В последние годы активно обновляется лексика языка, его фразеология, появилось много заимствованных слов. Русский язык засоряется разнообразными сленговыми выражениями, просторечными словами, табуированной лексикой. Школьники – это возрастная группа, которая наиболее открыта изменениям. Их речь содержит большое количество собственно подростковых слов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Языковой портрет современного школьника»
Языковой портрет современного школьника
Автор: Пестерева Александра, ученица 7Б класса МБОУ «Новолядинская СОШ»
Научный руководитель – учитель русского языка и литературы Королькова Светлана Дмитриевна
Актуальность
Я считаю, что в последние годы активно обновляется лексика языка, его фразеология, появилось много заимствованных слов. Русский язык засоряется разнообразными сленговыми выражениями, просторечными словами, табуированной лексикой. Школьники – это возрастная группа, которая наиболее открыта изменениям. Их речь содержит большое количество собственно подростковых слов.
Задачи
Составить языковой портрет современного школьника на примере нашей школы. Определить, какое место занимает необщеупотребительная лексика в речи учащихся.
Определить понятия "жаргон" и "сленг".
Провести опрос среди учащихся седьмых классов.
Систематизировать материал.
Сделать выводы по теме исследования.
Цель
Проанализировать речь современных школьников
Теоретическая часть
Общая характеристика сленга.
Сегодня наш русский язык болен. Он переживает нашествие «сленгов», с экранов телевизоров постоянно звучат американизм: «о’кей», «вау», «йес», магазинные вывески пестрят словом «шоп». Речь молодых людей щедро насыщена жаргонными выражениями, нецензурными словами. Вседозволенность и свобода, распущенность во всём: в книгах, песнях, кинофильмах. Где же великий русский язык?
Жаргонизмы употребляет большая часть населения. Особенно широко используется жаргонизмы в речи молодёжи.
Факторы, влияющие на формирование молодежного сленга.
Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской
Причины возникновения
Развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий. Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии всегда привлекали молодых людей. В связи с этим появляется много новых жаргонизмов.
2. Современная музыкальная культура. Одно из увлечений школьников – музыка. Она является частью их жизни. Жаргонизмы, относящиеся к сфере музыки, содержат названия различных музыкальных стилей.
3. Хобби и увлечения молодых людей. Во все времена среди школьников популярным остаётся футбол, и в связи с этим тоже не обойтись без жаргонных слов
Для чего современный ученик употребляет сленг?
Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной.
2. Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде.
Практическая часть
Для решения поставленных задач мною было проведено анкетирование учащихся 7 –ого класса.
Целью проведения анкетирования послужило следующее:
определить круг наиболее часто употребляемых слов молодёжного сленга;
определить мотивы употребления;
определить отношения учащихся к молодёжному лексикону и выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без него.
Для этого в анкету были включены следующие вопросы:
1) Какие сленговые выражения вы чаще всего употребляете в речи?
2) Для чего употребляют учащиеся в своей речи сленг?
3) Можно ли обойтись без сленга?
Вывод
Работая над темой «Языковой портрет современного школьника», я пришла к выводу, что однозначно относиться к этому явлению нельзя, запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно, но и не возможно не видеть опасной тенденции жаргонизации литературного языка. Поэтому школьникам, по нашему мнению, необходимо правильно выбирать языковые средства, подходящие конкретной ситуации общения, учитывать при этом, кому предназначена речь, для чего необходимо не только знать нормы литературного языка, но и анализировать живую речь.