Цель урока: обобщить и систематизировать материал, изученный по морфологии и синтаксису в 5-7 классах, закрепить учебно-языковые умения и навыки, совершенствовать правописные умения и навыки.
Межпредметные связи: русская и зарубежная литература.
Основное содержание урока.
1. Проверка домашнего задания. Сочинение « Летние каникулы».
2. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам.
3. Работа по таблице «Части речи».
Вопросы для беседы: Что такое часть речи? Перечислите все части речи.
4. Работа с текстом « Счастье с честью» (с.12).
а) чтение текста
б) словарная работа
в) выполнение заданий к тексту (с.13)
5. Синтаксический разбор.
Том по-прежнему белил забор, не обращая на Бена никакого внимания.
Том явился к тете Поли, сидевшей у открытого окна в очень уютной комнате.
В комнату впорхнула его сестрица Мэри, вся сияя от радости, что возвращается домой после бесконечной недели, проведенной в деревне.
На примере данных предложений можно актуализировать основные сведения по синтаксису с помощью вопросов: Что изучает синтаксис как раздел науки о языке? Для чего служат в языке словосочетания и предложения и чем они отличаются друг от друга? Что общего имеют и чем различаются простые и сложные предложения? В чем особенность причастных и деепричастных оборотов? ( Работа по схемам).
6. Обобщение. Что изучает морфология и синтаксис? Какие темы являются сложными для вас? (Выявляем пробелы в знаниях, над которыми следует поработать в дальнейшем.)