Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в простом осложненном предложении. Подготовка к ОГЭ по русскому языку »
Урок русского языка в 9 классе
Учитель: Дедушева Вера Владимировна МОАУ «СОШ №25 г. Орска»
Знаки препинания в простом осложненном предложении. Подготовка к ОГЭ.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели урока:
Образовательная:
1. Повторить и систематизировать знания об обособленных членах предложения(определениях, обстоятельствах, вводных словах, однородных членах).
2. Формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
3. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных членов предложения в различных синтаксических конструкциях.
4. Закрепить умения анализа текста.
Развивающая:
1. Создать условия для развития умения анализировать образную систему произведения.
2. Обогащать активный словарный запас школьников.
3. Развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать изученные факты.
Воспитательная:
1. Воспитание у учащихся нравственных качеств через образы художественного произведения
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Ход урока
Вступление.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим подготовку к итоговой аттестации. Наша с вами задача повторить сегодня обособленные члены предложения. Вспомнить знаки препинания при обособленных членах предложения. Мы с вами должны научиться видеть обособленные члены предложения в тексте.
II. Повторение изученного:
Проверка домашнего задания:
а) обособленное определение
Задание №1
Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания. Составьте схемы.
1) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал и предался своим размышлениям.
Задание №2
Составьте схемы к данным предложениям
1) Ошеломленная невероятным известием, мать неотрывно смотрела на отца.
2) Табун между тем уже медле(н,нн)о стал разбредаться по (не)сбитому ещё лугу, покрытому росой и паром.
Индивидуальные карточки
Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания. Составьте схемы.
Действия человека, совершаемые по размышлении, называются поступками.
Стебли, высохшие за жаркое лето и звенящие на ветру, покрывают дикую степь.
2) Работа со средствами художественной выразительности (задание 3 ОГЭ)
(Найти соответствие)
1.Фразеологизм
2. Олицетворение- А
3. Анафора-Г
4. Сравнение-Б
5. Эпитет-В
Эпитет- художественное определение (красочное определение)
Олицетворение- наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками
Сравнение – сопоставление одного предмета с другим какого-либо предмета другому с помощью союзов: как, словно, подобно
Инверсия- обратный порядок слов
Анафора- повторение начальных слов, строки, строфы или фразы, единоначатие
Фразеологизм- устойчивое словосочетание.
А) Солнце реже смеется, 1)
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется,
И заплачет спросонья
Б)Глаза, как небо, голубые; -4
Листья желтые, как золотые… (А.Твардовский)
В) Какая ночь!- 5
Алмазная роса Живым огнём
с огнями неба в споре(А Фет)
Г) Я красотою упоён,- 3 Я растворяюсь в её песне , Я восхищён.
Нет, я влюблён И грусть её мне не помеха!
3) Работа с эпиграфом
Всякий безнравственный поступок, сделанный сознательно, оскорбляет разум. Угрызения совести напоминают человеку, что он поступил дурно. Александр Герцен
-Как мы понимаем смысл данного высказывания?
Найти пунктуационную ошибку в предложении. Объяснить.
( у доски самостоятельно работает ученик)
4) Устное фронтальное повторение материала об обособленном определении.
(рассказывают дети)
(Обособленные члены предложения – это члены предложения, выделенные интонационно при произношении и при помощи знаков препинания на письме. Это обособленные определения, приложения, обстоятельства, обособленные уточняющие члены предложения.)
5) Проверка работы у доски учащихся. (Проверяют дети.)
ЗАЧЕМ Я УБИЛ КОРОСТЕЛЯ?
1.Это было давно, лет сорок назад. 2. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скоше…ому лугу и у небольшой ямки, поросшей тальником, увидел птицу. 3.Она услышала меня, испугалась и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок. 4.От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать. 5.Непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. 6.Берегись тогда, живая душа. 7.Я догнал птицу и, слепой от охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем. 8.Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. 9.Глаза ее были прищемле…ы мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваче…ый морозом лист, болталась. 10.Я узнал птицу. 11. Это был коростель, дергач по-нашему. 12.Все его друзья дергачи отправились в теплые края зимовать, а этот уйти не смог. 13. У него не было одной лапки – в сенокос он попал под косу. 14. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его. 15. Худое, почти невесомое тельце птицы вызвало во мне такую жалость, что я стал руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубле…ую птицу... 16. Много лет я живу и всякого навидался. 17. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли. 18. Но отчего, почему, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? 19.Зачем?
В.П.Астафьев.
Задания к тексту
1. Определите стиль и тип речи данного текста.
2. Сформулируйте основную мысль автора данного текста (используйте вводные конструкции)
3. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) запятую(ые) при обособленном обстоятельстве____
Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и у небольшой ямки,(1) поросшей тальником, (2)увидел птицу. Она услышала меня,(3) испугалась и вдруг бросилась бежать,(4) неуклюже заваливаясь набок.
4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) запятую(ые) при обособленном определении____
Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, (1)потому я и догнал его. Худое,(2) почти невесомое тельце птицы вызвало во мне такую жалость,(3) что я стал руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто,(4) сдуру загубленную птицу...
5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) запятую(ые) при обособленном приложении_____
Я взял в руку птицу с завядшим, (1)вроде бы бескостным тельцем.Глаза ее были прищемлены мертвыми, (2) бесцветными веками,(3) шейка,(4) будто прихваченный морозом лист, (5)болталась. Это был коростель, (6) дергач по-нашему.
6. Замените словосочетание бесцветными веками, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным со связью управление._________________________________
-Сформулируйте основную мысль автора текста, используя вводные конструкции.
- Определите стиль и тип речи данного текста( художественный, повествование с элементами описания)
Работа с заданиями к тексту
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве
Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и у небольшой ямки,(1) поросшей тальником, (2)увидел птицу. Она услышала меня,(3) испугалась и вдруг бросилась бежать,(4) неуклюже заваливаясь набок.
7) Закрепление условий обособления обстоятельств. Вспомнить условия обособления (устная работа с предложениями)
В каких предложениях запятая при деепричастном обороте не ставится:
1) Посмотрев на поступки человека взгляни на их причины
2) Вся команда судна чинит паруса не покладая рук.
3) Полосы солнечных отблесков от волн мерно бежали по берегам поднимаясь от воды и потухая к вершинам деревьев.
III. Подведение итогов урока.
Отметить положительные моменты урока, отметить недостатки. Прокомментировать оценки.
Рефлексия. (Дети продолжают фразу учителя.
Мне сегодня на уроке понравилось….
Я сегодня испытывал затруднение в ……
Мне сегодня было интересно узнать о….
Мне сегодня было легко…..
Мне сегодня было трудно….
IV. Домашнее задание.
Работа с заданиями к тексту.
Кого-что. Книжн. Выделить из общего, создав особое от других положение. О. небольшой участок в саду.
Что. Лингв. Сделать самостоятельным (по интонации), составной частью предложения.
ОБОСОБЛЕННЫЙ. Стоящий особняком, отдельный.
(Запись понятия в словари-справочники).
Учитель: Опираясь на толкования, попробуйте дать определение понятия “обособление”.
(Выслушиваются ответы учащихся).
- рассказать об обособленном обстоятельстве( 2 группа)
Посмотрев на поступки человека, взгляни на их причины
И опять самолет рванулся в небо раскалывая и дробя мерзлый воздух
Полосы солнечных отблесков от волн мерно бежали по берегам поднимаясь от воды и потухая к вершинам деревьев.
Пролетев поначалу ровно и широко над землёй буря где-то далеко ударившись о горы собрала всю себя в ущелье и снова ушла в свою стихию.