kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

32 или 33. История буквы "Ё"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа может быть использована при изучении темы  по русскому языку "Фонетика", "Графика"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«32 или 33. История буквы "Ё"»

32 ИЛИ 33 ? История буквы «Ё» Выполнила: Москальченко Марианна  5 «Д» класс МОБУ СОШ № 36;  Руководитель: Качан Т.С.,  учитель русского языка,  литературы

32 ИЛИ 33 ?

История буквы «Ё»

Выполнила: Москальченко Марианна

5 «Д» класс МОБУ СОШ № 36;

Руководитель: Качан Т.С.,

учитель русского языка,

литературы

Ход исследования Объект исследования – буква «ё» как графическая единица русского языка. Предмет исследования  – факторы, влияющие на употребление буквы «ё». Цель работы – выяснение и оценка причин и последствий отказа носителями языка от употребления буквы «ё». Задачи : 1. Изучить историю буквы «ё». 2. Выяснить правила употребления буквы «ё» в современном русском языке, основываясь на нормативных документах. 3. Выяснить отношение носителей языка к букве «ё». 4. Провести наблюдение над использованием буквы «ё» в личных документах. 5. Сделать выводы о правомерности или несправедливости отказа от буквы «ё». 6. Найти возможные способы сохранения буквы «ё» в русском языке.

Ход исследования

Объект исследования буква «ё» как графическая единица русского языка.

Предмет исследования – факторы, влияющие на употребление буквы «ё».

Цель работы – выяснение и оценка причин и последствий отказа носителями языка от употребления буквы «ё».

Задачи :

1. Изучить историю буквы «ё».

2. Выяснить правила употребления буквы «ё» в современном русском языке, основываясь на нормативных документах.

3. Выяснить отношение носителей языка к букве «ё».

4. Провести наблюдение над использованием буквы «ё» в личных документах.

5. Сделать выводы о правомерности или несправедливости отказа от буквы «ё».

6. Найти возможные способы сохранения буквы «ё» в русском языке.

Актуальность выбранной темы:

Актуальность выбранной темы:

  • Ё – 7-ая буква в русском алфавите. Несмотря на то, что этот звук существует и буква занимает свое законное место в алфавите, в письме эта буква является необязательной.
  • «Необязательное», «факультативное» использование в письме этой буквы создает трудности в чтении и понимании некоторых слов и выражений . Трудности возникают также в некоторых случаях с документами, удостоверяющими личность .
  • Таким образом, тема представляется весьма актуальной, так как несет принципиальное значение для дальнейшего развития русского языка, ведь русский язык для многих людей стал неотъемлемой частью производства и быта.
29 ноября – День рождения буквы Ё. Почему буква Ё отсутствовала в кириллице изначально?  Наши предки когда-то произносили, например, слово  пёс  не так, как мы говорим сейчас, они произносили [пэс], слово  мёд  не [мёд], а [мэд]. Буква  Ё  поэтому была им просто не нужна!  А потом в фонетике древнерусского языка произошло очень важное изменение, которое лингвисты называют «переход  Е  в О».

29 ноября – День рождения буквы Ё.

Почему буква Ё отсутствовала в кириллице изначально?

  • Наши предки когда-то произносили, например, слово  пёс  не так, как мы говорим сейчас, они произносили [пэс], слово  мёд  не [мёд], а [мэд].
  • Буква  Ё  поэтому была им просто не нужна!

  • А потом в фонетике древнерусского языка произошло очень важное изменение, которое лингвисты называют «переход  Е  в О».

29 ноября – День рождения буквы Ё.

29 ноября – День рождения буквы Ё.

  • 29 ноября 1783 года состоялось одно из первых заседаний Академии Российской словесности с участием её директора –   княгини Екатерины Дашковой , а также писателей Фонвизина и Державина .
  • Екатерина Романовна предложила заменить обозначение звука «io» в азбуке одной новой буквой «Ё" с двумя точками сверху.  
  • Доводы Дашковой показались академикам убедительными, и вскоре её предложение было утверждено общим собранием Академии.
Большевики придя к власти, внесли изменения в алфавит Убрали

Большевики придя к власти, внесли изменения в алфавит

  • Убрали "ять" и «фиту» и «ижицу», но букву Ё не тронули.
  • Декрет за подписью А. В. Луначарского, содержал: «Признать желательным, но необязательным употребление буквы „ё“».

  • Именно при советской власти точки над ё в целях упрощения набора пропали в большинстве слов. Хотя формально Ё никто не запрещал .
Ситуация изменилась     в 1942 году.

Ситуация изменилась в 1942 году.

  • Сталину на стол попали германские карты, в которых немецкие картографы вписывали названия наших населённых пунктов с точностью до точек.
  • В результате, 24 декабря 1942 года вышел указ, предписывающий обязательное использование буквы Ёё везде, от школьных учебников до газеты "Правда".
  • Но продержаться на письме и в печати букве Ё удалось недолго. Орфографическими правилами 1956 г. она вновь была переведена в разряд «необязательных», «факультативных».
Нормы употребления «ё»  в современном русском языке

Нормы употребления «ё» в современном русском языке

  • Современное правописание регламентируется прежде всего Правилами русской орфографии и пунктуации 1956 года. Согласно §10 данных правил, буква «ё» пишется в следующих случаях:
  • 1.Когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, например: узнаём в отличие от узна́ем; всё в отличие от все; вёдро в отличие от ведрó; совершённый (причастие) в отличие от совершенный  (прилагательное).
  • 2.Когда надо указать произношение малоизвестного слова, например: река Олёкма.
  • 3.В специальных текстах: букварях, школьных учебниках русского языка, учебниках орфоэпии и т.п., а также в словарях для указания места ударения и правильного произношения.
  • 4. Для предупреждения неправильного опознания слова, напр.: всё, нёбо, лётом, совершённый (в отличие соответственно от слов все, небо, летом, совершенный), в том числе для указания на место ударения в слове, напр.: вёдро, узнаём (в отличие от ведро́, узна́ем).
  • 5. Для указания правильного произношения слова — либо редкого, недостаточно хорошо известного, либо имеющего распространённое неправильное произношение, напр.: гёзы, сёрфинг, флёр, твёрже, щёлочка, в том числе для указания правильного ударения, напр.: побасёнка, приведённый, унесённый, осуждённый, новорождённый, филёр.
  • 6. В собственных именах — фамилиях, географических названиях, напр.: Конёнков, Неёлова, Катрин Денёв, Шрёдингер, Дежнёв, Кошелёв, Чебышёв, Вёшенская, Олёкма.
Это интересно!!!!!

Это интересно!!!!!

  • В русском языке около 12500 слов с Ё . Из них около 150 на Ё начинаются и около 300 на Ё заканчиваются.
  • В русском языке насчитывается 12 мужских и 5 женских имён, в полных формах которых присутствует Ё. Это Аксён, Артём, Нефёд, Пармён, Пётр , Рёрик, Савёл, Селивёрст , Семён, Фёдор , Ярём; Алёна.
Последствия необязательного употребления буквы Ё

Последствия необязательного употребления буквы Ё

  • Кёнигсберг часто произносится как Кенигсберг. Эта ошибка отражена и в фильме «Семнадцать мгновений весны».
  • Пхеньян должен читаться как Пхёнъян
  • Было искажено произношение многих русских и иностранных фамилий.
  • Монтескь ё , Р ё нтген, Фр ё йд, Ч ё рчилль, Г ё ббельс, Г ё ринг, Паст ё р, Ф ё т, Р ё рих, Солдат ё нков, Найд ё нов и Ал ё хин.
Последствия необязательного употребление буквы «Ё» в личных документах Небрежно заполненные свидетельства о рождении

Последствия необязательного употребление буквы «Ё» в личных документах

Небрежно заполненные свидетельства о рождении

Эксперимент.   гравёр, углублённый, новорождённый, чёботы, желудёвый, клёцки.  При чтении выяснилось, что 100% учащихся допустили ошибки при чтении.

Эксперимент.

гравёр, углублённый, новорождённый, чёботы, желудёвый, клёцки.

При чтении выяснилось, что 100% учащихся допустили ошибки при чтении.

Анкетирование:

Анкетирование:

Аргументы «за» и «против» употребления буквы «Ё»  Аргументы «за» и «против» употребления буквы «Ё»
  • Аргументы «за» и «против» употребления буквы «Ё»
  • Аргументы «за» и «против» употребления буквы «Ё»

ЗА

ПРОТИВ

[Йо] – это йотированный гласный, а для обозначения звука обязательно должна быть буква. Не логично иметь в виду одну букву, а писать другую.

При чтении мозг воспринимает не одну букву, а слово или даже предложение целиком, и он понимает какое слово выбрать, как его прочитать.

Отказ от буквы «ё» - нарушение Закона о русском языке.

В письменной речи написание буквы «ё» требует отрыва руки от листа для написания точек, что снижает скорость письма и затрудняет его.

Из-за того, что мы не ставим точки над «ё», можно неправильно понять смысл написанного слова, например: все или всё, осел или осёл.

Если в фамилии есть буква «ё», а в паспорте буква е, то сложно доказать родство, взять кредит и т. Д.. Например Батенева = Батенёва.

Русский язык идёт к упрощению, а возрождение буквы ё в русский язык противоречит этому процессу.

Исторически эта буква является заимствованным элементом, искусственно привнесённым в русский язык.

Можно ошибиться в произношении. Например: свёкла – свекла.

В XIX веке печать буквы «ё» делала типографскую продукцию более дорогой.

Отсутствие в текстах буквы «ё» затрудняет изучение русского языка детьми и иностранцами.

 

Буква ё украшает письменный русский язык, в котором так мало выносных элементов. (мнение специалиста по типографике В. Кричевского).

 

Вывод:

Вывод:

Информационные ресурсы: Греков В.Ф., Крючков С. Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. М., 2000. Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Буква Ё не для печати // Российская газета. №9. 1998.

Информационные ресурсы:

  • Греков В.Ф., Крючков С. Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. М., 2000.

Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Буква Ё не для печати // Российская газета. №9. 1998.

  • Пчелов Е.В., Чумаков В. Т. Два века русской буквы Ё. История и словарь. - М.: Народное образование, 2000.
  • Чумаков В.Т. Как буква Ё с фашистами воевала // Чудеса и приключения. 2000. №1. С. 60-61.
  • Интернет-источники:
  • http://yomaker.ru/ - сайт “Буква Ё и её проблемы”
  • http://yomaker.ru/ - статья в Википедии, посвящённая слову “ёфикатор”.
  • http://www.rusyaz.ru/pr/og04
  • http://www.poesis.ru
  • http://festival.1september.ru/
  •  


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
32 или 33. История буквы "Ё"

Автор: Качан Татьяна Станиславовна

Дата: 21.04.2019

Номер свидетельства: 507917

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока Заглавная буква в именах собственных "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-zaghlavnaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "175169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424246089"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Проект по теме "Буква Ё в русском языке" "
    ["seo_title"] => string(44) "proiekt-po-tiemie-bukva-io-v-russkom-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "228302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441216276"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Проект моя любимая буква "
    ["seo_title"] => string(30) "proiekt-moia-liubimaia-bukva-1"
    ["file_id"] => string(6) "121239"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413907922"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(14) "Буквица"
    ["seo_title"] => string(8) "bukvitsa"
    ["file_id"] => string(6) "417848"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1495513874"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Развитие творческих способностей в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(58) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "218611"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433850373"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства