kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История происхождения слов ( викторина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вы сможете сыграть в вектарину, и узнать многое о словах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История происхождения слов ( викторина)»

Название викторины: История происхождения слов в русском языке.

Тематика викторины: русский язык и культура речи.






1






























































12












































4


7







17









































8




14













2





























5


10




15












































9










22










3
































13





21







































6


11





18

















































20























19






23






25











16


























































24
































































































































Внимательно читайте задания и инструкции к ним!

Вопросы викторины:

По горизонтали:



2.Слово происходит от общеславянского слова индоевропейской природы. В древнеиндийском находим suyate - «рождает». Первоначальное - «рождённый, плод».



3.Это слово заимствовано из старославянского языка, имеющее значение «мелкие сухие частицы чего-либо», восходит к той же основе, что и порох.



4. Общеславянское слово, вероятно, заимствованное из греческого, где это слово означает - «ночная птица». Переоформилось под воздействием глагола стрич — птица при полёте как бы стрижёт воздух.



6. Это слово морской термин и означающий «все наверх», взят из голландского языка, в котором это слово означало «повсюду».



9. Это слово, заимствованное из старославянского, восходит к греческому (sabbaton), заимствованному из древнееврейского. Любопытно, что это слово имеет тот же корень, что и шабаш. Хотя в иудаизме суббота — день отдыха, но средневековыми христианами иудейские традиции воспринимались как нечто чуждое, отсюда, видимо переход значения шабаш - «сборище ведьм».



13. Это, казалось бы, такое русское слово, называющее сарай для сушки снопов, было заимствовано из финского или карельского, где riihi - «сарай для молотьбы».



14.Слово заимствовано из индоиранского. В древнеиндийском находим ray - «сокровище».



15.Слово заимствовано из тюркских языков. В турецком это слово означает «чашка»





16. Это слово, хотя и имеет ударение на последнем слоге, было заимствовано вовсе не из французского (ведь в этом языке, все слова имеют ударение на последнем слоге), а из монгольского, в котором оно имеет значение «клеймо».



18. Слово образовано сращением слов сырая и ъдь («еда»).



21.Это слово заимствовано из польского языка, который в свою очередь заимствовал его из французского, где procureur восходит к латинскому procurator, образованному от глагола procurare - «заботиться».



22.Название этого крупнейшего литературного жанра восходит к старофранцузскому существительному, которое означало «повествование, написанное на романском (народном) языке», а не на латыни, которая и после падения Римской империи долгое время была языком не только церкви, но и литературы.



23. Слово образовано от древнерусского глагола «сыскати» - «розыск, следствие».



24.Возвратная форма глагола, восходящая к древнерусскому слову «стрьмъ» - «обрывистый, крутой» (оттуда и стремнина - «быстрое течение»). Изначально - «низвергаться» (о потоке)».



25.Это слово заимствовано из французского, где purer - «очищать» восходит к латинскому purare, имеющему то же значение и образованному от purus - «чистый».



По вертикали:



1.Слово заимствовано из польского языка, а появилось, впервые, в латинском языке subtilis — тонкий.



2.Слово образовано приставочным способом от исчезнувшего «дьга», восходящего к той же основе, что и современные дорога, дергать.



5.Слово образовано приставочным способом от утраченного стрел – «нечистый, дьявол». От той же основы и глагол «стреляет» в значении «болит».



7.Слово заимствовано из французского языка, где rosette представляет собой уменьшительное образование от rose - «роза».



8.Слово образовано от глагола «мозгнуть», представляющего собой образование от ещё сохранившегося в диалектах слова «мзга».



10.Слово заимствовано из турецкого, где оно означает: «лагерь, военный обоз».



11. Этот глагол, имеющий значение «стесняться, путаться», близкая родня существительным ребёнок и раб. Это слово буквально означает «быть похожим на ребёнка».



12.Заимствовано из старославянского, где представляет собой действительное причастие настоящего времени глагола «быти».



14.Это слово, имеющее значение «способность мыслить» было заимствовано из старославянского, где образовано с помощью приставки «умъ».



17. Слово образовано от древнерусского языка и буквально означает: «нырять».



19.Это русское по происхождению слово образовалось путём сращения союза «а» и указательной частицы «осе» (имевшей значение «вот»); позднее между двумя гласными развилось «в» — такое часто встречается в языке, так как словно бы облегчает произношение.



20.Слово заимствовано из французского, где production — образовано от produire - «производить» и восходит к латинскому producere с тем же значением.



21.Это слово заимствовано из старославянского языка. Слово образовано от глагола «смыкатися» - «ползать» и происходящего от белее древнего слова «смокъ» - «змей».

22.Слово имеет два значения:

1. Это слово означает название популярного танца. Заимствовано из английского, где является сокращением от слов rock-and-roll.

2. Это существительное, синонимичное слову судьба, образовано от общеславянского глагола rekti - «говорить» и буквально означало «то, что предречено».

25. Это существительное, имеющее значение «тот, кто пользуется чьим-либо покровительством», было заимствовано из французского, где protege восходит к латинскому и буквально означает - «покрывать». Это слово буквально означает «защищаемый, покровительствуемый».

Таблица для ответов


По горизонтали

По вертикали

2


1


3


2


4


5


6


7


9


8


13


10


14


11


15


12


16


14


18


17


21


19


22


20


23


21


24


22


25


25



Для стимулирования познавательных процессов важно включить учащихся в творчество, обеспечить развивающими играми на уроке. Из всех форм творчества литературное, словесное, творчество является самым характерным для школьного возраста. Как показывает опыт, они помогают оживить урок. Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
История происхождения слов ( викторина)

Автор: Гречишкина Галина Анатольевна

Дата: 28.04.2017

Номер свидетельства: 412163

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока окружающего мира "История происхождения имен, отчеств, фамилий" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-istoriia-proiskhozhdieniia-imien-otchiestv-familii"
    ["file_id"] => string(6) "113750"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410971697"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) ""Загадки цветных идиом" "
    ["seo_title"] => string(25) "zaghadki-tsvietnykh-idiom"
    ["file_id"] => string(6) "104100"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402667475"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) ":  Мое Отечество – Казахстан. Столица нашего государства. Символы: герб, гимн, флаг. Словообразование. Морфемный состав слова. "
    ["seo_title"] => string(129) "moie-otiechiestvo-kazakhstan-stolitsa-nashiegho-ghosudarstva-simvoly-ghierb-ghimn-flagh-slovoobrazovaniie-morfiemnyi-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "207726"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430632325"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Ойконимы Курумканского района "
    ["seo_title"] => string(30) "oikonimy-kurumkanskogho-raiona"
    ["file_id"] => string(6) "120765"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413805088"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Познавательная игра "Путешествие по родному  городу " "
    ["seo_title"] => string(57) "poznavatiel-naia-ighra-putieshiestviie-po-rodnomu-ghorodu"
    ["file_id"] => string(6) "220643"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434719160"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства