программа В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.
№ п/п | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся |
1 четверть |
Повторение (10 часов) |
-
| 1.09-05.09 | | Наша речь и наш язык. ИКТ | Анализировать высказывания о русском языке, высказываться о значении «волшебных слов» в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст (совместно со сверстниками) по рисунку с включением в него диалога. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Самостоятельно подготовиться к изложению. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написания. Определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, соотносить его с текстом. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Соблюдать нормы построения текста. Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложения и знака тире в диалогической речи. Писать текст под диктовку и оценивать правильность его написания. Находить обращение в предложении. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме. Различать главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения. Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложения. Моделировать предложения. Работать с памяткой «Разбор предложения по членам». Разбирать предложение по членам. Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Выделять в предложении словосочетания. |
-
| | | Язык и речь, Формы вежливости. ИКТ |
-
| | | Текст и его план. ИКТ |
-
| | | Р/р Обучающее изложение. |
-
| 08.09-12.09 | | Анализ изложения. Типы текстов |
-
| | | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. ИКТ |
-
| | | Входной контрольный диктант |
-
| | | Работа над ошибками. Диалог. Обращение. ИКТ |
-
| 15.09-19.09 | | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. ИКТ. |
-
| | | Словосочетание. |
Предложение (6ч) |
-
| | | Однородные члены предложения. | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены предложения. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов. Обосновать постановку запятых в предложениях с однородными членами. Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. Сравнивать простые и сложные предложения. Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Выделять в сложном предложении его основ. Составлять сложные предложения. Оценивать результаты выполнения задания проверочной работы. Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. |
-
| | | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. ИКТ |
-
| 22.09-26.09 | | Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» |
-
| | | Различение сложного предложения и простого с однородными членами. |
-
| | | Союзы в сложном предложении. Знаки препинания в сложных предложениях. Проверочный диктант. |
-
| | | Контрольный диктант по теме «Предложение» |
Слово в языке и речи (17ч ) |
-
| 29.09-03-10 | | Слово и его лексическое значение. | Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять значение слова, пользуясь толковым словарём. Составлять собственные толковые словарики. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значениях. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложение, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Работать с памяткой «Разбор слов по составу». Объяснять алгоритм разбора слов по составу, использовать его. Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками. Моделировать слова |
-
| | | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. |
-
| | | Синонимы, антонимы, омонимы. |
-
| | | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. |
-
| 06.10-10.10 | | Состав слова. Значимые части слова |
-
| | | Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове |
-
| | | Правописание гласных и согласных в корнях слов. ИКТ, |
-
| | | Правописание приставок и суффиксов. ИКТ | Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограмм. Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов. Работать с орфографическим словарём, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Контролировать правильность написания текста, находить и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Понимать и сохранять в памяти учебную задачу. Различать части речи на основе изученных признаков. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Определять изученные признаки частей речи. |
-
| 13.10-17-10 | | Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. |
-
| | | Обучающее изложение |
-
| | | Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. ИКТ |
-
| | | Склонение имен существительных и имен прилагательных. ИКТ |
-
| 20.10-24.10 | | Глагол, имя числительное. ИКТ |
-
| | | Наречие как часть речи. Правописание наречий ИКТ |
-
| | | Р/р: Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» |
-
| | | Работа над ошибками. |
-
| 27.10-31.10 | | Контрольный диктант по теме «Части речи» |
Имя существительное (30 часов) |
-
| | | Работа над ошибками. Распознавание падежей имен существительных. ИКТ | Различать имена существительные, определять признаки имени существительного. Изменять существительные по падежам. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различать падежные и смысловые вопросы. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различать имена существительные в начальной и косвенной формах. Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных. |
-
| | | Упражнение в распознавании И.п., Р.п., В.п.падежей неодушевленных имен сущ-х. |
-
| | | Упражнение в распознавании Д.п., Т.п., П.п.падежей неодушевленных имен сущ-х. |
-
| 10.11-14.11 | | Повторение сведений о падежах. Несклоняемые имена сущ-е. ИКТ |
-
| | | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных. | Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные окончания существительных 1-го склонения Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 2-го склонения. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные окончания существительных 2-го склонения Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 3-го склонения. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные окончания существительных 3-го склонения Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям. Оценивать результат выполнения проверочной работы Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ его проверки. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (врачом – задачей, кольцом – зайцем) Подробно излагать содержание повествовательного текста Контролировать правильность написания текста, находить и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа. Контролировать правильность написания в тексте имён существительных с безударным окончанием, находить и исправлять ошибки. Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе. |
-
| | | Р/р: Сочинение по репродукции А.А. Пластова «Первый снег» |
-
| | | Анализ сочинения. 2-е склонение имён существительных. |
-
| 17.11-21.11 | | Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. |
-
| | | 3-е склонение имён существительных. |
-
| | | Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. |
-
| | | Обучающее изложение |
-
| 24.11-28.11 | | Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. |
-
| | | Именительный и винительный падежи. |
-
| | | Родительный падеж. Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже. |
-
| | | Дательный падеж. |
-
| 01.12-05.12 | | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в дательном и родительном падежах. |
-
| | | Творительный падеж. |
-
| | | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в предложном падеже |
-
| | | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. |
-
| | | Р/р: Сочинение –отзыв по репродукции картины В.А.Тропинина»Кружевница» |
-
| 08.12-12.12 | | Работа над ошибками |
-
| | | Контрольный диктант по теме « Правописание безударных падежных окончаний имен сущ-х в ед. числе». |
-
| | | Работа над ошибками. Склонение имен сущ-х во множественном числе. ИКТ |
-
| | | Склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных множественного числа в именительном падеже. ИКТ | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа. Контролировать правильность написания в тексте имён существительных с безударным окончанием, находить и исправлять ошибки. Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе. Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Контролировать правильность написания текста, находить и исправлять ошибки Оценивать результат выполнения работы Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи», определять последовательность разбора по алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного. Контролировать правильность написания текста, находить и исправлять ошибки |
-
| 15.12-19.12 | | Падежные окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже ИКТ |
-
| | | Дательный , творительный и предложный падежи одушевленных имен существительных множественного числа ИКТ |
-
| | | Р/р: Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. |
-
| | | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний сущ-х в ед. и мн. числах ИКТ |
-
| 22.12-26.12 | | Контрольный диктант за первое полугодие. |
-
| | | Анализ контрольного диктанта. Наши проекты. | |
Имя прилагательное (25 часов) |
-
| | | Имя прилагательное как часть речи. ИКТ | Находить имена прилагательные среди других слов в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов. Определять род имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе) Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с именем существительным при образовании словосочетания «существительное + прилагательное». Правильно писать родовые окончания имён прилагательных. Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин) Работать с памяткой «Как определить падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице. Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного в единственном числе. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного в единственном числе и выбирать наиболее рациональный способ. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе, проверять правильность написания. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе, проверять правильность написания. Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных женского рода в единственном числе, проверять правильность написания. Записывать текст по памяти Находить информацию о достопримечательностях своего города, обобщать её и составлять сообщение. Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных во множественном числе, проверять правильность написания. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки. Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного» Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного. |
-
| | | Род и число имён прилагательных. ИКТ |
-
| 12.01-16.01 | | Р/р : Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» |
-
| | | Изменение имен прилагательных в единственном числе по падежам ИКТ |
-
| | | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. ИКТ |
-
| | | Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. ИКТ |
-
| 19.01-23.01 | | Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. |
-
| | | Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. ИКТ |
-
| | | Именительный, винительный падежи. |
-
| | | Склонение имен прилагательных. Родительный и винительный падежи ИКТ |
-
| 26.01-30.01 | | Творительный и предложный падежи |
-
| | | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода ИКТ |
-
| | | Р/р : Сочинение-рассуждение по репродукции картины В.А. Серова «Мика Морозов» |
-
| | | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. ИКТ |
-
| 02.02-06.02 | | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи. ИКТ |
-
| | | Упражнение в правописании безударных окончаний имён прилагательных. ИКТ |
-
| | | Склонение имен прилагательных женского рода ИКТ |
-
| | | Склонение имён прилагательных во множественном числе. ИКТ |
-
| 09.02-13.02 | | Р/р: Сочинение по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости» |
-
| | | Работа над ошибками Склонение имён прилагательных множественного числа. Именительный и винительный падежи. |
-
| | | Склонение имён прилагательных множественного числа. Родительный и предложный падежи. |
-
| | | Склонение имён прилагательных множественного числа. Дательный и творительный падежи. |
-
| 16.02-20.02 | | Обобщение по разделу «Имя прилагательное». Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» ИКТ |
-
| | | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». |
-
| | | Анализ контрольного диктанта. Повторение | |
Местоимение (7 часов) |
-
| | | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. ИКТ | Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений. Определять лицо, число и род у личных местоимений 3-го лица Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам Различать начальную и косвенную формы личных местоимений Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их формы. Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей. Раздельно писать предлоги с местоимениями. Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. Составлять небольшие тексты-диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений. |
-
| 23.02-27.02 | | Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа. |
-
| | | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. |
-
| | | Склонение местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений с предлогами. |
-
| | | Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. Морфологический разбор личных местоимений. |
-
| 02.03-06.03 | | Упражнение в правописании местоимений. |
-
| | | Проверочная работа. |
Глагол (27 часов) |
-
| | | Работа над ошибками. Глагол как часть речи (повторение). Грамматические признаки глагола. ИКТ | Различать глаголы среди других слов и в тексте Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Трансформировать текст, изменяя время глагола. Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь) Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?. Образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов. Контролировать правильность написания текста, находить и исправлять ошибки. Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых структур Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Познакомиться с глаголами, которые не употребляются в 1-ом лице единственного числа. Определять роль мягкого знака в окончании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущего времени (-ешь, -ишь). Использовать правило написания глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжения. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы « I и II спряжение глаголов» Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола. Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль и части текста; составлять план, выписывать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова. Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы. |
-
| | | Изменение глаголов по времени. ИКТ |
-
| 09.03-13.03 | | Неопределенная форма глагола. ИКТ |
-
| | | Изменение глаголов по временам. ИКТ |
-
| | | Р/р :Изложение повествовательного текста по цитатному плану. |
-
| | | Анализ изложения. Спряжение глаголов. ИКТ |
-
| 16.03-20.03 | | Спряжение глаголов |
-
| | | 2-лицо глаголов настоящего и будущего времени в ед. ч. |
-
| | | Р\р : Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода» |
-
| | | Работа над ошибками. |
-
| 30.03-03.04 | | Спряжение глаголов (общее понятие). |
-
| | | I и II спряжение глаголов |
-
| | | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. ИКТ |
-
| | | Контрольное списывание (с. 99 упр. № 205). |
-
| 06.04-10.04 | | Работа над ошибками . Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. ИКТ |
-
| | | Возвратные глаголы |
-
| | | Правописание возвратных глаголов |
-
| | | Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени |
-
| 13.04-17.04 | | Правописание глаголов в прошедшем времени |
-
| | | Р/р: Сочинение по сюжетным картинкам (упр.228) |
-
| | | Правописание глаголов в настоящем и будущем времени. Морфологический разбор глагола. ИКТ. |
-
| | | Правописание глаголов в прошедшем времени. ИКТ |
-
| 20.04-24.04 | | Обобщение по теме «Глагол» |
-
| | | Правописание глаголов с орфограммами в корне и окончании |
-
| | | Правописание глаголов с орфограммами в корне и окончании. Проверочная работа |
-
| 27.04-01.05 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием |
-
| | | Работа над ошибками. Подробное изложение повествовательного текста (упр. 253) |
Повторение (14 часов) |
-
| | | Язык и речь. ИКТ | |
-
| | | Предложение и словосочетание. ИКТ |
-
| 04.05-08.05 | | Предложение и словосочетание. |
-
| | | Лексическое значение слова. Состав слова. ИКТ |
-
| | | Части речи. Признаки частей речи. ИКТ |
-
| | | Контрольный диктант за 4 класс |
-
| 11.05-15.05 | | Работа над ошибками . Имя существительное. ИКТ. |
-
| | | Имя прилагательное . ИКТ. |
-
| | | Местоимение. Глагол. Наречие.ИКТ |
-
| | | Служебные части речи. ИКТ |
-
| 18.05-22.05 | | Звуки и буквы. |
-
| | | Фонетико-графические упражнения |
-
| | | Повторение |
-
| | | Игра «По галактике частей речи» |
неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
дважды записанное одно и то же слово в предложении.
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
(оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта.
1-й класс- 15 - 17 слов.
2-й класс - 1 - 2 четверть - 25 - 35 слов, 3 - 4 четверть - 35 - 52 слова.
3-й класс - 1 - 2 четверг - 45 - 53 слова, 3 - 4 четверть - 53 - 73 слова.
4-й класс - 1 - 2 четверть - 58 - 77 слов, 3 - 4 четверть - 76 - 93 слова.