Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по русскому языку "Стили речи"»
Художественный стиль речи.
Наблюдения над художественным текстом.
Автор работы: Тибейкина Нелли Николаевна , учитель русского языка и литературы ,
МОУ Зональной СОШ.
Цель урока:
Совершенствовать навыки анализа текста, умения различать тропы и стилистические фигуры.
1. Приведите пример литоты?
2. Что такое аллегория?
3. Расскажите об особенностях худ-го стиля.
… Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, - с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св.Лаврентия. А «осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: «Много тенетника на бабье лето – осень ядреная»…Помню ранее, свежее, тихое утро…Помню большой, весь золотой, подсохший м поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город, - непременно в ночь, когда так славно лежат на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге. Мужик, насыпающий яблоки, ест их с сочным треском одно за одним, но уж таково заведение – никогда мещанин не оборвет его, а еще и скажет:
- Вали, ешь досыта,- делать нечего! На сливанье все мед пьют.
1) Тема текста?
2) Основная идея?
3) Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор? (выписать их в тетрадь)
4) Выразите своё отношение к тексту.
1) Рассказ – впечатление, рассказ – воспоминание.
2) Поэтизация прошлого, ностальгия по уходящему, неразрывная связь человека и природы.
3) Много эпитетов, например: коралловые бусы, свинцовые тучи и т.д.
Есть пример сравнения, повтора, риторические вопросы, градация.