kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лингвистические игры на уроках русского языка как средство повышения познавательной активности в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме: "Лингвистические игры на уроках русского языка как средство повышения познавательной активности в начальной школе"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистические игры на уроках русского языка как средство повышения познавательной активности в начальной школе.»

Тема: «Лингвистические игры на уроках русского языка как средство повышения познавательной активности в начальной школе» МАОУ Каменская СОШ учитель начальных классов Еремина Т.Н. 2021

Тема: «Лингвистические игры на уроках русского языка как средство повышения познавательной активности в начальной школе»

МАОУ Каменская СОШ

учитель начальных классов Еремина Т.Н.

2021

Лингвистическая игра  – это языковая игра, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления, коммуникативных особенностей речи с точки зрения учета лексических, грамматических, орфоэпических, синтаксических особенностей речи.

Лингвистическая игра  – это языковая игра, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления, коммуникативных особенностей речи с точки зрения учета лексических, грамматических, орфоэпических, синтаксических особенностей речи.

Анаграммы Анаграмма – это слово, из которого можно получить другое слово путём перестановки букв или слогов, например: Рига-игра, ракета-карета, анис-сани и т.п. Слова для игры: араб, арфа, баня, вино, жало, зола, куст, карп, лето, маяк, мать, марш, весна, сосна, атлас, рост, туша, шарф, адрес, актёр, банка, глав, волос, розга, кайма, канал, сокол, кукла, шпала, масло. Составьте цепочки из двух–четырех слов-анаграмм: Клоун, крот, давление, парадокс, спаниель. Ответы.  Клоун – уклон – колун – кулон; крот – корт…

Анаграммы

Анаграмма – это слово, из которого можно получить другое слово путём перестановки букв или слогов, например: Рига-игра, ракета-карета, анис-сани и т.п.

Слова для игры: араб, арфа, баня, вино, жало, зола, куст, карп, лето, маяк, мать, марш, весна, сосна, атлас, рост, туша, шарф, адрес, актёр, банка, глав, волос, розга, кайма, канал, сокол, кукла, шпала, масло.

Составьте цепочки из двух–четырех слов-анаграмм:

Клоун, крот, давление, парадокс, спаниель.

Ответы.  Клоун – уклон – колун – кулон; крот – корт…

Псевдоанаграммы Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами. НЕАП НОКУС ФРАЖИ НАУЛ СЕЛЬР ТРАНОК ЛАГФ ЛОЕКЬ БУРАЖД ЛИОШ МАНЕС ДРОВОП РКАО ЛУТЕР РЕГОЦУ Ответы.  Пена, луна, флаг, шило, кора…

Псевдоанаграммы

Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами.

НЕАП НОКУС ФРАЖИ

НАУЛ СЕЛЬР ТРАНОК

ЛАГФ ЛОЕКЬ БУРАЖД

ЛИОШ МАНЕС ДРОВОП

РКАО ЛУТЕР РЕГОЦУ

Ответы.  Пена, луна, флаг, шило, кора…

Палиндромы Составьте слова и фразы, которые одинаково читаются слева направо и справа налево. Варианты ответов:  поп, кок, дед, шалаш, Аргентина манит негра, я ем змея, он ест сено, знамо даже у ежа дома НЗ, у дуба буду, догу год, около Миши молоко, Олесе весело, а ремень не мера, искать такси, тут как тут…

Палиндромы

Составьте слова и фразы, которые одинаково читаются слева направо и справа налево.

Варианты ответов:  поп, кок, дед, шалаш, Аргентина манит негра, я ем змея, он ест сено, знамо даже у ежа дома НЗ, у дуба буду, догу год, около Миши молоко, Олесе весело, а ремень не мера, искать такси, тут как тут…

Волшебный квадрат Расставьте в свободных клеточках квадрата буквы так, чтобы в столбцах и строках с одинаковыми номерами были записаны одинаковые слова. 1) 2) Ответы.  1)Рука, узор, кора, араб; 2) торф, осел, репа, флаг.

Волшебный квадрат

Расставьте в свободных клеточках квадрата буквы так, чтобы в столбцах и строках с одинаковыми номерами были записаны одинаковые слова.

1)

2)

Ответы.  1)Рука, узор, кора, араб;

2) торф, осел, репа, флаг.

Найдите слово Решите следующие задачи, пользуясь ключом – примером. Отделите плод от растения: СОШИСНШАКА. Решение:  зачеркнув буквы слова  шишка , получаем растение  сосна . Так же решаются остальные задачи.   Откуда выгнали маленького мальчика? ШНЕКОЗНЛАЙКА. Найдите числа, кратные двум. ЧВЕТОСЫЕРМЬЕ. Назовите день недели и месяц. АСРВГЕДУАСТ. Ответы: школа – незнайка; четыре – восемь; август – среда

Найдите слово

Решите следующие задачи, пользуясь ключом – примером.

Отделите плод от растения: СОШИСНШАКА.

Решение:  зачеркнув буквы слова  шишка , получаем растение  сосна . Так же решаются остальные задачи.  

Откуда выгнали маленького мальчика? ШНЕКОЗНЛАЙКА.

Найдите числа, кратные двум. ЧВЕТОСЫЕРМЬЕ.

Назовите день недели и месяц. АСРВГЕДУАСТ.

Ответы: школа – незнайка; четыре – восемь; август – среда

Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например, обы(чай)ка. Ме( )олад; у( )ова; фор( )ник; гор( )олад; жел( )син; на( )ня Ответы: Ме(шок)олад; у(гол)ова; фор(ель)ник; гор(шок)олад; жел(ток)син; на(род)ня;

Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

Например, обы(чай)ка.

Ме( )олад; у( )ова;

фор( )ник; гор( )олад;

жел( )син; на( )ня

Ответы:

Ме(шок)олад; у(гол)ова;

фор(ель)ник; гор(шок)олад;

жел(ток)син; на(род)ня;

Метаграммы Метаграмма –это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово 1. С звуком с я не вкусна,  Но в пище каждому нужна  С м берегись меня, не то  Я съем и платье, и пальто. 2. С к я в школе на стене,  Горы, реки есть на мне.  С п – от вас не утаю -  Тоже в школе я стою.

Метаграммы

Метаграмма –это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово

1. С звуком с я не вкусна,

Но в пище каждому нужна

С м берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.

2. С к я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С п – от вас не утаю -

Тоже в школе я стою.

  Логогрифы Логогриф - загадка, в которой новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога. Его откроешь - и вода  Из него польётся.  Добавишь Э - и тогда  В кинотеатре он найдётся.  (экран)  Я - здоровью основа,  Слева - букву возьми -  И морским стану словом.  Букву справа сними -  Я предмет увлеченья  На собраньях и преньях. (спорт)

  Логогрифы

Логогриф - загадка, в которой новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога.

Его откроешь - и вода Из него польётся. Добавишь Э - и тогда В кинотеатре он найдётся. (экран)

Я - здоровью основа, Слева - букву возьми - И морским стану словом. Букву справа сними - Я предмет увлеченья На собраньях и преньях.

(спорт)

Шарады Шарада - загадка, в которой загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Начало – мышки писк в траве.  Конец – на бычьей голове.  Бывает яблочным, капустным,  Румяным, пышным, очень вкусным.  (пи-рог) Я состою из двух слогов.  Ты отгадать меня готов?  Сначала нота прозвучала,  Потом важнейшая приправа.  А вместе  овощ я в саду,  В стручке на грядке я расту. (фа-соль)

Шарады

Шарада - загадка, в которой загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.

Начало – мышки писк в траве. Конец – на бычьей голове. Бывает яблочным, капустным, Румяным, пышным, очень вкусным. (пи-рог)

Я состою из двух слогов. Ты отгадать меня готов? Сначала нота прозвучала, Потом важнейшая приправа. А вместе  овощ я в саду, В стручке на грядке я расту.

(фа-соль)

Криптограммы   Криптограмма  — (греч. от kryptos тайный и gramma всё вообще писанное). Записка, написанная условными знаками или буквами

Криптограммы

  Криптограмма — (греч. от kryptos тайный и gramma всё вообще писанное). Записка, написанная условными знаками или буквами

Игра “Восстанови фразеологизм” Перепишите, вставляя нужные по смыслу слова ( из мира животных ):  1) делить шкуру неубитого … 7) считать …  2) сесть на любимого … 8) дразнить …  3) купить… в мешке 9) брать… за рога  4) пустить… в огород 10) смотреть как… на новые ворота  5) набито как в бочке … 11) прокатить на…  6) дуется как… на крупу 12) писать как… лапой

Игра “Восстанови фразеологизм”

Перепишите, вставляя нужные по смыслу слова ( из мира животных ):

1) делить шкуру неубитого … 7) считать …

2) сесть на любимого … 8) дразнить …

3) купить… в мешке 9) брать… за рога

4) пустить… в огород 10) смотреть как… на новые ворота

5) набито как в бочке … 11) прокатить на…

6) дуется как… на крупу 12) писать как… лапой

Игра “Четвертый лишний” В каждом из столбцов найдите четвертый лишний фразеологизм; объясните, почему он “лишний”, и составьте с ним предложение. 1) хоть пруд пруди  кот наплакал тьма-тьмущая яблоку негде упасть 3) слово в слово тютелька в тютельку вилами на воде писано комар носа не подточит 2) во все лопатки сломя голову черепашьим шагом в мгновенье ока 4) попасть впросак попасть на седьмое небо попасть в переделку попасть в переплет

Игра “Четвертый лишний”

В каждом из столбцов найдите четвертый лишний

фразеологизм; объясните, почему он “лишний”, и составьте с ним предложение.

1) хоть пруд пруди

кот наплакал

тьма-тьмущая

яблоку негде упасть

3) слово в слово

тютелька в тютельку

вилами на воде писано

комар носа не подточит

2) во все лопатки

сломя голову

черепашьим шагом

в мгновенье ока

4) попасть впросак

попасть на седьмое небо

попасть в переделку

попасть в переплет

Таблицы Свободные клеточки прямоугольника необходимо заполнить буквами так, чтобы в каждом горизонтальном ряду получилось нарицательное в единственном числе, именительном падеже.

Таблицы

Свободные клеточки прямоугольника необходимо заполнить буквами так, чтобы в каждом горизонтальном ряду получилось нарицательное в единственном числе, именительном падеже.

Кроссворд   — головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям Филворд  - это логическая игра. На квадратном поле расположены буквы. Нужно, выделяя буквы, находить слова так, чтобы они целиком заполняли квадрат. Не все, а только загаданные слова подходят для заполнения. Ребус  - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.

Кроссворд  — головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям

Филворд - это логическая игра. На квадратном поле расположены буквы. Нужно, выделяя буквы, находить слова так, чтобы они целиком заполняли квадрат. Не все, а только загаданные слова подходят для заполнения.

Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.

Вывод: лингвистические игры стимулируют умственную деятельность детей, а так же развивают внимание и познавательный интерес к предмету, помогают вырабатывать речевые умения и навыки.

Вывод: лингвистические игры стимулируют умственную деятельность детей, а так же развивают внимание и познавательный интерес к предмету, помогают вырабатывать речевые умения и навыки.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Еремина Татьяна Николаевна

Дата: 07.02.2021

Номер свидетельства: 572462

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Проблемы преподавания русского языка в начальной школе по ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(70) "probliemy-priepodavaniia-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431537927"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по литературе для 9 класса общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(82) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-9-klassa-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "163946"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422552045"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства