kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опорные конспекты для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Данная презентация предназначена для повторения орфографических, пунктуационных тем, необходимых для сдачи ОГЭ по русскому языку. В основе её лежит моя более ранняя работа "Электронное пособие для подготовки к ГИА по русскому языку", которое я изменила в соответствии с современным форматом итоговой аттестации в 9 классе. Достоинства ОК, опубликованных в презентации, в их простоте, возможности вносить в них изменения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опорные конспекты для подготовки к ОГЭ по русскому языку »

Автор: Иванова Ирина Павловна , учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка Самарской области

Автор: Иванова Ирина Павловна , учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка

Самарской области

СПЕЦИФИКАЦИЯ

  • Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. (Изложение)
  • Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста
  • Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности.
  • Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.
  • Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-). Правописание –Н-и –НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
  • Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению
  • Словосочетание.
  • Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
  • Осложнённое простое предложение.
  • Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
  • Синтаксический анализ сложного предложения.
  • Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях.
  • Синтаксический анализ сложного предложения.
  • Сложные предложения с разными видами связи между ними.
  • Текст как речевое произведение. (Сочинение)

Всего заданий – 15, из них по уровню сложности

3. Языковые средства выразительности Изобразительно- выразительные средства Стилистические фигуры Тропы Метафоры Обращение Риторический вопрос Эпитеты Метонимия Синекдоха Анафора Парцелляция Инверсия Литота Гипербола Градация Перифраз Сравнение Синтаксический параллелизм Антитеза Олицетворение Оксюморон Эллипсис

3. Языковые средства выразительности

Изобразительно-

выразительные

средства

Стилистические

фигуры

Тропы

Метафоры

Обращение

Риторический

вопрос

Эпитеты

Метонимия

Синекдоха

Анафора

Парцелляция

Инверсия

Литота

Гипербола

Градация

Перифраз

Сравнение

Синтаксический

параллелизм

Антитеза

Олицетворение

Оксюморон

Эллипсис

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

ТРОПЫ

Анафора – Жди меня, и я вернусь… Жди, когда наводят грусть…

Антитеза – Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь!

Градация – Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени.

Инверсия - белеет парус одинокий

Многосоюзие – И блеск, и тень, и говор волн.

Бессоюзие – Швед, русский рубит, колет, режет.

Парцелляция - И что же, пакостник унялся? Притормозил? Засовестился?

Синтаксический параллелизм – Ах, кабы на цветы не морозы… Ох, кабы на меня не кручина…

Риторический вопрос – Кто не знает сказок Пушкина?

Риторическое восклицание – О лес! О жизнь! О солнца свет!

Парцелляция – В вагон ещё какой-то тип влазит. Не старый ещё. С усиками. В сапогах.

Эпитет – золотая осень

Метафора – пожар зари

Сравнение – слово крошкой в руках улеглось

Олицетворение – синий колокольчик спит в тени берёз

Оксюморон – горячий снег

Метонимия – съешь ещё тарелочку

Синекдоха – все флаги в гости будут к нам

Гипербола – в сто сорок солнц закат пылал

Литота - крошки во рту не было

Перифраз – царь зверей (вместо ЛЕВ)

Фразеологизм – хранил колечко как зеницу ока

4. Правописание приставок  ПРИ- ПРЕ- - присоед-е прижать  =очень -приближ-е  премилый прикатить =пере- - близость  прервать пригород -неполнота  дей-я присесть  Запомни: Преподавать, президент, премьера, прецедент, привилегия и др.  Всегда одинаково: а-, до-, на-, пере-, по-, недо-, над-, об-, от-, пред-, под-, в-, с- и др. НА  -З- -С- перед звонк. глух. без- бес- воз- вос- из- ис- низ- нис- раз- рас- чрез- чрес- разбить, расписание После русских приставок на согласную И → Ы Искл .: сверх-, меж- : Об ы ск, сверх и нтересный, дез и нформация Ъ: после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я

4. Правописание приставок

ПРИ- ПРЕ-

- присоед-е

прижать =очень

-приближ-е премилый

прикатить =пере-

- близость прервать

пригород

-неполнота

дей-я

присесть

Запомни:

Преподавать, президент, премьера, прецедент, привилегия и др.

Всегда одинаково:

а-, до-, на-, пере-, по-, недо-, над-, об-, от-, пред-, под-, в-, с- и др.

НА

-З- -С-

перед

звонк. глух.

без- бес-

воз- вос-

из- ис-

низ- нис-

раз- рас-

чрез- чрес-

разбить, расписание

После русских приставок на согласную ИЫ

Искл .: сверх-, меж- :

Об ы ск, сверх и нтересный, дез и нформация

Ъ: после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я

4. Правописание корней Корни с чередующейся безударной гласной Непровер.гл. и согл.: ориентир асфальт  От суффикса –а-: От знач-я: б и ра – бер д и ра – дер м и ра – мер п и ра – пер т и ра – тер бл и ста – блест ст и ла – стел ж и га – жег ч и та – чет - и м - -А-/-Я- - и н - -А-/-Я- м А к – «в жидкость погружаю» м О к – «напитаться жидкостью» р А вн – «равные части» р О вн – «ровный по поверхности» От послед.согл . От удар-я г А р – г О р кл А н – кл О н тв А р – тв О р р а СТ – роС искл.: отрАсль, рОсток, Ростов, рОстовщик наоборот: з А р – з О р -пл А в- л а Г – лоЖ всегда с –А- искл.: плОвец, плОвчиха, плЫвун искл.: полОг ск а К – скоЧ искл. скАчок Провер.гл. и согл.: роскошный – роскошь; рабски – рабы горестный - горести

4. Правописание корней

Корни с чередующейся безударной гласной

Непровер.гл. и согл.:

ориентир

асфальт

От суффикса –а-:

От знач-я:

б и ра – бер

д и ра – дер

м и ра – мер

п и ра – пер

т и ра – тер

бл и ста – блест

ст и ла – стел

ж и га – жег

ч и та – чет

- и м - -А-/-Я-

- и н - -А-/-Я-

м А к – «в жидкость погружаю»

м О к – «напитаться жидкостью»

р А вн – «равные части»

р О вн – «ровный по поверхности»

От послед.согл .

От удар-я

г А р – г О р

кл А н – кл О н

тв А р – тв О р

р а СТ – роС

искл.: отрАсль, рОсток, Ростов, рОстовщик

наоборот:

з А р – з О р

-пл А в-

л а Г – лоЖ

всегда с –А-

искл.: плОвец, плОвчиха, плЫвун

искл.: полОг

ск а К – скоЧ

искл. скАчок

Провер.гл. и согл.:

роскошный – роскошь;

рабски – рабы

горестный - горести

5. Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи -Н- -НН- имя прилагательное (отымённое) – ИН- : лебединый -АН- (-ЯН-): песчаный, ледяной ИСКЛ.: деревянный, стеклянный, оловянный -Н- + -Н- : старинный -ОНН- (-ЕНН-): внутренний, лекционный ИСКЛ.: ветреный причастие ( от глагола) нет ¬ нет завис. сл. несов. вид вязаные носки нет –ова- (-ева-) 5. причастие в краткой форме : Их интересы ограничены (чем?) узким кругом повседневных забот. 1 . есть ¬ (кроме НЕ-): с вязанные носки 2. есть завис. сл.: вязанные бабушкой носки 3. сов. вид: купленные носки ИСКЛ.: раненый 4. -ОВА- (-ЕВА-): марин ова нные огурцы 5. отглаг. прилаг. в кр. ф .: Их взгляды были ограниченны (= ограниченные, узкие) наречия на –О (-Е) (думать) ограниченно ( ограниченный) (отвечать) путано ( путаный)

5. Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи

-Н-

-НН-

имя прилагательное (отымённое)

  • ИН- : лебединый
  • -АН- (-ЯН-): песчаный, ледяной

ИСКЛ.: деревянный, стеклянный, оловянный

  • -Н- + -Н- : старинный
  • -ОНН- (-ЕНН-): внутренний, лекционный

ИСКЛ.: ветреный

причастие ( от глагола)

  • нет ¬
  • нет завис. сл.
  • несов. вид вязаные носки
  • нет –ова- (-ева-)

5. причастие в краткой форме : Их интересы ограничены (чем?) узким кругом повседневных забот.

1 . есть ¬ (кроме НЕ-): с вязанные носки

2. есть завис. сл.: вязанные бабушкой носки

3. сов. вид: купленные носки

ИСКЛ.: раненый

4. -ОВА- (-ЕВА-): марин ова нные огурцы

5. отглаг. прилаг. в кр. ф .: Их взгляды были ограниченны (= ограниченные, узкие)

наречия на –О (-Е)

(думать) ограниченно ( ограниченный) (отвечать) путано ( путаный)

И С К Л Ю Ч Е Н И Я  всегда -НН- всегда -Н- Смышлё Н ый, прида Н ое, жёва Н ый, кова Н ый, клёва Н ый, беше Н ый, гости Н ая, гости Н ица, труже Н ик, румя Н ый, ю Н ый . Невида НН ый, неслыха НН ый, нежда НН ый, негада НН ый, нечая НН ый, неожида НН ый, свяще НН ый, жела НН ый, чита НН ый, слыша НН ый, жема НН ый, венча НН ый, ставле НН ый, обеща НН ый, боронё НН ый, медле НН ый, счита НН ый, лелея НН ый, черпа НН ый, нетле НН ый, чва НН ый, мысле НН ый, дела НН ый, штукатуре НН ый, чека НН ый В устойчивых сочетаниях: посажё Н ый отец, назва Н ый брат, прощё Н ое воскресенье, конче Н ый человек

И

С

К

Л

Ю

Ч

Е

Н

И

Я

всегда -НН-

всегда -Н-

Смышлё Н ый, прида Н ое, жёва Н ый, кова Н ый, клёва Н ый, беше Н ый, гости Н ая, гости Н ица, труже Н ик, румя Н ый, ю Н ый .

Невида НН ый, неслыха НН ый, нежда НН ый, негада НН ый, нечая НН ый, неожида НН ый, свяще НН ый, жела НН ый, чита НН ый, слыша НН ый, жема НН ый, венча НН ый, ставле НН ый, обеща НН ый, боронё НН ый, медле НН ый, счита НН ый, лелея НН ый, черпа НН ый, нетле НН ый, чва НН ый, мысле НН ый, дела НН ый, штукатуре НН ый, чека НН ый

В устойчивых сочетаниях:

посажё Н ый отец,

назва Н ый брат,

прощё Н ое воскресенье,

конче Н ый человек

7. Типы подчинительной связи в словосочетании ПРИМЫКАНИЕ  СОГЛАСОВАНИЕ  Где?...как? Какой? Чей? гл.сл. зав.сл. гл.сл. зав.сл. глагол нар. прил. деепр. нар. г.н.ф. сущ.  сущ. прил. мест. прич.  пор.числ.  мест.  Петь громко; петь улыбаясь; пошёл поговорить. Новое платье; о хорошем плане; с моим другом.   УПРАВЛЕНИЕ  падежные ? гл.сл. зав.сл. сущ. сущ. глагол кол.числ. мест.  Письмо сестре; писать письмо; думая о тебе; пять книг.

7. Типы подчинительной связи в словосочетании

ПРИМЫКАНИЕ

СОГЛАСОВАНИЕ

Где?...как?

Какой? Чей?

гл.сл. зав.сл.

гл.сл. зав.сл.

глагол нар.

прил. деепр.

нар. г.н.ф.

сущ.

сущ. прил.

мест. прич.

пор.числ.

мест.

Петь громко;

петь улыбаясь;

пошёл поговорить.

Новое платье;

о хорошем плане;

с моим другом.

УПРАВЛЕНИЕ

падежные ?

гл.сл. зав.сл.

сущ. сущ.

глагол

кол.числ. мест.

Письмо сестре;

писать письмо;

думая о тебе;

пять книг.

8, 11. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. сказуемое сост.именное гл.-св.+ имен.часть Он знаток живописи. Моя сестра – человек смелый. Он был добрый человек. Слышен колокольный звон. Окна занавешены. Татьяне стало страшно. А город всё тот же . Всё осталось по-прежнему.  подлежащее пр-т; кто? что? сущ., мест. в ИМ. пад.  н.ф.г. им.числ. сл/соч. др.ч.р. в роли сущ. Иван Петрович сидел рядом. Кто стучит в окно? Читать – моё любимое занятие. Девять – нечётное число. Все три всадника ехали молча. Окружающие молчали. сост.гл. всп.гл.(грам.знач.) + г.н.ф.(лекс.знач.) (-ть,-ти,-чь) Я перестал плакать. Я хотел уехать сегодня. Я боялся говорить об этом. Мы были рады  принять вас. прост.гл. Что делает предмет? глагол Он пел,  поёт и споёт. Дубы будут  попадаться вам на пути.

8, 11. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

сказуемое

сост.именное

гл.-св.+ имен.часть

Он знаток живописи.

Моя сестра – человек смелый.

Он был добрый человек.

Слышен колокольный звон.

Окна занавешены.

Татьяне стало страшно.

А город всё тот же .

Всё осталось по-прежнему.

подлежащее

пр-т; кто? что?

  • сущ., мест. в ИМ. пад.
  • н.ф.г.
  • им.числ.
  • сл/соч.
  • др.ч.р. в роли сущ.

Иван Петрович сидел рядом. Кто стучит в окно? Читать – моё любимое занятие. Девять – нечётное число. Все три всадника ехали молча. Окружающие молчали.

сост.гл.

всп.гл.(грам.знач.) + г.н.ф.(лекс.знач.)

(-ть,-ти,-чь)

Я перестал плакать.

Я хотел уехать сегодня.

Я боялся говорить об этом.

Мы были рады принять вас.

прост.гл.

Что делает предмет?

глагол

Он пел, поёт и споёт.

Дубы будут попадаться вам на пути.

9. Простое осложнённое предложение

(с обособленными членами предложения)

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ

1.Согласованные определения и одиночные приложения, если стоят после определяемого слова : На окне , серебряном от инея , за ночь хризантемы расцвели. Ландыш , майский цветок , любит тень. Ночь , облачная и туманная, окутала землю.

2. Если относятся к личному местоимению : Он , мятежный, просит бури. Красавца, его замечали все .

3 . Если имеет добавочное обстоятельственное значение: Отягощенные плодами, ветви ломались.

Отличный рыбак , Васька знал толк в рыбе.

4. Если отделены от определяемого слова другими членами предложения:

Несколько раз , таинственная и одинокая, появлялась в небе луна.

5. Если присоединяются к определяемому слову с помощью союза КАК в значении ПОТОМУ ЧТО, БУДУЧИ, ТАК КАК : Отец , как человек осторожный, пока молчал .

6. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных (чаще с предлогами) при имени собственном, или если нужно подчеркнуть выражаемое ими значение: Шабашкин , с картузом на голове, стоял подбочась. Человек этот , с мешком на голове, подошёл к лошади.

ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

  • Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами: Грохот , не умолкая , катился дальше. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.
  • Обстоятельства с предлогами НЕСМОТРЯ НА (всегда!), БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО (если очень распространены или стоят перед сказуемыми) : Несмотря на сильный ветер, путники отправились дальше. Благодаря сильным дождям, почва напиталась влагой.

ВНИМАНИЕ! Не обособляются устойчивые сочетания: спустя рукава, сломя голову, не смыкая глаз, невзирая на лица, затаив дыхание, не покладая рук и др.

знач. ~~~~~~ Х — | | — ОБОСОБЛ. ЧЛ. – ВЫДЕЛЕННЫЕ ПО СМЫСЛУ И ИНТОНАЦИОННО УТОЧН. ЧЛ. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ко , || ИМЕННО || , . . . . . . , | Д. и о-т | , . . . НО! , ≈ Н., ФР. ОБ. , . . . . . . , || + СУЩ. || , . . . ИЛИ (= Т.Е.) КРОМЕ, ДАЖЕ | + СУЩ.| , . . . НЕСМОТРЯ НА ДР. ПР. П-ГИ КОНКРЕТИЗАЦИЯ, ПОЯСНЕНИЕ" width="640"

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

х , | | , . . .

х , | | , . . .

одиноч.

~~~~~~

~~~~~~~~~~

~~~~ и ~~~~

14

| | , Х . . .

ДОБАВ. ЗН. (потому что, хотя)

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

знач.

~~~~~~

Х | |

ОБОСОБЛ. ЧЛ. – ВЫДЕЛЕННЫЕ ПО СМЫСЛУ И ИНТОНАЦИОННО

УТОЧН. ЧЛ.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

ко , || ИМЕННО || , . . .

. . . , | Д. и о-т | , . . .

НО! , ≈ Н., ФР. ОБ. , . . .

. . . , || + СУЩ. || , . . .

ИЛИ (= Т.Е.)

КРОМЕ, ДАЖЕ

| + СУЩ.| , . . .

НЕСМОТРЯ НА

ДР. ПР. П-ГИ

КОНКРЕТИЗАЦИЯ, ПОЯСНЕНИЕ

10. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения отн-ние говор-го = чл.пр-я на письме выдел-ся ЗАПЯТЫМИ Вводные пр-ния те же знач-я, что и вводн. слова; вносят дополнит. инф-цию:  я думаю, я уверен, я считаю, как сообщают газеты и др. Вам, я думаю, скучно. Разл.чувства:  к счастью, к сожалению, к удивлению, к досаде, неровен час и др. Связь мыслей:  итак, так, например, таким образом, во-первых, в общем и др. Степ. уверенности:  конечно, безусловно, видимо, верно, может быть, бесспорно и др. Привлеч-е вним-я:  пожалуйста, извини(те), видите ли, предположим и др. Вставн. констр.  Содержат добав. замеч-я, разъяснения, поправки; не могут стоять в начале пр-ния; выдел-ся скобками или тире: В жаркое летнее утро (это было на исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного. Оформл-е мыслей:  одним словом, между прочим, так сказать и др. Откров-сть разговора:  по правде (говоря), признаться, между нами говоря и др. Источник сообщ-я:  по словам…, по-моему, как известно, по сообщению…, на мой взгляд и др.

10. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

отн-ние говор-го

= чл.пр-я

на письме выдел-ся

ЗАПЯТЫМИ

Вводные пр-ния

те же знач-я, что и вводн. слова; вносят дополнит. инф-цию:

я думаю, я уверен, я считаю, как сообщают газеты и др.

Вам, я думаю, скучно.

Разл.чувства: к счастью, к сожалению, к удивлению, к досаде, неровен час и др.

Связь мыслей: итак, так, например, таким образом, во-первых, в общем и др.

Степ. уверенности: конечно, безусловно, видимо, верно, может быть, бесспорно и др.

Привлеч-е вним-я: пожалуйста, извини(те), видите ли, предположим и др.

Вставн. констр.

Содержат добав. замеч-я, разъяснения, поправки; не могут стоять в начале пр-ния; выдел-ся скобками или тире:

В жаркое летнее утро (это было на исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного.

Оформл-е мыслей: одним словом, между прочим, так сказать и др.

Откров-сть разговора: по правде (говоря), признаться, между нами говоря и др.

Источник сообщ-я: по словам…, по-моему, как известно, по сообщению…, на мой взгляд и др.

ВП ВС ОТНОШ. К СООБЩ. (СТЕПЕНЬ УВЕРЕН-ТИ, РАЗЛИЧН. ЧУВСТВА, ИСТОЧНИК СООБЩ., ПОРЯДОК МЫСЛЕЙ) и ВС ≠ ЧЛ. П. ИН-ЦИЯ: ПАУЗА . . . БЫСТРО [ , … ]. [… , , … ]. [ … , ]. [ , … ,  , …]. [… ,  , … ].  [… –  – … ]. [ … ( ) … ]. ВС Кажется, … … , к счастью, … … , по-моему. Во-первых, …, во-вторых, … Дождь, я уверен, скоро кончится. * , ВС ВС ВС ВС ВП Путешествие по Волге – это было в прошлом году – мне понравилось.  . . . * –  * () ВП 11 ВП

ВП

ВС

ОТНОШ. К СООБЩ. (СТЕПЕНЬ УВЕРЕН-ТИ, РАЗЛИЧН. ЧУВСТВА, ИСТОЧНИК СООБЩ., ПОРЯДОК МЫСЛЕЙ)

и

ВС ЧЛ. П. ИН-ЦИЯ: ПАУЗА . . . БЫСТРО

[ , … ].

[… , , … ].

[ … , ].

[ , , , …].

[… , , … ].

[… ].

[ … ( ) … ].

ВС

Кажется, …

, к счастью, …

, по-моему.

Во-первых, …, во-вторых, …

Дождь, я уверен, скоро кончится.

* ,

ВС

ВС

ВС

ВС

ВП

Путешествие по Волге – это было в прошлом году – мне понравилось.

. . .

*

* ()

ВП

11

ВП

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. Декабрь (1) по словам старожилов (2) был в тот год очень снежный. Судить обо всём только (3) по словам старожилов (4) не надо.

1) 1, 3 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2

2. В VIII веке н.э. Римская империя (1) как известно (2) прекратила своё существование. Однако (3) это был лишь этап в истории Рима. Недаром (4) Рим называли не только Великим, но и Вечным.

1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2

3. Идея телепатического общения (1) между прочим (2) оказалась в поле внимания учёных, заинтриговав (3) якобы (4) Бехтерева и Циолковского. Например (5) даже издавал журнал, в котором находили приют телепаты и спириты. Так (6) учёные оказались в плену оккультных страстей.

1) 1, 2, 5 2) 3, 4, 5, 6 3) 1, 2, 5, 6 4) 1, 3, 4, 5

НЕ являются вводными словами и НЕ выделяются запятыми : буквально, будто, как будто, как бы, ведь, даже, примерно, притом, причём, всё-таки, вряд ли, вот, между тем, наверняка, приблизительно, прежде всего, авось, якобы, исключительно, по решению, по распоряжению, по постановлению, по традиции, по совету, бишь, небось, вдобавок, в довершение, вдруг, именно, поистине: Я пришёл примерно в семь часов вечера. По решению администрации школы каникулы начинаются уже завтра.

12-14. Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений.

12-14. Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений.

12. Предложение (продолжение).  Сложносочинённое предложение. С соед. союзами С разд. союзами  С против. союзами  И, ДА (=и), НИ-НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ; НЕ ТОЛЬКО…,НО И; КАК…, ТАК И ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО, ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО А, НО, ДА (=но), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ Снега высокие сойдут, и солнце выпьет влажный след. НО:  В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки. То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал. Глаз ждёт огонька, однако каждый поворот реки обманывает наши надежды.

12. Предложение (продолжение).

Сложносочинённое предложение.

С соед. союзами

С разд. союзами

С против. союзами

И, ДА (=и), НИ-НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ; НЕ ТОЛЬКО…,НО И; КАК…, ТАК И

ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО, ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО

А, НО, ДА (=но), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ

Снега высокие сойдут, и солнце выпьет влажный след.

НО: В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал.

Глаз ждёт огонька, однако каждый поворот реки обманывает наши надежды.

12. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • завис-ть (гл. + придат.)
  • подчин. союзы, союзные слова (отн.мест., нар.)

Обст-ные

  • Обр.дей-я: как? каким образом?
  • Меры и степ.: в какой степени (мере)? (на) сколько?
  • Места: где? куда? откуда?
  • Врем.: когда? как долго? с (до) каких пор?

5. Условия: при каком условии?

6. Цели: зачем? для чего? с какой целью?

  • Причины: почему? отчего? по какой причине?
  • Уступит.: несмотря на что?
  • Следствия: что из этого следует?

Закулисные помещения не были оборудованы, так что приходилось гримироваться стоя.

Опр-ные

Какой?

(то, тот, союзн.сл.

такой) + сущ. , который, чей,

какой, что, где,

куда, откуда,

когда, кои

С улицы доносился шум, какой бывает только днём.

типы прид.пр-ний

Изъяснительные

падежные вопросы

речь союзы что, как ,

мысль чтобы, будто, ли

чувство , с.сл. кто, куда ,

когда, сколько

Узнать, что это было, поручили мне.

Мест-но-опр-ные

кто (что, каково) именно? какой?

тот, всякий, кто

мест. каждый, все, что, чей

любой, те , какой

Что с воза упало, то пропало.

Присоед.- сообщ. те или иные свед-я по поводу ситуации, выраж. в гл. пр-нии: Я решил вернуться домой, о чём и сообщил в письме. Отец привёз с войны трофейный патефон, благодаря чему сестра и выучилась петь.

13. Сложное предложение (продолжение)  СПП с несколькими придаточными парал. (неодн.) подч. послед. подчинение  , (если…), (чтобы…). Будь жесток к себе , если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки. (Коль…), , (как…). Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега. однор.подчинение  , ( как…) и (как…). Слышу , как дубы ведут беседу и как лесной ручей бежит в овраг.  комбинированное  , (чтоб…), (кто…), (кто…). Тут собрался народ, чтоб узнать, кто ревёт, кто всё время плачет.

13. Сложное предложение (продолжение)

СПП с несколькими придаточными

парал. (неодн.) подч.

послед. подчинение

, (если…), (чтобы…).

Будь жесток к себе , если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки.

(Коль…), , (как…).

Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.

однор.подчинение

, ( как…) и (как…).

Слышу , как дубы ведут беседу и как лесной ручей бежит в овраг.

комбинированное

, (чтоб…), (кто…), (кто…).

Тут собрался народ, чтоб узнать, кто ревёт, кто всё время плачет.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Опорные конспекты для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Автор: Иванова Ирина Павловна

Дата: 09.09.2015

Номер свидетельства: 229682

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект и анализ урока  "Урок подготовки к контрольной работе по теме "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-i-analiz-uroka-urok-podghotovki-k-kontrol-noi-rabotie-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "107400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403248578"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Презентация к уроку "Урок подготовки к контрольной работе по теме "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(95) "priezientatsiia-k-uroku-urok-podghotovki-k-kontrol-noi-rabotie-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "107402"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403248765"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства