – Б Е ЛАЯ – ГР Е БЕНЬ - Е

Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму
  • Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму

Б Б Е РЁЗА Л     А     Я

Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму  ВНИМАНИЕ!  НЕ  навязывайте ребенку своей ассоциации!  Ценность
  • Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму

ВНИМАНИЕ!

НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации! Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов Г А ЗЕТА - БУМ А ГА  К А РМАН - ДЫР А  К О НЦЕРТ- Н О ТА – Д О - Х О Р  З А ВОД – ТРУБ А К О РАБЛЬ – В О ЛНЫ – Б О ЦМАН – К О К ИН Е Й – Б Е ЛЫЙ – СН Е Г Л А ДОНЬ – Л А ПА К А ПУСТА – З А ЯЦ К А РАНДАШ – ГР А НЬ - БУМ А ГА  С О БАКА - ХВ О СТ

Примеры словарных слов и ассоциативных образов

Г А ЗЕТА - БУМ А ГА К А РМАН - ДЫР А К О НЦЕРТ- Н О ТА – Д О - Х О Р З А ВОД – ТРУБ А

К О РАБЛЬ – В О ЛНЫ – Б О ЦМАН – К О К

ИН Е Й – Б Е ЛЫЙ – СН Е Г

Л А ДОНЬ – Л А ПА

К А ПУСТА – З А ЯЦ

К А РАНДАШ – ГР А НЬ - БУМ А ГА С О БАКА - ХВ О СТ

Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком

Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком

  • "Словарные слова в образах и картинках". Пособие для логопеда в двух частях. Аннотация: В пособии представлен специально разработанный картинный материал для изучения словарных слов учащимися 1 и 2 классов общеобразовательных школ. Он позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а в виде картинок-образов, что особенно значимо для детей с различными речевыми нарушениями. Материал второй части пособия предназначен для индивидуальной работы с учащимися.
  • Зегебарт Г. М. "Учение без мучения. Коррекция дисграфии" Издательство Генезис М. - 2007 г.
Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком 2.  Парамонова Л. Г.

Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком

2. Парамонова Л. Г. "Как овладеть правописанием "словарных" слов". Аннотация: Предлагаемое пособие посвящено традиционному принципу письма, являющемуся одним из основных принципов русской орфографии. Особая сложность овладения этим принципом заключается в необходимости запоминания, заучивания огромного количества слов, написание которых не подчиняется никаким современным грамматическим правилам.

Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком 3.  Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф. Электронное учебное пособие

Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком

3. Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф. Электронное учебное пособие "Словарные слова. 1-4 класс" Аннотация: Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке. Слова, написание которых нужно запомнить, разделены на классы, а внутри каждого класса тематически сгруппированы. С каждой группой словарных слов ученик может работать в трех режимах.

Режим

Режим "Учись" позволяет увидеть иллюстрацию и написание каждого словарного слова в данной группе, а также услышать его произношение диктором. Режим "Проверь себя" предназначен для отработки навыков правильного написания словарных слов после появления иллюстрации и голосового сопровождения. Ученик может воспользоваться подсказкой для выбора необходимых букв. Это будет отражено в комментариях к выполнению задания. Режим "Контроль" позволяет ученику в интерактивном режиме проконтролировать правильность написания словарных слов в группе по иллюстрации и звучанию слова. При этом нет возможности воспользоваться подсказкой. Результаты выполнения работы фиксируются и могут быть рассмотрены учителем после ее окончания.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Презентация к уроку русского языка "Словарные слова"

Автор: Федорова Елена Викторовна

Дата: 18.12.2021

Номер свидетельства: 595266

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Презентация к уроку русского языка "Словарные слова""
    ["seo_title"] => string(57) "priezientatsiia_k_uroku_russkogho_iazyka_slovarnyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "430607"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1506951917"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Урок русского языка в 4 классе на тему: "Морфологический разбор глагола" "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-morfologhichieskii-razbor-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "176700"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424454039"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Урок русского языка "Состав слова""
    ["seo_title"] => string(36) "urok-russkogho-iazyka-sostav-slova-1"
    ["file_id"] => string(6) "251109"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447178905"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Презентация  для урока  русского  языка : "Словарные  слова  для  2  класса" "
    ["seo_title"] => string(74) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-slovarnyie-slova-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "177386"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424625711"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "презентация урока русского языка 3 класса"
    ["seo_title"] => string(47) "priezientatsiia-uroka-russkogho-iazyka-3-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "295419"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455811143"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства