Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе (презентация)
Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе (презентация)
В данной презентации предложен алгоритм работы над итоговым сочинением и речевые клише, которые помогут подготовиться к итоговому сочинению в 11 классе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе (презентация)»
Автор презентации:
Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
1) Разум и чувства 2) Честь и бесчестие 3) Победа и поражение 4) Опыт и ошибки 5) Дружба и вражда
Новые направления представили
Ольга Васильева и Наталия Солженицына
Даты проведения: 7 декабря 2016 г.
1 февраля 2017 г.
3 мая 2017 г.
Продолжительность проведения итогового сочинения – 235 минут
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
В.Шекспир «Ромео и Джульетта»
И.С.Тургенев «Отцы и дети», «Вешние воды», «Первая любовь».
И.А.Гончаров «Обломов»
Л.Н.«Война и мир»
А.И.Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет»
А.Грин «Алые паруса»
А.Р.Беляев «Голова профессора Доуэля»
М.А.Булгаков «Собачье сердце»
К.Паустовский «Телеграмма»
В.Л.Кондратьев «Сашка»
В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни»
В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
А. С.Пушкин «Капитанская дочка»
М.Ю.Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…»
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
В.А.Каверин «Два капитана»
А.И.Куприн «Чудесный доктор»
А.Р.Беляев «Голова профессора Доуэля»
Б.С.Житков «Механик Солерно»
М.А.Шолохов «Судьба человека»
В.В.Быков «Обелиск», «Сотников»
В.Г.Распутин «Живи и помни»
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
«Слово о полку Игореве»
А.С.Пушкин «Полтавский бой», «Евгений Онегин»
А.Н.Островский «Гроза».
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Б.Л.Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился»
Ю.В.Бондарев «Горячий снег»
Э.Хемингуэй «Старик и море
В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
«Слово о полку Игореве»
А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
А.И. Куприн «Олеся»
А.П. Чехов «Ионыч»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
Б.С.Житков «Механик Солерно»
А.Г.Алексин «Безумная Евдокия»
Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
1.ВЫБОР ТЕМЫ. Внимательно прочитайте выбранную тему сочинения. При выборе темы прежде всего следует определить, какая из них кажется учащемуся наиболее конкретной, близкой ему и понятной.
2. ПОНИМАНИЕ ТЕМЫ. Необходимо разобраться в ее формулировке. Тем более, что правильное понимание темы сочинения, глубина и полнота ее раскрытия является первым критерием оценивания сочинения.
3. ВЫДЕЛЕНИЕ В ТЕМЕ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ, в которых заключен главный смысл. Необходимо вдуматься в каждое слово формулировки, найти ключевые понятия, обдумать содержание этих понятий, определить их взаимосвязь.
4. ПОСТАВЬТЕ ВОПРОС К ТЕМЕ или сформулируйте тему в виде вопроса и постарайтесь конкретно и четко ответить на этот вопрос. Ответ на этот вопрос и составит тезис или идею сочинения . Это точка зрения пишущего по данному вопросу, которую нужно доказать.
Найдите в теме подлежащее и сказуемое. Подлежащее – это ТЕМА сочинения, сказуемое – ОСНОВНАЯМЫСЛЬ (идея, тезис).
Например: «Честь дороже жизни» (Ф.Шиллер) ТЕМА сочинения – честь (т.е. будем писать о чести), ОСНОВНАЯМЫСЛЬ – в жизни нет ничего дороже чести (т.е. будем доказывать важность, необходимость честной жизни, чести и достоинства в человеке).
«Победа над страхом придает силы» (В.Гюго) ТЕМА сочинения – победа над страхом (т.е. будем писать о месте страха в жизни человека), ОСНОВНАЯМЫСЛЬ – преодоление страха делает человека сильнее (т.е. будем доказывать важность необходимость борьбы человека со своим страхом).
5. АРГУМЕНТЫ для доказательства вашего тезиса (или идеи) сочинения. Вспомните литературные произведения, которыми можно проиллюстрировать данные аргументы. При этом не обязательно брать три, четыре, пять произведений, достаточно двух или даже одного. Постарайтесь вспомнить и привести в качестве аргументов произведения, принадлежащие одной эпохе или периоду (желательно, но не обязательно) и анализировать их в хронологическом порядке.
6. КОМПОЗИЦИЯ (построение) работы. Правильное композиционное оформление работы как один из критериев оценки сочинения по литературе требует от учащихся соблюдения правил построения письменного высказывания. Композиция сочинения включает в себя вступление, основную часть и заключение. Во вступлении обычно даются общие сведения по проблеме, обозначенной в теме сочинения. К ним относятся объяснение значения ключевых слов темы, собственное размышление или мнение учащегося, связанное с темой или ключевыми словами. Функция вступления — ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, с которой связана тема .
1
Композиция
Вступление
2
Содержание сочинения
3
Речевые клише
общие сведения по проблеме, обозначенной в теме сочинения, объяснение значения ключевых слов темы, собственное размышление или мнение, связанное с темой или ключевыми словами (60-70 слов)
Основная часть
Что такое…?
тезис и аргументы
4
В суете повседневной жизни мы редко задумываемся о …
Заключение
(200 – 250 слов)
Формулировка тезиса.
Как важно, чтобы в жизни человека было место для…
Переход к аргументам:
обобщается сказанное: это заключительные фразы, подводящие итог размышлений по теме (перефразированные слова из формулировки темы . (60-70 слов)
Говорить о нравственности человека невозможно, избегая темы …
Эта проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …) литературы….
Подводя итог, хочется сказать:…
Человеческую жизнь трудно представить без …
Например, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о....
Таким образом, мы понимаем, что….
Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)? Есть. Так, в произведении… показан…
Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…
Так что же такое….? Как я оцениваю…?
Какую же роль в жизни человека играет….? (один их вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)
Еще одно произведение, где поднимается тема… , – …
Об этом же писал…
Это же волновало….
Чем настоящая дружба отличается от мнимой?
Есть вопросы, размышляя над которыми, человек приобретает истинный взгляд на, казалось бы, вечные ценности. Вопрос о дружбе является именно таким. Дружба – это тесные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимной симпатии и уважении. Однако бывает и так, что рядом с человеком оказываются мнимые друзья, чья близость объясняется личным расчётом, выгодой, корыстными целями или безразличием к своему окружению. Чем же настоящая дружба отличается от мнимой?
Все знают незатейливую детскую песенку на слова М.Танича: «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит – вот что значит настоящий, верный друг». Я думаю, в этих строчках и сформулирован ответ на вопрос, который подтолкнул меня к размышлениям.
А как рассматривает проблему истинности дружбы современная литература?
Обратимся к книге Ольги Громовой «Сахарный ребенок», в центре повествования которой находится судьба девочки Стеллы. Высланная вместе с репрессированной матерью в далекую Киргизию, главная героиня произведения ощутила ценность дружбы. Когда девочку за то, что она отказывается зачеркивать портреты Блюхера и Тухачевского в учебнике, исключают из пионеров, товарищи не оставляют её в беде. Сапкос и Фрида поддерживают Стеллу и остаются верными друзьями, несмотря на то, что их могли тоже осудить общение с ней.
Пример мнимой дружбы мы найдем в повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия». Внимание читателя приковывает история Оли и Люси. Окружённая чрезмерной любовью и восхищением родителей Оля выросла равнодушной эгоисткой. Уверенность в том, что она лучше всех, что ей можно простить любую выходку, лишает девочку единственной преданной подруги. «Обыкновенная история», – отмахивается Оля, когда Люся тяжело переживает непоправимую драму отношений своих родителей. Вместо сочувствия Оля зло иронизирует над невысокой одноклассницей: «Лет до старости расти нашей старосте! И все равно не вырасти». Люсю ранит такое отношение, и она с горечью осознает, что эгоистичная Оля не умеет дружить, и исчезает из её жизни.
Таким образом, настоящая дружба – это отношения, основанные на обоюдной поддержке, участии, милосердии, готовности разделить радость и беду. Для настоящего друга нельзя жалеть ни времени, ни чувств, ни внутренних душевных сил. Глядя на преданного друга, человек зачастую видит собственное духовное отражение, может, быть, именно поэтому истинных друзей не может быть много. Но если они есть, это великое благо.