Преподаватель русского языка в казахских классах:
Мырзакасымова Лаззат Наримановна
Тема: ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА
Пересказ
Цель:
– Вспоминаем известные сведения и учим:
· подробно и кратко пересказывать тексты, сохраняя основную мысль и стилевые особенности исходного текста;
· пользоваться способом исключения и способом обобщения при создании краткого пересказа.
Беседа.
– Мы с вами изучаем разные тексты. Иногда на основе исходного мы создаём свой текст – пересказ.
– В каких случаях нам нужен пересказ? (Иногда мы хотим поделиться своими мыслями, впечатлениями от прочитанного с друзьями, родителями, и мы пересказываем содержание книги.
Если мы, например, находимся в библиотеке, хотим взять и перечитать понравившуюся нам книгу, но забыли её название, то мы, естественно, кратко перескажем библиотекарю содержание этой книги, чтобы она поняла, какую книгу мы хотим взять.
Если на уроках окружающего мира нам надо сделать сообщение по какой-нибудь интересной статье из журнала, то мы, конечно, подробно перескажем её.
Или такой пример: младший брат мешает приготовить уроки, потому что хочет спать. Но засыпать брат привык «под сказку». И нам ничего не остаётся делать, как пересказать её брату.
И на самых разных уроках мы часто пересказываем параграфы из учебника; тексты, с которыми знакомимся на уроках чтения.)
– Следовательно, для нас важно уметь пересказывать исходный текст, это нужно не только в учебе, но и вообще в жизни.
ЗАДАНИЕ 1 ТЕКСТ ЛЕСНОЙ ДОКТОР
1. При пересказе нельзя неточно передать основную мысль и содержание исходного текста. (При пересказе нужно точно передать содержание и основную мысль исходного текста.)
2. Пересказывая исходный текст, не следует воспроизводить его дословно.
3. Надо стремиться к тому, чтобы по возможности сохранить особенности языка автора.
4. Почти без изменений надо пересказывать определения, правила.
5. При кратком пересказе надо не только исключить подробности, но и называть сходные предметы, признаки общим (обобщающим) словом.
Задание 2
– Соедините ключевые предложения, чтобы получился краткий пересказ текста.
– А теперь перескажите текст подробнее. Помогут вам в этом некоторые слова и выражения из текста. Назовите их. («Лесной доктор, », «доктором леревьев», «врелных насекомых из дерева вытащит»,.)
.
ΙV. Итог урока. | Задание 51. Это задание может быть итоговым. – А теперь скажите, какое впечатление произвёл дядя Чарли на Элли. Какие слова из текста вы постараетесь использовать при подробном пересказе, выполняя это задание? («Элли была в восторге.»; «.Элли казалось, что дядя Чарли сам немножко волшебник.») После подробного пересказа по плану, составленному в задании 50, ученики обсуждают, какие слова и словосочетания можно использовать как обобщающие. (Искусный рассказчик, мастер на все руки, разные материалы, инструменты и т.д.) | |
V. Домашнее задание. |
Задание 52.
|