«Активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе развития речи на уроках русского языка и литературы»
«Активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе развития речи на уроках русского языка и литературы»
Принципы, ориентированные на достижение положительного результата в этом направлении:
• Становление индивидуального личностного образа, развитие творческого потенциала, самобытности личности ребенка;
• Социализация, то есть вхождение ребенка в социум, в жизнь общества, освоение в этой связи различных способов жизнедеятельности, формирование собственных жизненных принципов, осуществление жизненного самоопределения;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе развития речи на уроках русского языка и литературы» »
Коллега, подвижник, мессия, мой друг,
Скиталец по трудным дорогам наук,
Прими мою речь и горячий привет,
Надеюсь оставить в душе твоей след!
1983г. – окончание Кустанайского педагогического института по специальности «учитель русского языка и литературы»
1983-1988г. – учитель русского языка и литературы в Мюктыкольской средней школе Житикаринского района Кустанайской области.
1988 -1993 г.- методическая работа в детском саду № 32 г.Экибастуза.
С1993г. по настоящее время- учитель русского языка и литературы СОШ № 17
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек и что говорит, мы сразу можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, его умственного развития, степень его психологической уравновешенности.
Д.С. Лихачев
.В.А.Сухомлинский говорил: «Ученик - человек величайшего труда. Облегчайте ему подвиг познания!»
целью своего аналитического отчета считаю самоанализ и самооценку профессиональной деятельности за межаттестационный период, определение круга проблем для дальнейшей работы.
Тема моей работы по самообразованию:
« Активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе развития речи на уроках русского языка и литературы».
Принципы, ориентированные на достижение положительного результата в этом направлении:
• Становление индивидуального личностного образа, развитие творческого потенциала, самобытности личности ребенка;
• Социализация, то есть вхождение ребенка в социум, в жизнь общества, освоение в этой связи различных способов жизнедеятельности, формирование собственных жизненных принципов, осуществление жизненного самоопределения;
• Культурная идентификация , то есть обретение ребенком чувства принадлежности к определенной культуре, усвоение ее ценностей, укоренение в культуре и приобретение черт человека культуры;
•Духовно – нравственное саморазвитие личности, то есть овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение.
Хорош не тот учитель, который учит, а тот,
у которого дети учатся.
С желанием!
Развитие
связной речи учащихся через активизацию их мыслительной деятельности .
Из 12-ти учащихся с желанием читают только двое;
По принуждению – еще 5;
Остальные 58% не читают вообще.
цель: Активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе развития речи на уроках русского языка и литературы
Тест : «Визуалист», «кинестет», «аудиалист».
Цель:определить доминирующий анализатор в деятельности ребенка.
Главное: учет принципов дифференциации и индивидуализации.
- проблемное обучение;
- коммуникативные технологии;
- игровые технологии.
Пробуждение творческого «Я» ученика, активизация его познавательных процессов, развитие речи, дарение ему радости творчества.
Игра как метод обучения, как передача опыта старших поколений младшим способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений.
А.Н.Леонтьев.
- путешествие («Путешествие в страну Красноречие»);
-урок «Звездный час»;
-урок-калейдоскоп;
-урок-турнир;
-урок-викторина;
-урок-диспут и т.д.
- дидактические: расширение кругозора, активизация познавательной деятельности;
- воспитывающие: воспитание, самостоятельности, формирование нравственных установок;
- развивающие: развитие памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей; развитие мотивации учебной деятельности.
• формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
• обогащение словарного запаса;
• овладение нормами литературного языка;
• знание лингвистических и литературоведческих терминов;
• наконец, формирование общеучебных умений и навыков.
Мышление- это обобщенное и опосредованное отражение действительности.
старшие классы: формирование самого сложного вида мышления – абстрактно-логического (понятийного).
Приучить думать, искать, доказывать, рассуждать, владеть умением предвидеть последствия своих действий, облекая все это в слово.
-практиковать нестандартные формы урока, способствующие активизации мыслительной деятельности учащихся (семинар, диспут, защита проектов, уроки-исследования, уроки-конкурсы, концерты, игры и др.);
- работать над формированием устного монологического высказывания на заданную лингвистическую (русский язык)
и литературную темы;
-постоянная работа со всевозможными
словарями;
-комплексный анализ текста;
- дополнительные элективные курсы.
Учимся мы рифмовать,
Чтоб затем стихи слагать.
Ах, какое наслажденье,
Коль ты полон вдохновенья!
… Мы все патриоты страны нерушимой,
Республики, смело глядящей вперед.
Нам все по плечу, потому что едины
Такой Президент и великий народ!
… Сия профессия не может кануть в Лету.
Ей нет начала и конца.
И наши дети примут эстафету
Когда-нибудь у школьного крыльца.
« Подлинно человеческую радость можно пережить тогда, когда видишь, что
ты доставил радость другому человеку».
Учитель должен быть добрым, отзывчивым и доброжелательным к детям и коллегам.
Учитель должен владеть тоном и тактом в общении с детьми и коллегами.
Учитель должен делиться своим опытом с коллегами и не стесняться учиться у них.
• создать условия для исследовательской работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности (мини- проекты; исследования в более глубоком смысле слова);
• продолжить работу по раскрытию творческих способностей в процессе работы творческой лаборатории «Проба пера»;
• организовать тесное сотрудничество со средствами массовой информации (публикация творческих работ учеников ; разработка тем нравственного и социального направления (мини- проекты) и публикация их в печати, на школьном сайте);
• продолжить изучение педагогических технологий, способствующих активизации учащихся в процессе развития речи (модульное обучение, информационные технологии, методика критического мышления);
• способствовать развитию личности ребенка через участие в конкурсах, семинарах, олимпиадах, в том числе и дистанционных.
«Чтобы быть хорошим учителем, надо прежде всего любить тех, кому преподаёшь.
У детских врачей есть правило: перед встречей с ребёнком – согрей руки.
Так и учителю всегда надо помнить не только о тепле своих рук, но и о тепле своей души…»
В.О.Ключевский
Пусть каждый, прожив со всеми вместе в коллективе, чувствует себя человеком, без которого чего-то в школе не получилось бы.