Просмотр содержимого документа
«Лингвистические игры на уроках русского языка как средство повышения познавательной активности в начальной школе.»
Тема: «Лингвистические игры на уроках русского языка как средство повышения познавательной активности в начальной школе»
МАОУ Каменская СОШ
учитель начальных классов Еремина Т.Н.
2021
Лингвистическая игра – это языковая игра, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления, коммуникативных особенностей речи с точки зрения учета лексических, грамматических, орфоэпических, синтаксических особенностей речи.
Анаграммы
Анаграмма – это слово, из которого можно получить другое слово путём перестановки букв или слогов, например: Рига-игра, ракета-карета, анис-сани и т.п.
Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами.
НЕАП НОКУС ФРАЖИ
НАУЛ СЕЛЬР ТРАНОК
ЛАГФ ЛОЕКЬ БУРАЖД
ЛИОШ МАНЕС ДРОВОП
РКАО ЛУТЕР РЕГОЦУ
Ответы. Пена, луна, флаг, шило, кора…
Палиндромы
Составьте слова и фразы, которые одинаково читаются слева направо и справа налево.
Варианты ответов: поп, кок, дед, шалаш, Аргентина манит негра, я ем змея, он ест сено, знамо даже у ежа дома НЗ, у дуба буду, догу год, около Миши молоко, Олесе весело, а ремень не мера, искать такси, тут как тут…
Волшебный квадрат
Расставьте в свободных клеточках квадрата буквы так, чтобы в столбцах и строках с одинаковыми номерами были записаны одинаковые слова.
1)
2)
Ответы. 1)Рука, узор, кора, араб;
2) торф, осел, репа, флаг.
Найдите слово
Решите следующие задачи, пользуясь ключом – примером.
Отделите плод от растения: СОШИСНШАКА.
Решение: зачеркнув буквы слова шишка , получаем растение сосна . Так же решаются остальные задачи.
Откуда выгнали маленького мальчика? ШНЕКОЗНЛАЙКА.
Найдите числа, кратные двум. ЧВЕТОСЫЕРМЬЕ.
Назовите день недели и месяц. АСРВГЕДУАСТ.
Ответы: школа – незнайка; четыре – восемь; август – среда
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
Например, обы(чай)ка.
Ме( )олад; у( )ова;
фор( )ник; гор( )олад;
жел( )син; на( )ня
Ответы:
Ме(шок)олад; у(гол)ова;
фор(ель)ник; гор(шок)олад;
жел(ток)син; на(род)ня;
Метаграммы
Метаграмма–это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово
1. С звуком с я не вкусна,
Но в пище каждому нужна
С м берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто.
2. С к я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С п – от вас не утаю -
Тоже в школе я стою.
Логогрифы
Логогриф- загадка, в которой новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога.
Его откроешь - и вода Из него польётся. Добавишь Э - и тогда В кинотеатре он найдётся. (экран)
Я - здоровью основа, Слева - букву возьми - И морским стану словом. Букву справа сними - Я предмет увлеченья На собраньях и преньях.
(спорт)
Шарады
Шарада- загадка, в которой загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.
Начало – мышки писк в траве. Конец – на бычьей голове. Бывает яблочным, капустным, Румяным, пышным, очень вкусным. (пи-рог)
Я состою из двух слогов. Ты отгадать меня готов? Сначала нота прозвучала, Потом важнейшая приправа. А вместе овощ я в саду, В стручке на грядке я расту.
(фа-соль)
Криптограммы
Криптограмма— (греч. от kryptos тайный и gramma всё вообще писанное). Записка, написанная условными знаками или буквами
Игра “Восстанови фразеологизм”
Перепишите, вставляя нужные по смыслу слова ( из мира животных ):
1) делить шкуру неубитого … 7) считать …
2) сесть на любимого … 8) дразнить …
3) купить… в мешке 9) брать… за рога
4) пустить… в огород 10) смотреть как… на новые ворота
5) набито как в бочке … 11) прокатить на…
6) дуется как… на крупу 12) писать как… лапой
Игра “Четвертый лишний”
В каждом из столбцов найдите четвертый лишний
фразеологизм; объясните, почему он “лишний”, и составьте с ним предложение.
1) хоть пруд пруди
кот наплакал
тьма-тьмущая
яблоку негде упасть
3) слово в слово
тютелька в тютельку
вилами на воде писано
комар носа не подточит
2) во все лопатки
сломя голову
черепашьим шагом
в мгновенье ока
4) попасть впросак
попасть на седьмое небо
попасть в переделку
попасть в переплет
Таблицы
Свободные клеточки прямоугольника необходимо заполнить буквами так, чтобы в каждом горизонтальном ряду получилось нарицательное в единственном числе, именительном падеже.
Кроссворд — головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям
Филворд-это логическая игра. На квадратном поле расположены буквы. Нужно, выделяя буквы, находить слова так, чтобы они целиком заполняли квадрат. Не все, а только загаданные слова подходят для заполнения.
Ребус- загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.
Вывод: лингвистические игры стимулируют умственную деятельность детей, а так же развивают внимание и познавательный интерес к предмету, помогают вырабатывать речевые умения и навыки.