Интеллектуальная игра по русскому языку для 5 класса.
Интеллектуальная игра по русскому языку для 5 класса.
Интеллектуальная игра по русскому языку для 5 класса.
Оборудование:
Презентация
Бочонки от игры «Лото» (№ 1-32)
Карточки
Жетоны 4-х цветов (по количеству обучающихся) _ 26 штук
Флажки для балловой оценки команд.
Листочки для выполнения заданий.
Обучающиеся делятся на 4 команды. Учащимся предлагается несколько заданий. На выполнение каждого даётся определённое время, зависящее от сложности задания. Побеждает та команда, которая наберёт больше всего баллов.
Туры:
Разминка.
Орфографическое лото.
Ребусы.
Редакторский.
Наборщики.
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка целей и задач.
– Мы пятиклассников собрали, чтобы они здесь поиграли
В прекрасную интеллектуальную игру.
Сегодня мы узнаем, кто в русском языке силён.
Наша игра будет состоять из 5-ти этапов. На каждом этапе вы будете выполнять определённое количество заданий. За каждый правильный ответ вы будете получать флажок, который соответствует 1баллу. Побеждает та команда, которая наберёт больше всего баллов.
Разминка.
– Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать её более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам по данному началу закончить пословицу.
Орфографическое лото.
– Вы уже изучили и повторили некоторые орфограммы. И следующий этап игры покажет, насколько хорошо они вами усвоены. Для лото используются бочоночки, которые укажут номера заданий, под которыми сформулированы определённые задания.
Ребусы.
– Ребус (от лат. rebus - при помощи вещей) – один из видов словесных игр, популярных еще в древности.
Ребус - это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде рисунков, комбинации фигур, знаков, букв, т.е. «предметов».
Разгадывать ребусы просто: что нарисовано, то и читай.
Редакторский.
– На этом этапе игры вам нужно вспомнить, что такое текст, а также попробовать восстановить порядок предложений, чтобы получился текст. Если вы правильно установите порядок предложений, то у вас получится отрывок из известного произведения Николая Носова.
Наборщики.
– Следующим этапом является такое задание: за 2 минуты необходимо составить из букв предложенного слова как можно больше слов.
Подведение итогов.
Награждение команд.
Заключительное слово учителя.
– Дорогие ребята, хочется верить, что сегодняшнее занятие вам показало, что русский язык изучать интересно. Русский язык – это живой организм. Берегите его, не портите, не искажайте, не засоряйте грубыми словами. Наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории.
Использованная литература:
Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5 класс» Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба Н.В., Ладыженская Н.В. – М., Просвещение, 2011
А.Т. Арсирий «Занимательные материалы по русскому языку», М.: Просвещение, 1995.
Интернет-ресурсы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по русскому языку для 5 класса. »
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 12»
Скиданова Нина Ивановна
С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком. Воздушно лёгок, сочен, вкусен, Суров и нежен, многолик, Во всех мелодиях искусен Наш удивительный язык.
Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним.
Зачитывается начало пословицы, а команда должна продолжить.
За верный ответ – 1 балл .
Что посеешь, …
(то и пожнёшь).
2. Без труда…
(не вынешь и рыбку из пруда).
3. Кончил дело – …
(гуляй смело).
4. Учение – свет, …
(а неученье – тьма).
5. С кем поведёшься – …
(от того и наберёшься).
6. Как аукнется – …
(так и откликнется).
7. За двумя зайцами погонишься – …
(ни одного не поймаешь).
8. Тяжело в учении – …
(легко в бою).
Чтобы грамотными стать,
надо правила все знать
и уметь их применять!
5
2
1
4
6
3
8
11
7
12
9
10
16
13
18
35
17
15
14
28
27
25
34
26
33
30
20
31
32
31
29
19
Как проверить безударную гласную в корне слова?
ответ
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы эта гласная была под ударением.
Перед какой частью речи предлогов не бывает?
ответ
Перед глаголами
Какие гласные пишутся после шипящих?
ответ
И, А, У
Какая гласная буква пропущена в следующих словах:
Бр..дить, прин..сить, осм..треть?
Укажите проверочные слова.
ответ
О
Когда пишется разделительный Ъ?
ответ
Разделительный Ъ пишется только после приставок на согласные перед гласными
Е, Ё, Ю, Я .
Какая буква пропущена в следующих словах:
Ни..кий, вя..кий, сколь..кий?
Укажите проверочные слова.
ответ
З
Когда пишется разделительный Ь?
ответ
Разделительный Ь пишется в слове перед гласными
Е, Ё, Ю, Я, И .
Как проверить, нужно ли писать непроизносимый согласный в корне слова?
ответ
Чтобы не ошибиться в написании непроизносимого согласного в корне слова, надо подобрать такое слово, чтобы этот согласный произносился отчётливо.
Как не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова?
ответ
Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.
Какая гласная буква пропущена в следующих словах:
К..лендарь, м..лина, к..ртошка?
ответ
А
Какая буква пропущена в следующих словах:
Об..явление, под..ём, из..ездить?
ответ
Ъ
Какая буква пропущена в следующих словах:
Сер..ёзный, в..юга, колос..я?
ответ
Ь
Что такое орфограмма?
ответ
Написания в словах по орфографическим правилам или по традиции.
Как проверить написание согласной в корне слова?
ответ
Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р .
Какая буква пропущена в следующих словах:
Брош..ра, параш..т, ж..ри?
ответ
Ю
Когда правописание гласных и согласных в корне слов нужно запоминать?
ответ
Когда гласные или согласные в корне слов являются непроверяемыми.
Какая буква пропущена в следующих словах:
Б..нокль, р..сунок, м..нутка?
ответ
И
Нужно ли писать непроизносимый согласный в следующих словах:
Ужас..ный, опас..ный, прекрас..ный?
Докажите свою точку зрения.
ответ
Нет.
Ужасен, опасен, прекрасен.
Нужно ли писать непроизносимый согласный в следующих словах:
Прелес..ный, извес..ный, счас..ливый?
Докажите свою точку зрения.
ответ
Да.
Прелести, известие, счастье.
Какая гласная буква пропущена в следующих словах:
Необыч..йный, овч..рка, площ..дка?
ответ
А
Какая гласная буква пропущена в следующих словах:
Ш..повник, маш..на, ж..вотное?
ответ
И
Какая гласная буква пропущена в следующих словах:
Ч..деса, щ..риться, ч..вство?
ответ
У
Как нужно писать следующие слова, если убрать скобки:
(По)бежать, (под)бросить, (в)ходить?
ответ
Слитно.
Как нужно писать следующие слова, если убрать скобки:
(По)дороге, (за)забором, (в)комнату?
ответ
Раздельно.
Какая буква пропущена в следующих словах:
Во..зал, рю..зак, хо..ей?
ответ
К
Какая буква пропущена в следующих словах:
Н..винка, пок..рмить, б..льница?
Назовите проверочные слова.
ответ
О
Новый, кормит, боль
Какая буква пропущена в указанном слове:
Пом..ритьтоварищей?
Объясните свою точку зрения.
ответ
И
Проверочное слово - мир
Какая буква пропущена в указанном слове:
Пол..скатьребёнка?
Объясните свою точку зрения.
ответ
А
Проверочное слово - ласка
Какая буква пропущена в указанном слове:
Мой брат оченьмоло..?
Объясните свою точку зрения.
ответ
Д
Проверочное слово - молодой
Ученики писали диктант. В одном предложении речь шла о старичке, который присел на скамью немного отдохнуть. Проверив тетрадь Зои, учительница ей с улыбкой сказала:
–А ведь дедушка уже до этого был седым!
В каком слове Зоя сделала ошибку?
ответ
Зоя написала о дедушке, что он поседел (вместо посидел ).
Назовите предлоги, которые пишутся через дефис.
ответ
ИЗ-ЗА
ИЗ-ПОД
Как пишутся предлоги со словами?
ответ
Предлоги пишутся отдельно от тех слов, перед которыми они стоят.
Нужно ли писать разделительный Ъ в следующих словах:
Под..учить, с..экономить, об..ыграть?
Объясните свою точку зрения.
Ответ
НЕТ
Чтоб на уроке не скучать,
нужно ребус разгадать!
АТОМ
ВОРОНА
АРБУЗ
РЕМОНТ
РУКАВ
ОВАЛ
Вспомните, что такое текст.
Из данных предложений создайте текст. Не забудьте получившийся текст озаглавить.