ОГЭ Работа по компрессии текста при подготовке к сжатому изложению
ОГЭ Работа по компрессии текста при подготовке к сжатому изложению
Презентация предлагается для учащихся 9 класс при подготовке к основному государственному экзамену по русскому языку. В презентации представлены основные приёмы компрессии текста: исключение, упрощение,обобщение;даны примеры,показаны способы сжатия. Предлагаются упражнения по компрессии текста, даны образцы сжатия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОГЭ Работа по компрессии текста при подготовке к сжатому изложению »
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №45 г. Сургута
Мосейчук Галина Григорьевна
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №45 г. СургутаМосейчук Галина Григорьевна
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №45 г. СургутаМосейчук Галина Григорьевна
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №45 г. СургутаМосейчук Галина Григорьевна
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №45 г. СургутаМосейчук Галина Григорьевна
Работа по компрессии текста при подготовке к сжатому изложению в 9 классе (ОГЭ)
Основные критерии сжатия текста.
1Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.
2.Сжатое изложение должно передавать содержание исходного текста кратко и обобщённо.
3.Сжимая текст, необходимо помнить, что в новом создаваемом тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий.
4.Недопустимы искажения.
Основные правила сжатия текста.
1.Вычленить основные микротемы текста.
2.Записать их в черновики, они помогут составить план прослушанного текста.
3.Продумать приёмы компрессии (сжатия)
текста.
Основные способы компрессии текста.
1. Исключение подробностей, деталей.
2. Обобщение однородных явлений.
3. Упрощение сложных конструкций предложений.
Сжатие текста
Отказ
от подробностей
однородных членов
комментариев
пояснений
Сохранение
микротем
типа речи
логики
стиля
Исключение . Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п.
Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
Исключение повторов.
Исключение фрагмента предложения.
Исключение одного или нескольких синонимов.
Обобщение
Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.
В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. =
В коробке лежали разноцветные шары.
образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.
Упрощение
разбивка сложного предложения на сокращенные простые; замена сложноподчинённого предложения простым.
перевод диалога или прямой речи в косвенную;
Замена фрагмента текста синонимичным выражением.
Переформулирование мысли своими словами.
Практическая работа по отработке приёмов компрессии текста
1. Замените выражения синонимами.
совершать колебания ______________
прийти в соприкосновении__________
иметь отличие ___________________
дать подтверждение_______________
привести доказательство___________
2.Сожмите текст, используя один из приёмов обобщения.
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит колёсами.
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают иные, горестные картины.
«Запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается с прогрессирующей скоростью. Всё дело в том, что к патриотизму долго призывали, а его надо воспитывать с детства. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово.
«Запас» культурной среды ограничен в мире, так как многие забыли, что любовь к родному краю, к родной культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к окружающим людям.