Просмотр содержимого документа
«"Особенности технологии развития критического мышления через чтение и письмо"»
Особенноститехнологии развития критического мышления через чтение и письмо
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Мещеринская СОШ №1» Ступинского муниципального района
Петрова Виктория Николаевна
Теоретическое обоснование
Технология РКМЧП (critical thinking) разработана в конце ХХ века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
ТРКМЧП направлена на формирование базовых навыков человека открытого информационного пространства, на развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие.
Цели и задачи технологии:
- Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
- Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
- Развитие аналитического, критического мышления. - Формирование культуры чтения.
- Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Актуальностьиспользования ТРКМЧП на уроках
Традиционное обучение
Целевая установка у учащихся
Обучение с применением ТКРМ
Получить хорошую отметку
Организационные формы работы
Индивидуальная
Источники информации
Проявить свои способности, открыть что-то новое
Сочетание индивидуальной, парной и групповой работы
Преимущественно один-два источника
Предметная область
Один учебный предмет
Различные источники из разных областей знания
Характер работы по содержанию
Как правило, содержание полипредметно
Реферирование
Сочетание теоретических и практических методов исследования
Основная идеятехнологии развитиякритического мышления –
создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Основа ТРКМЧП - трехфазная структура:
ВЫЗОВ
ОСМЫСЛЕНИЕ
РЕФЛЕКСИЯ
Стадии организации учебного процесса с использованием ТРКМЧП
Использование приемов технологии на разных стадиях ее алгоритма
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
«Зигзаг»
Проверка и обсуждение таблиц
«Ромашка Блума»
Синквейн
«Эффективная лекция»
Синквейн (с возвращением на 3-й стадии)
Поиск в тексте ответов на вопросы
Кластер
«Инвентаризация»
Собственно рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы
РАФТ
Эффективность использования технологии РКМЧП
- Технологический аспект ТКМЧП позволяет четко организовать учебный процесс и в комплексе решать важнейшие образовательные и воспитательные задачи;
- Технологичность КМ обучает учеников умению самостоятельной обработки информации, формирует самостоятельность мышления;
- КМ развивает коммуникативные навыки, умение вести диалог, способность работать в коллективе; - Передача информации друг другу развивает у учащихся различные типы восприятия: аналитический, визуальный, аудиальный, рефлексивный; - КМ развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию.