kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Языкознание 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обоснование актуальности, новизны и значимости программы

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к экзамену по русскому языку в 9 классе. Результаты экспериментального ЕГЭ в 9 классе свидетельствуют о том, что особые затруднения у выпускников вызывает именно написание сочинения-рассуждения. Предоставленный курс помогает учителю преодолеть трудности в подготовке учащихся к сочинению-рассуждению.

Новизна программы:

  • В выделении дополнительных часов на уроки развития речи;
  • В логике построения учебного материала, для формирования навыков лингвистического анализа;
  • В систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста;
  • В том, что работа будет вестись через презентационный материал, что позволит в увлекательной форме лучше усвоить полученную информацию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА»



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. Богуславская Н.Е и др. Методика развития речи на уроках русского языка / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; под редакцией Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991.

2. Влодавская Е.А. Русский язык. ЕГЭ: метод. Пособие для учителя. – М.: Экзамен, 2006

3. Львова С.И. ЕГЭ-2006: Русский язык: сб. заданий. – М.: Просвещение; ЭКСМО, 2006

4. Львова С.И. Русский язык Программы факультативных и элективных курсов 7-11 классы. – М.: Вентана-Граф, 2008

5. Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на экзамене 8-9 классы. – Ростов- на – Дону Легион 2011

6.Руский язык и литература 5-9 классы Средства и приемы выразительности речи. – Волгоград 2009


Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка1»

Пояснительная записка


Обоснование актуальности, новизны и значимости программы

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к экзамену по русскому языку в 9 классе. Результаты экспериментального ЕГЭ в 9 классе свидетельствуют о том, что особые затруднения у выпускников вызывает именно написание сочинения-рассуждения. Предоставленный курс помогает учителю преодолеть трудности в подготовке учащихся к сочинению-рассуждению.

Новизна программы:

  • В выделении дополнительных часов на уроки развития речи;

  • В логике построения учебного материала, для формирования навыков лингвистического анализа;

  • В систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста;

  • В том, что работа будет вестись через презентационный материал, что позволит в увлекательной форме лучше усвоить полученную информацию.

Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики, мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Практическая направленность курса появляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.


Цели данной программы:

  • научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе почитанного текста;

  • подготовить учащихся к сдаче школьного и вступительного экзамена по русскому языку;

  • оказать помощь учащимся в формировании нравственной позиции; способствовать интеллектуальному развитию ученика;

  • воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.


Цели и задачи образовательной области и учебного курса



Теоретические:

  • освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.





Развивающие:

  • развитие познавательной интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

  • развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.


Практические:

  • совершенствование коммуникативных умений;

  • овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

  • поддерживать беседу, вести спор;

  • адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;

  • логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

  • совершенствовать и редактировать текст;

  • применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией.


Воспитательные:

  • воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

  • воспитания стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.

Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.


Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:

  • овладевает глубокими и систематизированными знаниями;

  • способен работать над разнообразной информацией;

  • может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;

  • способен аргументировано доказать собственную точку зрения.

Просмотр содержимого документа
«ТЕКСТ К ТЕМЕ»

ТЕКСТ К ТЕМЕ «ПЛАН ТЕКСТА»

Настоящий читатель отдает книге всё своё свободное внимание, все свои душевные способности и своё умение вызывать в себе духовную установку, которая необходима для понимания книги. Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание; оно требует сосредоточенного внимания и твёрдого желания верно услышать голос автора. Однако рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца. В нежном лирическом стихотворении надо внять всем вздохам, встрепетать своею нежностью, взглянуть во все глуби и дали, а великая идея может потребовать не более и не менее, как всего человека.

Истинное чтение есть своего рода художественное ясновидение, которое призвано и способно воспроизвести духовные видения другого человека, жить в них, наслаждаться ими и обогащаться ими. Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль, эпоху. Это и есть сила духа – оживлять буквы, раскрывать перспективу образов и смысла за словами, заполнять внутренние «пространства» души, созерцать нематериальное, отождествляться с незнаемыми людьми и вместе с автором художественно и мыслительно постигать сущность богозданного мира.

Читать – значит искать и находить: ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте и присвоить его себе. Это есть творческий процесс, ибо воспроизводить – значит творить. Это есть борьба за духовную встречу; это есть свободное единение с тем, кто впервые приобрёл и закопал искомый клад. И тому, кто никогда этого не добивался и не переживал, всегда будет казаться, что от него требуют «невозможного».

Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Чтение должно быть углублённо: оно должно стать творческим и созерцательным. И только тогда нам всем откроется его духовная ценность и его душеобразующая сила. Тогда мы поймем, что следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее.

По чтению можно узнать и определить человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы впитываем из прочитанного, - как бы букетом собранных нами в чтении цветов…

(По И.Ильину)


А. Озаглавьте текст.

Б. Сформулируйте проблему.

В. Заполните таблицу. Составьте назывной и тезисный план текста

Назывной план

Тезисный план




ТЕКСТ 2

Среди записей А. Блока, сделанных поэтом в декабре 1906 года, можно найти заметку на тему опорных слов: «Всякое стихотворение - покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды. Из-за них существует стихотворение. Тем он темнее, чем отдаленнее эти слова от текста».

Текст этой заметки уникален. Он сам собой подтверждает справедливость заключенных в нём мыслей. Его автор, говоря, об опорных словах, тем самым показывает, как они раскрывают эту тему; А. блок в каждом предложении употребляет наряду с другими словами такие, которые отмечают первостепенную значимость, «опорность» некоторых слов для любого текста.

Об одном и том же предмете сообщения, применяя разные подборки опорных слов, можно создать неограниченное количество текстов. Единственное условие при этом – каждая подборка опорных слов должна строго соответствовать своей теме.

(По П. Скворцову)

- Подтвердите мысль текста: в качестве примера приведите стихотворение А. Блока или другого автора, в котором опорные слова соответствуют теме, подчеркните их.

Просмотр содержимого документа
«УЧЕБНО»


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Виды контроля

1

Что такое текст

1

Основные признаки текста

Знать: отличительные признаки текста

Уметь:

Доказывать принадлежность к тексту

Охарактеризовать текст

2-4

Тема. Основная мысль. Проблема

3

Определять тему и основную мысль текстов;

Писать тексты по определенным проблемам

Знать: понятия «тема», «основная мысль», «проблема»

Уметь: определять основную мысль, тему текста, проблему, знать разновидности проблем

Работа с текстом, с таблицами

5-6

Заголовок текста

2

Роль заглавия в тексте

Знать, что заглавие выражает идею текста, формулирует проблему, отражает авторскую позицию

Уметь:

определять по заглавию, о чем пойдет речь

Написать текст по данному заглавию

7-8

План текста. Опорные слова

2

Назывной и тезисный план, роль опорных слов

Знать:

Разновидности планов

Уметь: составлять планы

Писать текст по опорным словам

9

Языковые средства, их роль в тексте

1

Понятие о средствах выразительности речи и их роли

Знать: средства выразительности

Уметь:

Определять средства выразительности

Лингвистический анализ текста

10-11

Стили речи

2

Разновидности стилей речи, особенности стилей речи

Знать: стили речи, отличительные признаки

Уметь: указывать принадлежность текста к стилю

Написать рассуждение в публицистическом стиле на тему речевой избыточности, которое соответствовало бы заголовку «Краткость – сестра таланта»

12

Типы речи

1

Типы речи

Знать: типы речи

Уметь: определять типы речи

Работа с текстами

13-14

Повествование

2

Отличительные признаки текстов повествования

Знать: отличительные черты типа речи – повествования

Уметь: использовать отличительные признаки при составлении текстов данного типа

Опираясь на факты жизни и творчества известных ученых-лингвистов, написать сочинение на одну из тем: «Сыны Отечества», «Хранитель русского слова», «Жил на свете человек»

15-16

Описание

2

Отличительные признаки текстов описания

Знать: отличительные черты типа речи – описание

Уметь: использовать отличительные признаки при составлении текстов данного типа

Работа с иллюстрациями, поэтическими произведениями

17-19

Рассуждение

3

Отличительные признаки текстов рассуждения

Знать: отличительные черты типа речи – рассуждение

Уметь: использовать отличительные признаки при составлении текстов данного типа

Работа с текстами, отвечать на вопросы, мини-сочинения с аргументацией своего мнения

20-21

Жанры

2

Жанр рецензии, отзыва, очерка, эссе

Знать: жанры
Уметь: определять их

Написать сочинение в жанре очерка по данному началу

Практическая часть курса

22-23

Сочинение-рассуждение. Основные требования к творческой работе. Обучающее сочинение рассуждение о памяти

2

Подбор материала для творческого задания

Уметь: использовать доказательства для аргументации своих выводов

Творческая работа

24

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы

1

Классификация ошибок, редактирование текста

Знать: классификацию ошибок

Уметь: редактировать собственный текст

Работа над ошибками

25-26

Сочинение-рассуждение о русском языке

2

Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы

Знать: структуру сочинения-рассуждения

Уметь: создавать текст по предложенным темам

Творческая работа

27

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы

1

Классификация ошибок, критерии оценивания, редактирование текста

Знать: классификацию ошибок

Уметь: редактировать собственный текст

Приготовить отредактированный текст

28-29

Сочинение-рассуждение о родине

2

Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы

Знать: структуру сочинения-рассуждения

Уметь: создавать текст по предложенным темам

Творческая работа

30

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы

1

Классификация ошибок, критерии оценивания, редактирование текста

Знать: классификацию ошибок

Уметь: редактировать собственный текст

Приготовить отредактированный текст

31-32

Обучающее сочинение-рассуждение о нравственных проблемах

2

Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы

Знать: определение нравственности

Уметь: сформулировать 5 правил об отношениях с окружающими

Самостоятельная творческая работа по выбранной теме

33-34

Сочинение-рассуждение о нравственности по словам мудрых людей

2

Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы

Знать: цитаты мудрых людей

Уметь: объяснять цитаты мудрых людей о нравственности

Творческая работа


Просмотр содержимого презентации
«ЗАГОЛОВОК ТЕКСТА»

ЗАГОЛОВОК ТЕКСТА

ЗАГОЛОВОК ТЕКСТА

Продолжите заполнение  таблицы «Роль заглавия в тексте» 1. Называет тему текста Миг и вечность в пейзаже 2. Выражает идею текста Когда слово не расходится с делом. Закон нашей жизни .

Продолжите заполнение таблицы «Роль заглавия в тексте»

1. Называет тему текста

Миг и вечность в пейзаже

2. Выражает идею текста

Когда слово не расходится с делом. Закон нашей жизни .

3. Формулирует проблему Состояние языка вызывает тревогу. 4. Отражает авторскую позицию Не приемлю убожества «новояза»!

3. Формулирует проблему

Состояние языка вызывает тревогу.

4. Отражает авторскую позицию

Не приемлю убожества

«новояза»!

О чем пойдет речь  в книгах или главах, которые называются  Сто лет тому назад Талисман Я тебе открою тайну Все, что есть хорошего на свете…

О чем пойдет речь в книгах или главах, которые называются

Сто лет тому назад

Талисман

Я тебе открою тайну

Все, что есть хорошего на свете…

Определите, о чем пойдет речь в статьях с такими заголовками:

Определите, о чем пойдет речь в статьях с такими заголовками:

  • Все беззащитнее душа в тисках расчетливого мира (А. Передреев).
  • Дороги, которые мы выбираем.
  • Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества (Д. Лихачев).
  • «Мирная охота».
  • Ваше время съедает мышка.
  • Духовное поле.

Просмотр содержимого презентации
«ПЛАН ТЕКСТА»

ПЛАН ТЕКСТА. ОПОРНЫЕ СЛОВА

ПЛАН ТЕКСТА. ОПОРНЫЕ СЛОВА

Составьте текст на тему «Памятный день» по предложенному плану

Составьте текст на тему «Памятный день» по предложенному плану

  • Где, когда, что происходило.
  • Что привлекло внимание, удивило, узнал, обнаружил.
  • Особенно запомнилось, осталось в памяти, сохранилось в воспоминаниях.
  • С тех пор прошло…дней. А я все еще помню, вспоминаю, не могу забыть…
Ясным летним днем на полянке показались ромашки и колокольчики. Цветы издалека кивали головками, приветствовали листочками. Но вот набежали тучи, полил дождь. Листочки слиплись, головки поникли. Полянка стала бесцветной. Струйки бежали по стебелькам, среди цветов наливались лужи. Скоро дождь кончился. Горячее солнце высушило умытые головки, теплый ветер разлепил листочки, и полянка после дождя стала еще нарядней. Ромашки засияли яркой белизной. А синие, голубые, розовые колокольчики благодарили чистым звоном и и дождик, и солнышко. (П. Скворцов)

Ясным летним днем на полянке показались ромашки и колокольчики. Цветы издалека кивали головками, приветствовали листочками.

Но вот набежали тучи, полил дождь. Листочки слиплись, головки поникли. Полянка стала бесцветной. Струйки бежали по стебелькам, среди цветов наливались лужи.

Скоро дождь кончился. Горячее солнце высушило умытые головки, теплый ветер разлепил листочки, и полянка после дождя стала еще нарядней. Ромашки засияли яркой белизной. А синие, голубые, розовые колокольчики благодарили чистым звоном и и дождик, и солнышко. (П. Скворцов)

Задание к прочитанному тексту  На основе данного текста напишите свои два текста: один с заголовком УМЫТЫЕ ЦВЕТЫ, а другой – ЧИСТАЯ КРАСОТА, вставив в каждый свой текст необходимые опорные слова, соответствующие этим заголовкам, и выразив своё отношение в первом тексте – к цветам, а во втором тексте- к красоте.

Задание к прочитанному тексту

На основе данного текста напишите свои два текста: один с заголовком УМЫТЫЕ ЦВЕТЫ, а другой – ЧИСТАЯ КРАСОТА, вставив в каждый свой текст необходимые опорные слова, соответствующие этим заголовкам, и выразив своё отношение в первом тексте – к цветам, а во втором тексте- к красоте.

Просмотр содержимого презентации
«СТИЛИ РЕЧИ»

СТИЛИ РЕЧИ

СТИЛИ РЕЧИ

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ Стиль речи Мысли и намерения автора 1. Разговорный А. Отражает жизнь средствами искусства, эмоционально и эстетически воздействует на читателя 2. Официально-деловой Б. Точно, недвусмысленно передает читателю научную информацию 3. Публицистический В. Устанавливает правовые отношения коммуникантов 4. Художественный Г. Переданы жизненные ситуации 5.Научный Д. Формирует у читателя определенное отношение к жизни

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ

Стиль речи

Мысли и намерения автора

1. Разговорный

А. Отражает жизнь средствами искусства, эмоционально и эстетически воздействует на читателя

2. Официально-деловой

Б. Точно, недвусмысленно передает читателю научную информацию

3. Публицистический

В. Устанавливает правовые отношения коммуникантов

4. Художественный

Г. Переданы жизненные ситуации

5.Научный

Д. Формирует у читателя определенное отношение к жизни

У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, ежеминутно. Разный по своей серьезности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать? Вопросы-громады и вопросы-карлики. Вопросы-океаны и вопросы-капли.

У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, ежеминутно. Разный по своей серьезности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?

Вопросы-громады и вопросы-карлики. Вопросы-океаны и вопросы-капли.

    Напишите рассуждение в публицистическом стиле, соответствующее заголовку, начав его с вопроса ДРУГ И ПРИЯТЕЛЬ Варианты вопроса:

    Напишите рассуждение в публицистическом стиле, соответствующее заголовку, начав его с вопроса

    ДРУГ И ПРИЯТЕЛЬ

    Варианты вопроса:

    Задание  к сочинению

    Задание к сочинению

    • Напишите рассуждение в публицистическом стиле на тему речевой избыточности, которое соответствовало бы заголовку «Краткость – сестра таланта»
    Выпишите художественный текст на тему: «Утор года», «Сторона родная», «Шумело лето….», «Весеннее послание», «В моем краю зима…», «Осень взмахнула кистью волшебной». Назовите автора. Укажите характерные особенности художественного стиля выписанного вами текста (сфера применения, цель общения, языковые средства- фонетика, морфемика, лексика, морфология, синтаксис)

    Выпишите художественный текст на тему: «Утор года», «Сторона родная», «Шумело лето….», «Весеннее послание», «В моем краю зима…», «Осень взмахнула кистью волшебной».

    Назовите автора.

    Укажите характерные особенности художественного стиля выписанного вами текста (сфера применения, цель общения, языковые средства- фонетика, морфемика, лексика, морфология, синтаксис)

    Просмотр содержимого презентации
    «ТИПЫ РЕЧИ»

    ТИПЫ РЕЧИ

    ТИПЫ РЕЧИ

    Определение типа речи Тип речи 1. Мир в динамике, воспринимаемый во времени А. Рассуждение 2. Мир в причинно-следственных связях Б. Описание 3. Мир в статике, воспринимаемый как пространство В. Повествование

    Определение типа речи

    Тип речи

    1. Мир в динамике, воспринимаемый во времени

    А. Рассуждение

    2. Мир в причинно-следственных связях

    Б. Описание

    3. Мир в статике, воспринимаемый как пространство

    В. Повествование

    Проиллюстрируйте цитаты из стихотворений Саши Черного. Напишите, к какому типу речи они относятся

    Проиллюстрируйте цитаты из стихотворений Саши Черного. Напишите, к какому типу речи они относятся

    Кошка – злюка в серой шубке! Кошка – страшный хищный зверь…  тип речи_______________

    Кошка – злюка в серой шубке!

    Кошка – страшный хищный зверь…

    тип речи_______________

    Весенний ветер за дверьми… В кого б влюбиться, черт возьми! Тип речи___________________

    Весенний ветер за дверьми…

    В кого б влюбиться, черт возьми!

    Тип речи___________________

    _________ - это такой тип речи, в котором говорится о постоянных или одновременно присутствующих признаках чего-либо. Эти одновременно повторяющиеся___________могут быть запечатлены на ___________кадре фотоаппарата. В_________ речь идет о сменяющих друг друга _____ или событиях. Чтобы запечатлеть такой фрагмент действительности, потребуется сделать несколько кадров. В_______ говорится о_____ и следствиях событий и явлений. Это наше суждение о мире, это то, что мы думаем о нем. Образно говоря, это мир в нашей голове, то есть то, что вообще не может быть__________.

    _________ - это такой тип речи, в котором говорится о постоянных или одновременно присутствующих признаках чего-либо. Эти одновременно повторяющиеся___________могут быть запечатлены на ___________кадре фотоаппарата. В_________ речь идет о сменяющих друг друга _____ или событиях. Чтобы запечатлеть такой фрагмент действительности, потребуется сделать несколько кадров. В_______ говорится о_____ и следствиях событий и явлений. Это наше суждение о мире, это то, что мы думаем о нем. Образно говоря, это мир в нашей голове, то есть то, что вообще не может быть__________.

    Пожалуй, я не ошибусь, если скажу, что наибольшей популярностью у человека среди домашних животных пользуется домашняя кошка. Очаровательно грациозная, гибкая и ловкая, ласковая и в то же время поразительно независимая и самостоятельная – кошка стала любимым и равноправным членом многих семей. Можно часами увлеченно наблюдать за ней, подчас удивляясь «осмысленности» её поведения. Тем, у кого в доме живет этот пушистый зверь, не раз доводилось наблюдать такую сцену: как только вы усаживаетесь поудобнее перед телевизором, кошка тут как тут, она уютно устраивается рядом с вами и устремляет свой взгляд на экран. Что же видит кошка?

    Пожалуй, я не ошибусь, если скажу, что наибольшей популярностью у человека среди домашних животных пользуется домашняя кошка. Очаровательно грациозная, гибкая и ловкая, ласковая и в то же время поразительно независимая и самостоятельная – кошка стала любимым и равноправным членом многих семей. Можно часами увлеченно наблюдать за ней, подчас удивляясь «осмысленности» её поведения. Тем, у кого в доме живет этот пушистый зверь, не раз доводилось наблюдать такую сцену: как только вы усаживаетесь поудобнее перед телевизором, кошка тут как тут, она уютно устраивается рядом с вами и устремляет свой взгляд на экран. Что же видит кошка?

    А. Какие типы речи встречаются в тексте? Повествование с элементом описания; 2) рассуждение с элементами описания; 3) Рассуждение с элементами повествования и описания; 4) Повествование с элементами рассуждения и описания Б. Продолжите текст, отвечая на вопрос автора.

    А. Какие типы речи встречаются в тексте?

    • Повествование с элементом описания;

    2) рассуждение с элементами описания;

    3) Рассуждение с элементами повествования и описания;

    4) Повествование с элементами рассуждения и описания

    Б. Продолжите текст, отвечая на вопрос автора.

      Просмотр содержимого презентации
      «Тема»

      Тема. Основная мысль. Проблема

      Тема. Основная мысль. Проблема

      Прочитайте тексты, определите их основную мысль А. Словари – книги особые. В них недопустимы ни ошибки, ни опечатки. Это образцы, эталоны достоверности. Они существуют по особым наукам и отдельным специальностям. Что же касается языковых словарей, то это целые библиотеки – их просто море. Именно по ним проверяют написание слов, их значение и происхождение, употребление, правильность произношения, точность ударения и многое другое в родном языке. А изучать иностранные языки или отправляться в другие страны без словаря просто невозможно. (по материалам периодической печати)

      Прочитайте тексты, определите их основную мысль

      А. Словари – книги особые. В них недопустимы ни ошибки, ни опечатки. Это образцы, эталоны достоверности. Они существуют по особым наукам и отдельным специальностям. Что же касается языковых словарей, то это целые библиотеки – их просто море. Именно по ним проверяют написание слов, их значение и происхождение, употребление, правильность произношения, точность ударения и многое другое в родном языке. А изучать иностранные языки или отправляться в другие страны без словаря просто невозможно. (по материалам периодической печати)

      • А. Словари – книги особые. В них недопустимы ни ошибки, ни опечатки. Это образцы, эталоны достоверности. Они существуют по особым наукам и отдельным специальностям. Что же касается языковых словарей, то это целые библиотеки – их просто море. Именно по ним проверяют написание слов, их значение и происхождение, употребление, правильность произношения, точность ударения и многое другое в родном языке. А изучать иностранные языки или отправляться в другие страны без словаря просто невозможно. (по материалам периодической печати)
      Б. К заимствованиям быстро привыкаешь, и уже сейчас трудно представить себе русский язык без слова компьютер или даже без слова пиар … но ужасно раздражает, что одновременно существуют риэлтор,риелтор, риэлтэр, риелтер… Я в принципе не против заимствований, я только хочу, чтобы русский язык успевал их осваивать, я хочу знать, где в них ставить ударение и как их правильно писать. Я в принципе не против языковой свободы, она способствует творчеству и делает речь более выразительной. Мне не нравится языковой хаос, когда уже не понимаешь, игра это или безграмотность, выразительность или грубость… Главное моё желание состоит в том, что я хочу понимать тексты на русском языке, то есть знать слова, которые в них используются, и понимать значения этих слов        (По М. Кронгаузу)

      Б. К заимствованиям быстро привыкаешь, и уже сейчас трудно представить себе русский язык без слова компьютер или даже без слова пиар … но ужасно раздражает, что одновременно существуют риэлтор,риелтор, риэлтэр, риелтер…

      Я в принципе не против заимствований, я только хочу, чтобы русский язык успевал их осваивать, я хочу знать, где в них ставить ударение и как их правильно писать.

      Я в принципе не против языковой свободы, она способствует творчеству и делает речь более выразительной. Мне не нравится языковой хаос, когда уже не понимаешь, игра это или безграмотность, выразительность или грубость…

      Главное моё желание состоит в том, что я хочу понимать тексты на русском языке, то есть знать слова, которые в них используются, и понимать значения этих слов

      (По М. Кронгаузу)

      • Б. К заимствованиям быстро привыкаешь, и уже сейчас трудно представить себе русский язык без слова компьютер или даже без слова пиар … но ужасно раздражает, что одновременно существуют риэлтор,риелтор, риэлтэр, риелтер… Я в принципе не против заимствований, я только хочу, чтобы русский язык успевал их осваивать, я хочу знать, где в них ставить ударение и как их правильно писать. Я в принципе не против языковой свободы, она способствует творчеству и делает речь более выразительной. Мне не нравится языковой хаос, когда уже не понимаешь, игра это или безграмотность, выразительность или грубость… Главное моё желание состоит в том, что я хочу понимать тексты на русском языке, то есть знать слова, которые в них используются, и понимать значения этих слов (По М. Кронгаузу)
      В. Когда человек оканчивает школу и продолжает учиться дальше, он сталкивается со множеством проблем. Одна из них встает особенно остро, ибо связана с тем, что мир взрослой независимой жизни, в который он вступает, очень сложен. С одной стороны, этот мир полон увлекательных вещей. А с другой стороны, он не может не пугать, так как бремя независимости оказывается не таким уж легким: нужно встать на собственные ноги, выбрать профессию, определить свои жизненные цели, ценности и принципы.       (Д. Гудинг, Дж. Леннокс)

      В. Когда человек оканчивает школу и продолжает учиться дальше, он сталкивается со множеством проблем. Одна из них встает особенно остро, ибо связана с тем, что мир взрослой независимой жизни, в который он вступает, очень сложен. С одной стороны, этот мир полон увлекательных вещей. А с другой стороны, он не может не пугать, так как бремя независимости оказывается не таким уж легким: нужно встать на собственные ноги, выбрать профессию, определить свои жизненные цели, ценности и принципы.

      (Д. Гудинг, Дж. Леннокс)

      • В. Когда человек оканчивает школу и продолжает учиться дальше, он сталкивается со множеством проблем. Одна из них встает особенно остро, ибо связана с тем, что мир взрослой независимой жизни, в который он вступает, очень сложен. С одной стороны, этот мир полон увлекательных вещей. А с другой стороны, он не может не пугать, так как бремя независимости оказывается не таким уж легким: нужно встать на собственные ноги, выбрать профессию, определить свои жизненные цели, ценности и принципы. (Д. Гудинг, Дж. Леннокс)
      Пользуясь различными словарями, запишите определения, слова ПРОБЛЕМА . Укажите источник .

      Пользуясь различными словарями, запишите определения, слова ПРОБЛЕМА . Укажите источник .

        Продолжите перечень следующих проблем своими примерами (3-4) А) философские ( о добре и зле;______________________________ Б) нравственные (дружба в жизни человека;_________________________ В) социальные (личность и общество;_________________________ Г) экологические (отношение человека к природе;__________________________ Д) семейные (проблема отцов и детей;____________________________ Е) информационно-коммуникативные (языковая культура;__________________________________

        Продолжите перечень следующих проблем своими примерами (3-4)

        А) философские ( о добре и зле;______________________________

        Б) нравственные (дружба в жизни человека;_________________________

        В) социальные (личность и общество;_________________________

        Г) экологические (отношение человека к природе;__________________________

        Д) семейные (проблема отцов и детей;____________________________

        Е) информационно-коммуникативные (языковая культура;__________________________________

        Подберите и запишите текст на одну из предложенных проблем Проблемы семьи : проблема памяти о своих истоках, о своем детстве(Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?); проблема роли детства в жизни человека (Почему детство – важнейший этап жизни человека?); проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?); проблема отчего дома (Почему нельзя забывать отчий дом?);

        Подберите и запишите текст на одну из предложенных проблем

        Проблемы семьи :

        проблема памяти о своих истоках, о своем детстве(Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);

        проблема роли детства в жизни человека (Почему детство – важнейший этап жизни человека?);

        проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?);

        проблема отчего дома (Почему нельзя забывать отчий дом?);

        Проблема экологии Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?) Проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу и в чем заключаются возможные последствия этого влияния?) Проблема восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?)

        Проблема экологии

        Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?)

        Проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу и в чем заключаются возможные последствия этого влияния?)

        Проблема восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?)

        Человек и общество Проблема выбора профессии с учетом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?) Проблема нравственной прочности человека(почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?) Ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?)

        Человек и общество

        Проблема выбора профессии с учетом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)

        Проблема нравственной прочности человека(почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?)

        Ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?)

        Определите, к какой проблеме относятся данные тексты

        Определите, к какой проблеме относятся данные тексты

        В нашей повседневной жизни мысли должны соответствовать словам, слова соответствовать делам, а добрые дела дадут добрые плоды. Если между мыслью, словом или делом мы ставим знак неравенства, то получишь ложь. Враньё – первейший признак скудоумия. К чему лгать, ведь в следующий раз не поверят?! Мера лжи есть мера разорённости личности, мера хаоса. (А.Шпак)

        В нашей повседневной жизни мысли должны соответствовать словам, слова соответствовать делам, а добрые дела дадут добрые плоды. Если между мыслью, словом или делом мы ставим знак неравенства, то получишь ложь. Враньё – первейший признак скудоумия. К чему лгать, ведь в следующий раз не поверят?! Мера лжи есть мера разорённости личности, мера хаоса. (А.Шпак)

        Нежелание помнить отнюдь не безобидно. Хуже – эпидемия, охватившая не только искусство, но и образование, науку и иные, не менее значимые сферы человеческой деятельности. И если отказаться от противостояния ему, человечество уничтожит само себя гораздо быстрее, чем при помощи атомного оружия или парникового эффекта (А. Тимофеев)

        Нежелание помнить отнюдь не безобидно. Хуже – эпидемия, охватившая не только искусство, но и образование, науку и иные, не менее значимые сферы человеческой деятельности. И если отказаться от противостояния ему, человечество уничтожит само себя гораздо быстрее, чем при помощи атомного оружия или парникового эффекта (А. Тимофеев)

        Прочитайте текст и выполните задания:   Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, как он того заслуживает? По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Че6ловек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.       (К. Паустовский )

        Прочитайте текст и выполните задания:

        Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

        Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, как он того заслуживает?

        По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.

        Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Че6ловек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

        (К. Паустовский )

        1.

        1.

        2.Чем больше трудностей в борьбе, Тем и победа будет краше; Не в этом ли величье наше, Чтобы велеть самим себе?      (Лопе де Вега) _____________________________________ Б) Лень – порок, вредная привычка

        2.Чем больше трудностей в борьбе,

        Тем и победа будет краше;

        Не в этом ли величье наше,

        Чтобы велеть самим себе?

        (Лопе де Вега)

        _____________________________________

        Б) Лень – порок, вредная привычка

        3.Почин всего дороже

        3.Почин всего дороже

        4.Спящему коту мышь в рот не побежит       (поговорка) ___________________________________________ Г)Жизнь предъявляет к человеку конкретные требования: к его здоровью, физическим и психологическим особенностям, к уровню и качеству образовательной подготовки

        4.Спящему коту мышь в рот не побежит

        (поговорка)

        ___________________________________________

        Г)Жизнь предъявляет к человеку конкретные требования: к его здоровью, физическим и психологическим особенностям, к уровню и качеству образовательной подготовки

        5.Как важно в жизни, помня о желаньях, возможностей своих не забывать!       (Э. Асадов) _________________________________ Д)Труд всегда был и остается основанием человеческой жизни и культуры

        5.Как важно в жизни, помня о желаньях, возможностей своих не забывать!

        (Э. Асадов)

        _________________________________ Д)Труд всегда был и остается основанием человеческой жизни и культуры

        6. Не так живи, как хочется, а так живи, как бог велит .       (Пословица) ____________________________________________ Е. Не только время делает нас взрослыми: взрослеть – это не прожитые годы, это стадия развития, позиция личности, степень зрелости отношений к себе и к окружающему миру.

        6. Не так живи, как хочется, а так живи, как бог велит .

        (Пословица)

        ____________________________________________

        Е. Не только время делает нас взрослыми: взрослеть – это не прожитые годы, это стадия развития, позиция личности, степень зрелости отношений к себе и к окружающему миру.

        7.        (У. Джеймс) ___________________________________________ Ж. Самоутверждение, самоопределение – условие достижения результата деятельности и успеха. Однако в движении по ступенькам карьеры человек должен проявлять положительные качества

        7.

        (У. Джеймс)

        ___________________________________________

        Ж. Самоутверждение, самоопределение – условие достижения результата деятельности и успеха. Однако в движении по ступенькам карьеры человек должен проявлять положительные качества

        8. Несчастье бывает пробным камнем характера (О. Бальзак). Нет ничего глупее желания быть умнее всех. (Ф. Ларошфуко) Никакие рассуждения не в состоянии указать человеку путь, которого он не хочет видеть.(Р. Роллан) ____________________________________________________ З. Человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных и всего человечества

        8. Несчастье бывает пробным камнем характера (О. Бальзак).

        Нет ничего глупее желания быть умнее всех. (Ф. Ларошфуко)

        Никакие рассуждения не в состоянии указать человеку путь, которого он не хочет видеть.(Р. Роллан)

        ____________________________________________________

        З. Человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных и всего человечества

        10. Любили тебя без особых причин, За то, что ты –внук, За то, что ты – сын, За то, что малыш, за то, что растешь. За то, что на маму и папу похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей.        (В.Берестов) ___________________________________________________ К. Человек выступает творцом, хозяином своей судьбы, сознательно выбирая свой путь, самостоятельно определяясь в своих отношениях к окружающей жизни.

        10. Любили тебя без особых причин,

        За то, что ты –внук,

        За то, что ты – сын,

        За то, что малыш, за то, что растешь.

        За то, что на маму и папу похож.

        И эта любовь до конца твоих дней

        Останется тайной опорой твоей. (В.Берестов)

        ___________________________________________________

        К. Человек выступает творцом, хозяином своей судьбы, сознательно выбирая свой путь, самостоятельно определяясь в своих отношениях к окружающей жизни.

        На день надо смотреть как на маленькую жизнь .

        На день надо смотреть как на маленькую жизнь .

        В тот мой приезд, несмотря на конец апреля, стоял несусветный холод, и я, задвинув до отказа молнию на куртке, повернул в сторону Большого Ломовиса – малой реки моего детства. Не самое удачное время для прогулки, но поворачивать на пыльные улицы села не хотелось. Уже лучше бережком пройтись, по тропинкам юности. Я не узнавал знакомых мест. Берега реки были сплошь завалены хламом. Жители окрестных домов так постарались, что смердящие останки, исхлестанные водой, вызывали тошноту.

        В тот мой приезд, несмотря на конец апреля, стоял несусветный холод, и я, задвинув до отказа молнию на куртке, повернул в сторону Большого Ломовиса – малой реки моего детства. Не самое удачное время для прогулки, но поворачивать на пыльные улицы села не хотелось. Уже лучше бережком пройтись, по тропинкам юности. Я не узнавал знакомых мест. Берега реки были сплошь завалены хламом. Жители окрестных домов так постарались, что смердящие останки, исхлестанные водой, вызывали тошноту.

        Что делаем, земляки?! Вода этой речки поила наших дедов и прадедов. Когда-то я и сам, голопузый, плескался в её родниковых струях. А теперь поверни голову – лишь гниющая тина да чёрная вода в обрывистых берегах. И дальше скользит взгляд: от школьного стадиона, когда-то веющего духом силы и состязательности, осталась груда искорёженного железа в лопухах.  Родина малая, Речка малая.     Малые горки и малый песок…     Нету на свете землицы роднее     Этой вот самой, зажатой в горсти.       (По А. Макарову)

        Что делаем, земляки?! Вода этой речки поила наших дедов и прадедов. Когда-то я и сам, голопузый, плескался в её родниковых струях. А теперь поверни голову – лишь гниющая тина да чёрная вода в обрывистых берегах. И дальше скользит взгляд: от школьного стадиона, когда-то веющего духом силы и состязательности, осталась груда искорёженного железа в лопухах.

        Родина малая, Речка малая.

        Малые горки и малый песок…

        Нету на свете землицы роднее

        Этой вот самой, зажатой в горсти.

        (По А. Макарову)

        А) Озаглавьте текст словами из текста. Б) Какую проблему выбрал автор? В) Актуальна ли данная проблема? Что делает её актуальной? Традиционна эта проблема или нова? Интересна ли она читателю? Г) Поднималась ли до автора проблема и как она решалась? (Рассматривалась ли подобная проблема в художественной литературе и как авторы её решали?)

        А) Озаглавьте текст словами из текста.

        Б) Какую проблему выбрал автор?

        В) Актуальна ли данная проблема? Что делает её актуальной? Традиционна эта проблема или нова? Интересна ли она читателю?

        Г) Поднималась ли до автора проблема и как она решалась? (Рассматривалась ли подобная проблема в художественной литературе и как авторы её решали?)

        Г) Какие факты приводит автор, исследуя проблему? Что особо подчеркивает? Убедительны его доводы? Д) Какие языковые средства помогли увидеть авторскую позицию, определить идею текста? (Найдите в тексте ключевые слова, помогающие увидеть авторскую позицию.) Е) К каким выводам приходит автор? О чем заставляет задуматься? Ж) Каково ваше отношение к поднятой проблеме: с чем можно согласиться? Что вызывает возражение?

        Г) Какие факты приводит автор, исследуя проблему? Что особо подчеркивает? Убедительны его доводы?

        Д) Какие языковые средства помогли увидеть авторскую позицию, определить идею текста? (Найдите в тексте ключевые слова, помогающие увидеть авторскую позицию.)

        Е) К каким выводам приходит автор? О чем заставляет задуматься?

        Ж) Каково ваше отношение к поднятой проблеме: с чем можно согласиться? Что вызывает возражение?

        Просмотр содержимого презентации
        «Что такое текст»

        Что такое текст  тема 1 Докажите, что человек в жизни окружен текстами: назовите ситуации, в которых используется текст

        Что такое текст тема 1

        Докажите, что человек в жизни окружен текстами: назовите ситуации, в которых используется текст

        Напишите, какое из выписанных вами определений является наиболее полным. Почему? Свой ответ вы можете начать так:

        Напишите, какое из выписанных вами определений является наиболее полным. Почему? Свой ответ вы можете начать так:

            Подберите и запишите текст на одну из определенных тем:

            Подберите и запишите текст на одну из определенных тем:

              На примере подобранного вами текста охарактеризуйте его основные признаки: тема, основная мысль, абзац, микротема, опорные слова, связь предложений текста
              • На примере подобранного вами текста охарактеризуйте его основные признаки: тема, основная мысль, абзац, микротема, опорные слова, связь предложений текста


              Получите в подарок сайт учителя

              Предмет: Русский язык

              Категория: Презентации

              Целевая аудитория: 8 класс

              Скачать
              языкознание 8 класс

              Автор: Жданова Ирина Яковлевна

              Дата: 18.06.2014

              Номер свидетельства: 106851

              Похожие файлы

              object(ArrayObject)#865 (1) {
                ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
                  ["title"] => string(61) ""Из истории русского языкознания""
                  ["seo_title"] => string(34) "iz-istorii-russkogho-iazykoznaniia"
                  ["file_id"] => string(6) "309480"
                  ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
                  ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
                  ["date"] => string(10) "1458811328"
                }
              }
              
              object(ArrayObject)#887 (1) {
                ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
                  ["title"] => string(61) ""Из истории русского языкознания""
                  ["seo_title"] => string(36) "iz-istorii-russkogho-iazykoznaniia-1"
                  ["file_id"] => string(6) "309481"
                  ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
                  ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
                  ["date"] => string(10) "1458811344"
                }
              }
              
              object(ArrayObject)#865 (1) {
                ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
                  ["title"] => string(61) ""Из истории русского языкознания""
                  ["seo_title"] => string(36) "iz-istorii-russkogho-iazykoznaniia-2"
                  ["file_id"] => string(6) "309482"
                  ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
                  ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
                  ["date"] => string(10) "1458811350"
                }
              }
              
              object(ArrayObject)#887 (1) {
                ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
                  ["title"] => string(207) "Урок по русскому языку для 5 класса на тему :"Морфология как раздел языкознания. Части речи. Общая характеристика.""
                  ["seo_title"] => string(80) "urok_po_russkomu_iazyku_dlia_5_klassa_na_tiemu_morfologhiia_kak_razdiel_iazykozn"
                  ["file_id"] => string(6) "464608"
                  ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
                  ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
                  ["date"] => string(10) "1522612788"
                }
              }
              
              object(ArrayObject)#865 (1) {
                ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
                  ["title"] => string(45) "календарный план 8 класс "
                  ["seo_title"] => string(25) "kaliendarnyi-plan-8-klass"
                  ["file_id"] => string(6) "157122"
                  ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
                  ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
                  ["date"] => string(10) "1421554515"
                }
              }
              


              Получите в подарок сайт учителя

              Видеоуроки для учителей

              Курсы для учителей

              ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

              Добавить свою работу

              * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

              Удобный поиск материалов для учителей

              Ваш личный кабинет
              Проверка свидетельства