Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ на уроках русского языка в 9 классе»
Подготовка к ОГЭ на уроках русского языка
в 9 классе
Задание
Расставьте знаки препинания
1.Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками (1) а между ними и течет речушка (2) которая обозначена на карте такой (3) голубой краской.2 . С обрыва (1) на котором остановился Норкин (2) хорошо видны мелкие камни (3) устилающие (4)дно.3.Вода (1) искрясь (2) пробегает над ними.4.На самой середине речки стоит теленок и (1) отмахиваясь хвостом (2) от надоедливых слепней (3) пьет воду (4) низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)
Проверьте, верно ли вы расставили знаки препинания
1.Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, (1) а между ними и течет речушка, (2) которая обозначена на карте такой голубой краской.2 . С обрыва, (3) на котором остановился Норкин, (4) хорошо видны мелкие камни, (5) устилающие дно.3.Вода, (6) искрясь, (7) пробегает над ними.4.На самой середине речки стоит теленок и, (8) отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, (9) пьет воду, (10) низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)
Задание
Используя текст, придумайте задания № 6 - 14
Вариант условия
и ответа задания 6
Замените слово «мелкое» в предложении 2 стилистически нейтральным словом.
небольшие
1.Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, (1) а между ними и течет речушка, (2) которая обозначена на карте такой голубой краской.2.С обрыва, (3) на котором остановился Норкин, (4) хорошо виднымелкиекамни, (5) устилающие дно.3.Вода, (6) искрясь, (7) пробегает над ними.4.На самой середине речки стоит теленок и, (8) отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, (9) пьет воду, (10) низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)
небольшие
Вариант условия
и ответа задания 7
Замените словосочетание «безрогую голову» (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление .
1.Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, (1) а между ними и течет речушка, (2) которая обозначена на карте такой голубой краской.2.С обрыва, (3) на котором остановился Норкин, (4) хорошо видны мелкие камни, (5) устилающие дно.3.Вода, (6) искрясь, (7) пробегает над ними.4.На самой середине речки стоит теленок и, (8) отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, (9) пьет воду, (10) низко опустив своюбезрогую голову.(Селянкин О.)
Голова без рог
1.Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, (1) а между ними и течет речушка, (2) которая обозначена на карте такой голубой краской.2.С обрыва, (3) на котором остановился Норкин, (4) хорошо видны мелкие камни, (5) устилающие дно.3.Вода, (6) искрясь, (7) пробегает над ними.4.На самой середине речки стоит теленок и, (8) отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, (9) пьет воду, (10) низко опустив своюбезрогую голову.(Селянкин О.)
Голова без рог
Её голову (определите тип связи)
Вариант условия
и ответа задания 8
Выпишите грамматические основы предложения 1.
поле разорвано,течетречушка,которая обозначена
1.Большоеполе разорванотрещиной с крутыми стенками, (1) а между ними итечетречушка, (2)которая обозначенана карте такой голубой краской.2.С обрыва, (3) на которомостановился Норкин, (4) хорошовиднымелкиекамни, (5) устилающие дно.3.Вода, (6) искрясь, (7)пробегаетнад ними.4.На самой середине речкистоит теленоки, (8) отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, (9)пьетводу, (10) низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)
Вариант условия
и ответа задания 9
Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
5
1.Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, (1) а между ними и течет речушка, (2) которая обозначена на карте такой голубой краской.2.С обрыва, (3) на котором остановился Норкин, (4) хорошо видны мелкие камни, (5)устилающие дно.3.Вода, (6) искрясь, (7) пробегает над ними.4. На самой середине речки стоит теленок и, (8)отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, (9) пьет воду, (10)низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)
Вариант условия
и ответа задания 11
Укажите количество грамматических основ в предложении 4
В предложении 4 грамматических основ-1
1.Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, (1) а между ними и течет речушка, (2) которая обозначена на карте такой голубой краской.2.С обрыва, (3) на котором остановился Норкин, (4) хорошо видны мелкие камни, (5) устилающие дно.3.Вода, (6) искрясь, (7) пробегает над ними.4.На самой середине речкистоит теленоки, (8) отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, (9)пьетводу, (10) низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)
Вариант условия
и ответа задания 12
В приведенных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Предложения 2– 3, 4
1.Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, (1) а между ними и течет речушка, (2) которая обозначена на карте такой голубой краской.2.С обрыва,(3)на котором остановился Норкин,(4)хорошо видны мелкие камни, (5) устилающие дно.3.Вода, (6) искрясь, (7) пробегает над ними.4.На самой середине речки стоит теленок и, (8) отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, (9) пьет воду, (10) низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)
Предложение 2– 3,4
Вариант условия
и ответа задания 13
Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.
Предложение1
1.Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, (1) а между ними и течет речушка, (2) которая обозначена на карте такой голубой краской.2.С обрыва, (3) на котором остановился Норкин, (4) хорошо видны мелкие камни, (5) устилающие дно.3.Вода, (6) искрясь, (7) пробегает над ними.4.На самой середине речки стоит теленок и, (8) отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, (9) пьет воду, (10) низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)
Предложение с сочинительной и подчинительной связями-№1
Почему нет заданий 10 и 13 ?
Виды подчинения.
Однородное
Комбинированное
Последовательное
Параллельное
Однородное подчинение- это такое подчинение, при котором придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос.
[Видел Егорушка],(какмало-помалу темнело небо),(какопускалась на землю мгла),(какзасветились одна за другой звёздочки).
что?
,
,
,
.
как
как
как
Последовательное подчинение - это такой тип подчинения, при котором первая придаточная часть относится к главной, вторая - к первой придаточной и т.д.
[Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы],(так какбоялись отца),(который,со своей стороны, был тоже несколько смущён),(хотястарался этого не показывать). ( Н.Гоголь)
,
,
,
.
хотя
который
так как
Параллельное подчинение - это такой тип подчинения, при котором придаточные относятся к общей для них главной части и являются разными по значению либо относятся к разным словам в главной части ( в этом случае они могут быть одинаковыми по значению).
(Так какдругие деревья были ниже рябин),[то и
создавалось впечатление],(чтосело стоит в рябиновом лесу).
.
,
,
Так как
что
Комбинированное подчинение - это такой тип подчинения, при котором возможно сочетание однородного и неоднородного подчинения, а также последовательного подчинения.
[В воздухе,(куда нивзглянешь), кружатся целые облака снежинок], (так чтоне разберёшь), (идётлиснег с неба или с земли).
,
.
,
…,
…
куда ни …
ли…
так что…
последовательное
параллельное
Потренируемся
Определите тип подчинения.
Виктор просился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.
[ ], (потому что ), (что ).
прид. изъяснит.
прид. причины
последовательное
Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.
прид. времени прид. определит.
(Когда ), [ ], (которых ).
параллельное
Светлым солнечным утром, когда ещё вовсю распевают птицы, когда ещё роса не просохла на тенистых полянках парка), весь лагерь пришёл провожать Альку.
прид. обст. времени
[ ,(когда . ), (когда ) ].
прид. обст времени
однородное
Как я ни отказываюсь от гонораров, от них нельзя отделаться, потому что люди не верят в действенность.
прид. уступки прид. причины
(как ни), [ ], (потому что) .
параллельное
Начинало слегка давить виски, так же как давит голову, когда долго кружишься на карусели.
прид. обст. обр.действ прид. времени
[ ], ( так же как ), (когда).
последовательное
Саврасов заглянул к нам из другого мира,где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.
[ ], (где) и (откуда).
прид.опред.
прид.опред.
однородное
Если мы внимательно выслушаем лекцию, узнаем, как важно знать правила движения, как надо вести себя на улице.
прид. услов. прид. изъяснит.
(Если),[ ],(как),(как).
Парал.
Однор.
комбинированное
Мы проходим все комнаты, поднимаемся в детскую половину, откуда открывается вид на пруд, заглохший цветник, где на запущенных клумбах пасётся привязанный на верёвке телёнок.
прид.опред.
прид.опред.
[ ], (откуда ), (где ).
последовательное
Где гнутся над омутом лозы,Где летнее солнце печёт,Летают и пляшут стрекозы,Весёлый ведут хоровод.(А.К.Толстой)
прид. места
(где ), (где ), [ ] .
прид. места
однородное
По схеме определите виды подчинения в предложениях .
1.[, ( 1 ) ,], ( 2 )
2.[, ( 1 ) ,], ( 2 )
3. ( 1 ) ,[], ( 2 ), ( 3 )
4. ( 1 ), ( 2 ),[, ( 3 ) ,], ( 4 )
Укажите, какая из схем соответствует предложению .
Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как стало смеркаться.
А)[так], ( что ), ( как ), ( как )
Б)[так], ( что ), ( как ), ( как )
В)[так], ( что ), ( как ), ( как )
Среди данных предложений найдите СПП с последовательным подчинением придаточных
(1)Разнообразнее раскрывается страна. (2) На русской земле столько прелести, что всем художникам, которые на ней живут, хватит её на тысячи лет. (3) Но знаете,- добавил он с тревогой, - что-то человек уж начал затаптывать и разорять землю. (4) А ведь красота земная – вещь священная, это великая вещь в нашей социальной жизни. (5) Это одна из наших конечных целей.
2
Среди данных предложений найдите СПП с однородными придаточными.
1)Пейзаж был основой, с которой началось возрождение этой святыни.2) Всё в совокупности: лес, вековые деревья, холмы, вода в прудах и прихотливо бегущий тут Сороти, луга, мосток, мельница – оставляет у посетивших Михайловское чувство свидания с Пушкиным.3) Такова сила пейзажа.4) Но только непосвященному может казаться, что всё это «сделалось само собой» и что так было всегда. 5) Далеко нет.8) Пейзаж «легко оскорбить», разрушить его гармонию какой-то несобранностью, необдуманной постройкой , оградой, назойливым указателем, да мало ли чем!
4
Среди данных предложений найдите СПП с последовательным подчинением придаточных:
(1) Эти слова принадлежат матери Терезе, женщине, чья подвижническая жизнь была настолько насыщенна, что не может не удивлять и с трудом укладывается в наши традиционные представления. (2) Её считали святой ещё при жизни. (3) В 20 веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими помощницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться. (4) Ею восхищались, её превозносили, перед ней преклонялись, её боготворили.
1
Среди данных предложений найдите СПП с неоднородным (параллельным) соединением придаточных:
1) Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками. (2) Рыбок было десять. (3) Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек.