Данные методические рекомендации позволяют облегчить практическую работу на уроках русского языка по «Культуре речи». Дискуссия займет свое место при подготовке к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему: «Что такое нравственность?», «Какого человека можно назвать красивым?» и т.п. Уроки дискуссии направлены на формирование коммуникативных УУД учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дискуссия как форма педагогического общения »
Дискуссия как форма педагогического общения
(Методические рекомендации к подготовке и проведению дискуссии)
Выполнил:
учитель русского языка и
литературы
МКОУ «Основная
общеобразовательная
школа №14»
Макеева Ирина Викторовна
Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает своё мнение.
« В спорах нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имён: важна одна лишь истина, перед которой равны все»
(Р. Роллан)
Цели проведения дискуссии :
1. Выявление разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что, несомненно, способствует не только углублению знаний, но и формированию мировоззрения школьников.
2. Воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента.
Преимущества дискуссии перед другими формами:
Позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждений.
Задачи первого этапа:
1. Выбрать тему. Она может быть предложена, но не навязана учителем, подсказана жизненной ситуацией или определена на основе предварительного опроса (анкетирования) учащихся. Для обсуждения следует выбирать вопрос. Который был бы интересен учащимся, затрагивал и волновал их.
2. Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться.
3. Создать инициативную группу по подготовке дискуссии.
4. Подготовить объявление о дискуссии (тема, вопросы, литература, время и место проведения), оформить помещение (афоризмы, правила ведения спора и т.д.) При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья лучше расставить таким образом, чтобы участники спора по возможности видели друг друга.
Второй этап – это проведение дискуссии
Успех дискуссии во многом зависит от учителя, от осмысления им роли и функции ведущего.
Советы:
1. Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать её выбор, ясно сформулировать цель.
2. В первые же минуты расположить к себе частников дискуссии, настроить их на полемический лад, создать обстановку, при которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказать своё мнение, но и стремился его отстаивать.
3. Не препятствовать желающими выступать, но и не принуждать к выступлению.
4. Стимулировать активность участников дискуссии.
5. Умело сопоставлять различные точки зрения, направлять дискуссию в русло намеченной цели.
6. Не торопиться исправлять заблуждающихся, предоставлять такую возможность слушателям.
7. Когда это целесообразно, вопрос, адресованный ведущему, тут же переадресовывать слушателям.
8. Не спешить навязывать готовое решение.
9. Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логического развития спора.
Приёмы, располагающие к дискуссии:
парадокс – неожиданное своеобразное мнение, резко расходящееся с общепринятым, даже противоречащее на первый взгляд здравому смыслу. В нём неизменно присутствует вызов;
неожиданный вопрос;
реплика – краткое возражение, замечание с места. Она тоже настраивает на дискуссию, свидетельствует об активности слушателя, его желании уяснить вопрос, проверить свою точку зрения.
Третий этап – подведение итогов дискуссии
Выработка общего убеждения, позиции, которую каждый