Готовимся к ЕГЭ, ГИА
МОРФЕМИКА.
ОРФОГРАФИЯ.
Правописание приставок
Автор:
Михеева Марина Александровна,
учитель русского языка и литературы,
ОГКОУ КШИ «Колпашевский кадетский корпус»
ЗАДАНИЕ 4
МОРФЕМИКА.
ОРФОГРАФИЯ.
Правописание приставок
Повторить:
правила правописания различных приставок
Уметь :
правильно применять правила
Сформировать :
навык выполнения заданий ГИА и ЕГЭ по теме «Правописание приставок»
Что требуется знать:
правописание постоянных приставок; правописание приставок на -З- и -С-; правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-; правописание слов с приставками, которые нужно запомнить; правописание И и Ы после приставок.
Морфемика – это … .
Морфемы – это… .
ЗАПОМНИТЕ: чтобы правильно выделить приставку в слове, нужно сначала найти корень слова!
ЗАДАНИЕ 4 (ГИА)
Приставки:
Приставки ПР И - и ПР Е -
Приставки на З – С
Неизменяемые приставки
Перед гласными и звонкими согласными: раз-, из-, воз-, без-, чрез-, низ-, вз- Приставка ПР И , если в значении «сближения», «около», «чуть-чуть» (неполнота действия), «приближения» Приставка ПР Е , если в значении: пере-, очень (высокая степень качества)
За-, с-(со-), о-, от-(ото-),
об-(обо-), в-(во-), вы-,
Перед глухими согласными: рас-, ис-, вос-, бес-, чрес-, нис-, вс- пере-, по-, про-, на-,
над-(надо-),
пред-(предо-),
со-, под-(подо-),
у-, до-
Иноязычные приставки
Инфра-, ультра-, экстра-,
интер-, контр-, пост-, анти-,
архи- и др.
Правописание зависит от глухости – звонкости следующего за приставкой звука
Правописание зависит от лексического значения приставки
Правописание неизменно
Нужно запомнить: Правописание приставки пра- (в значении очень старый): прабабушка, прадедушка, прародина. РАС-, но РОС-: рассказ, но россказни . В иноязычных приставках ДЕЗ- (ДЕС-), ДИЗ- (ДИС-), ЭКЗ- (ЭКС-) буква З пишется только перед гласными: дезорганизация, дисгармония, экскурс . В словах здесь, здоровье, здравствуйте, здание нет приставок. Пр и бор, пр и чудливый, пр и сяга, пр и тязание, пр и ключение . Пр е небрежение, пр е льстить, знаки пр е пинания, пр е следование, пр е пятствие, камень пр е ткновения, пр е вратность, пр е тендент.
Гласные И , Ы после приставок Ы
И
пишется после приставки на согласный : имя- безымянный, инициатива – безынициативный .
пишется в начале бесприставочного слова или после приставки, оканчивающейся на гласный :
Исключение: взимать .
играть – поиграть, доиграть.
После приставок СВЕРХ-, МЕЖ-, ДЕЗ-, КОНТР- пишется И :
сверхинтересный, дезинформация, межинститутский, контригра .
Выполним задания ЕГЭ
Задание 9:
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. В..думав не..гибаемый Пр..следуя, пр..града Нед..варил, пр..бабушка Пред..стория, контр..гра (камень) пр..ткновения, пр..смотревшись
В з думав не с гибаемый Пр е следуя, пр е града Нед о варил, пр а бабушка Пред ы стория, контр и гра (камень) пр е ткновения, пр и смотревшись Ответ: пр е следуя, пр е града
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. Р..спорядиться, с..гласие Чере..чур, бе..кровно Пр..образовать, пр..ходящая (няня) Без..нициативный, по..скать Поз..вчера, нед..варила
р а спорядиться, с о гласие
чере с чур, бе с кровно
пр е образовать, пр и ходящая (няня)
Без ы нициативный, по и скать
Поз а вчера, нед о варила
Ответ: чере с чур, бе с кровно
В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. пр_увеличивать, пр_школьный, пр_подавать и_черпать, ра_пределить, бе_цельный пре_писание, по_клеить, о_давать дез_нфекция, под_тожить, небез_звестный
пр е увеличивать, пр и школьный, пр е подавать и с черпать, ра с пределить, бе с цельный пре д писание, по д клеить, о т давать дез и нфекция, под ы тожить, небез ы звестный
Ответ : и с черпать, ра с пределить, бе с цельный
Выполним задания ГИА
Задание 4: Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «расположение вблизи»: Однажды весенним днём пассажирский поезд с грохотом и лязгом нёсся по пригороду Токио. Наш вагон был относительно пуст. В нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди…
Ответ: ___________________
Задание 4: Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного: - Шашки вон! – командовал старик, тряс пальцами свой дубовый костыль. Потом садился, долго сидел бесшумный, что-то перебирая сизыми губами…
Ответ: ___________________
Задание 4:
Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»:
Можно, я им покажу, где пятый «А»? Покажите, - сказал учитель и слегка приподнял брови. Ответ: ___________________
Молодцы! Спасибо за работу.