Тема. Основная мысль. Проблема
Прочитайте тексты, определите их основную мысль
А. Словари – книги особые. В них недопустимы ни ошибки, ни опечатки. Это образцы, эталоны достоверности. Они существуют по особым наукам и отдельным специальностям. Что же касается языковых словарей, то это целые библиотеки – их просто море. Именно по ним проверяют написание слов, их значение и происхождение, употребление, правильность произношения, точность ударения и многое другое в родном языке. А изучать иностранные языки или отправляться в другие страны без словаря просто невозможно. (по материалам периодической печати)
- А. Словари – книги особые. В них недопустимы ни ошибки, ни опечатки. Это образцы, эталоны достоверности. Они существуют по особым наукам и отдельным специальностям. Что же касается языковых словарей, то это целые библиотеки – их просто море. Именно по ним проверяют написание слов, их значение и происхождение, употребление, правильность произношения, точность ударения и многое другое в родном языке. А изучать иностранные языки или отправляться в другие страны без словаря просто невозможно. (по материалам периодической печати)
Б. К заимствованиям быстро привыкаешь, и уже сейчас трудно представить себе русский язык без слова компьютер или даже без слова пиар … но ужасно раздражает, что одновременно существуют риэлтор,риелтор, риэлтэр, риелтер…
Я в принципе не против заимствований, я только хочу, чтобы русский язык успевал их осваивать, я хочу знать, где в них ставить ударение и как их правильно писать.
Я в принципе не против языковой свободы, она способствует творчеству и делает речь более выразительной. Мне не нравится языковой хаос, когда уже не понимаешь, игра это или безграмотность, выразительность или грубость…
Главное моё желание состоит в том, что я хочу понимать тексты на русском языке, то есть знать слова, которые в них используются, и понимать значения этих слов
(По М. Кронгаузу)
- Б. К заимствованиям быстро привыкаешь, и уже сейчас трудно представить себе русский язык без слова компьютер или даже без слова пиар … но ужасно раздражает, что одновременно существуют риэлтор,риелтор, риэлтэр, риелтер… Я в принципе не против заимствований, я только хочу, чтобы русский язык успевал их осваивать, я хочу знать, где в них ставить ударение и как их правильно писать. Я в принципе не против языковой свободы, она способствует творчеству и делает речь более выразительной. Мне не нравится языковой хаос, когда уже не понимаешь, игра это или безграмотность, выразительность или грубость… Главное моё желание состоит в том, что я хочу понимать тексты на русском языке, то есть знать слова, которые в них используются, и понимать значения этих слов (По М. Кронгаузу)
В. Когда человек оканчивает школу и продолжает учиться дальше, он сталкивается со множеством проблем. Одна из них встает особенно остро, ибо связана с тем, что мир взрослой независимой жизни, в который он вступает, очень сложен. С одной стороны, этот мир полон увлекательных вещей. А с другой стороны, он не может не пугать, так как бремя независимости оказывается не таким уж легким: нужно встать на собственные ноги, выбрать профессию, определить свои жизненные цели, ценности и принципы.
(Д. Гудинг, Дж. Леннокс)
- В. Когда человек оканчивает школу и продолжает учиться дальше, он сталкивается со множеством проблем. Одна из них встает особенно остро, ибо связана с тем, что мир взрослой независимой жизни, в который он вступает, очень сложен. С одной стороны, этот мир полон увлекательных вещей. А с другой стороны, он не может не пугать, так как бремя независимости оказывается не таким уж легким: нужно встать на собственные ноги, выбрать профессию, определить свои жизненные цели, ценности и принципы. (Д. Гудинг, Дж. Леннокс)
Пользуясь различными словарями, запишите определения, слова ПРОБЛЕМА . Укажите источник .
Продолжите перечень следующих проблем своими примерами (3-4)
А) философские ( о добре и зле;______________________________
Б) нравственные (дружба в жизни человека;_________________________
В) социальные (личность и общество;_________________________
Г) экологические (отношение человека к природе;__________________________
Д) семейные (проблема отцов и детей;____________________________
Е) информационно-коммуникативные (языковая культура;__________________________________
Подберите и запишите текст на одну из предложенных проблем
Проблемы семьи :
проблема памяти о своих истоках, о своем детстве(Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
проблема роли детства в жизни человека (Почему детство – важнейший этап жизни человека?);
проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?);
проблема отчего дома (Почему нельзя забывать отчий дом?);
Проблема экологии
Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?)
Проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу и в чем заключаются возможные последствия этого влияния?)
Проблема восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?)
Человек и общество
Проблема выбора профессии с учетом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)
Проблема нравственной прочности человека(почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?)
Ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?)
Определите, к какой проблеме относятся данные тексты
В нашей повседневной жизни мысли должны соответствовать словам, слова соответствовать делам, а добрые дела дадут добрые плоды. Если между мыслью, словом или делом мы ставим знак неравенства, то получишь ложь. Враньё – первейший признак скудоумия. К чему лгать, ведь в следующий раз не поверят?! Мера лжи есть мера разорённости личности, мера хаоса. (А.Шпак)
Нежелание помнить отнюдь не безобидно. Хуже – эпидемия, охватившая не только искусство, но и образование, науку и иные, не менее значимые сферы человеческой деятельности. И если отказаться от противостояния ему, человечество уничтожит само себя гораздо быстрее, чем при помощи атомного оружия или парникового эффекта (А. Тимофеев)
Прочитайте текст и выполните задания:
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, как он того заслуживает?
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Че6ловек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
(К. Паустовский )
1.
2.Чем больше трудностей в борьбе,
Тем и победа будет краше;
Не в этом ли величье наше,
Чтобы велеть самим себе?
(Лопе де Вега)
_____________________________________
Б) Лень – порок, вредная привычка
3.Почин всего дороже
4.Спящему коту мышь в рот не побежит
(поговорка)
___________________________________________
Г)Жизнь предъявляет к человеку конкретные требования: к его здоровью, физическим и психологическим особенностям, к уровню и качеству образовательной подготовки
5.Как важно в жизни, помня о желаньях, возможностей своих не забывать!
(Э. Асадов)
_________________________________ Д)Труд всегда был и остается основанием человеческой жизни и культуры
6. Не так живи, как хочется, а так живи, как бог велит .
(Пословица)
____________________________________________
Е. Не только время делает нас взрослыми: взрослеть – это не прожитые годы, это стадия развития, позиция личности, степень зрелости отношений к себе и к окружающему миру.
7.
(У. Джеймс)
___________________________________________
Ж. Самоутверждение, самоопределение – условие достижения результата деятельности и успеха. Однако в движении по ступенькам карьеры человек должен проявлять положительные качества
8. Несчастье бывает пробным камнем характера (О. Бальзак).
Нет ничего глупее желания быть умнее всех. (Ф. Ларошфуко)
Никакие рассуждения не в состоянии указать человеку путь, которого он не хочет видеть.(Р. Роллан)
____________________________________________________
З. Человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных и всего человечества
10. Любили тебя без особых причин,
За то, что ты –внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш, за то, что растешь.
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей. (В.Берестов)
___________________________________________________
К. Человек выступает творцом, хозяином своей судьбы, сознательно выбирая свой путь, самостоятельно определяясь в своих отношениях к окружающей жизни.
На день надо смотреть как на маленькую жизнь .
В тот мой приезд, несмотря на конец апреля, стоял несусветный холод, и я, задвинув до отказа молнию на куртке, повернул в сторону Большого Ломовиса – малой реки моего детства. Не самое удачное время для прогулки, но поворачивать на пыльные улицы села не хотелось. Уже лучше бережком пройтись, по тропинкам юности. Я не узнавал знакомых мест. Берега реки были сплошь завалены хламом. Жители окрестных домов так постарались, что смердящие останки, исхлестанные водой, вызывали тошноту.
Что делаем, земляки?! Вода этой речки поила наших дедов и прадедов. Когда-то я и сам, голопузый, плескался в её родниковых струях. А теперь поверни голову – лишь гниющая тина да чёрная вода в обрывистых берегах. И дальше скользит взгляд: от школьного стадиона, когда-то веющего духом силы и состязательности, осталась груда искорёженного железа в лопухах.
Родина малая, Речка малая.
Малые горки и малый песок…
Нету на свете землицы роднее
Этой вот самой, зажатой в горсти.
(По А. Макарову)
А) Озаглавьте текст словами из текста.
Б) Какую проблему выбрал автор?
В) Актуальна ли данная проблема? Что делает её актуальной? Традиционна эта проблема или нова? Интересна ли она читателю?
Г) Поднималась ли до автора проблема и как она решалась? (Рассматривалась ли подобная проблема в художественной литературе и как авторы её решали?)
Г) Какие факты приводит автор, исследуя проблему? Что особо подчеркивает? Убедительны его доводы?
Д) Какие языковые средства помогли увидеть авторскую позицию, определить идею текста? (Найдите в тексте ключевые слова, помогающие увидеть авторскую позицию.)
Е) К каким выводам приходит автор? О чем заставляет задуматься?
Ж) Каково ваше отношение к поднятой проблеме: с чем можно согласиться? Что вызывает возражение?