Стилистика русского языка и основы редактирования текста
Стилистика русского языка и основы редактирования текста
Программа факультатива «Стилистика русского языка и основы редактирования текста» предназначена для учащихся 10-х классов и рассчитана на 34 часа. Научной основой содержания и структуры курса послужила теория В.В.Виноградова, связавшая изучение разных вопросов стилистики с тремя основными направлениями: стилистикой ресурсов языка, функциональной стилистикой и стилистикой художественной литературы.
Цели курса:
- расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения стилистических знаний;
Просмотр содержимого документа
«Стилистика русского языка и основы редактирования текста»
Муниципальное образовательное учреждение
Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа
Программа факультативного курса
«Стилистика русского языка и основы редактирования текста»
(10 класс)
2016
Пояснительная записка.
Программа факультатива «Стилистика русского языка и основы редактирования текста» предназначена для учащихся 10-х классов и рассчитана на 34 часа. Научной основой содержания и структуры курса послужила теория В.В.Виноградова, связавшая изучение разных вопросов стилистики с тремя основными направлениями: стилистикой ресурсов языка, функциональной стилистикой и стилистикой художественной литературы.
Цели курса:
- расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения стилистических знаний;
- ознакомление учащихся с основными понятиями стилистики;
- расширение и углубление знаний учащихся о стилистических средствах языка;
- углубление знаний учащихся о функциональных стилях речи;
- предупреждение речевых и грамматических ошибок, отработка умения находить и исправлять речевые и грамматические ошибки.
- вырабатывать умение редактировать текст.
В результате учащиеся должны:
иметь представление
- о стилистике как учебной дисциплине, её структуре, её связи с другими лингвистическими науками;
знать
- содержание понятий «языковая норма», «стилистическая окраска», «стилистические средства», «стиль речи» и т.д.;
- стилистические средства языка (фонетические, лексические, грамматические);
- стилистическую синонимию различных языковых средств;
- особенности функциональных стилей речи;
- природу типичных орфоэпических, речевых и грамматических ошибок, их классификацию;
уметь
- определять стиль речи и анализировать тексты разных стилей;
- находить в тексте стилистические средства разных уровней языка;
- различать стилистическую окраску языковых средств разных уровней языка;
- оценивать целесообразность использования в речи различных языковых средств;
- владеть нормами литературного языка, правильно употреблять языковые средства в зависимости от коммуникативной целесообразности;
- пользоваться справочной литературой с целью получения информации о различных языковых нормах, стилистически окрашенных средствах языка;
- исправлять речевые и грамматические ошибки в предложении и тексте;
- уметь редактировать текст.
Для закрепления теоретических положений в программу включены задания и упражнения, назначение которых – выработать у учащихся навыки стилистического анализа текста, привить им умение оценивать и выбирать синонимические варианты. Иллюстративный материал для программы отобран из произведений художественной литературы, научных, публицистических и деловых текстов. В основном представлены микротексты – отдельные предложения, со структурой которых связаны те или иные правила.
В работе с данным содержанием возможно использовать следующие виды деятельности:
- изучение теоретических сведений;
- работа с лекционным материалом;
- конспектирование материала;
- анализ предложений по темам;
- работа с официально-деловыми бумагами.
Программа факультативного курса “Стилистика русского языка и основы редактирования текста” включает материал, не содержащийся в базовой программе по русскому языку: грамматическая стилистика и лексическая стилистика, а также содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся, о стилистическом использовании форм частей речи, лексической сочетаемости слов, стилистических функциях синонимов, антонимов и др.
Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников. Предусматривается формирование умений и навыков в области культуры чтения, составления деловых бумаг; умений собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал, содействовать повышению речевой культуры учащихся. Данная программа не создает учебных перегрузок для школьников, т.к. домашнее задание отсутствует.
Программа курса содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей – работа с теоретическим материалом, практическим, использование наглядности, художественной литературы, официальных бумаг. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями базовых курсов. В процессе занятий вводятся новые сведения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы. Программа основывается преимущественно на активных методах обучения (исследовательские, проблемные и т.д.). Конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости. Учащиеся должны овладеть нормами литературного языка, наиболее целесообразно использовать средства языка в соответствии с содержанием текста, его жанром и назначением. Материал программы распределен с постепенным усложнением форм и методов учебной работы во времени с учетом его достаточности для качественного изучения материала и получения запланированных результатов.
В программе имеются необходимые разделы: пояснительная записка с обязательным целеполаганием, основное (тематическое) содержание, планируемые результаты обучения, список литературы.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Программа курса
Введение (1 час)
Стилистика как лингвистическая дисциплина. Цели и задачи стилистики. Структура стилистики. Основные понятия стилистики. Связь стилистики с другими филологическими дисциплинами. Роль стилистики в совершенствовании речевой культуры.
Раздел 1. Стилистика языка (22часов)
Стилистика и фонетика.
Орфоэпия. Нормы ударения и произношения. Благозвучие речи. Стилистическое использование звукописи.
Лексическая стилистика.
Значение слова. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность и недостаточность. Стилистическая окраска слов. Стилистическое использование омонимов и многозначных слов. Стилистическое использование синонимов. Стилистическое использование антонимов. Стилистическое использование иноязычных слов. Стилистическое использование слов ограниченной сферы употребления.
Речевые ошибки и их исправление. Стилистическая правка предложений и текста. Выразительные возможности лексики. Тропы.
Фразеология и стилистика.
Стилистическое богатство русской фразеологии. Классификация фразеологизмов.
Речевые ошибки, связанные с использованием фразеологизмов.
Стилистика и словообразование.
Стилистически окрашенные морфемы. Выразительные возможности морфемики и словообразования. Грамматические ошибки, связанные со словообразованием, и их исправление.
Стилистика и морфология.
Морфологические нормы. Особенности употребления существительных. Особенности употребления прилагательных. Особенности употребления числительных. Особенности употребления местоимений. Особенности употребления глаголов, причастий и деепричастий. Особенности употребления наречий. Особенности употребления служебных частей речи. Синонимия форм частей речи.
Выразительные возможности употребления частей речи. Грамматические (морфологические) ошибки и их исправление.
Стилистика и синтаксис.
Стилистика словосочетания. Нормы управления. Нормы согласования. Синонимия словосочетаний.
Грамматические (синтаксические) ошибки и их исправление. Выразительные возможности синтаксиса. Стилистические фигуры.
Раздел 2. Стилистика речи (5 часов)
Функциональная стилистика. Стили речи. Разговорный стиль. Научный и официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Художественный стиль. Сфера использования стилей, основные черты. Разновидности стиля. Жанры. Языковые особенности стилей речи. Стилистический анализ текста.
Раздел 3. Основы редактирования текста(6 часов)
Литературное редактирование как учебная дисциплина.История вопроса. Определение дисциплины, ее целей и задач. Становление литературного редактирования в России. Задачи литературного редактирования текста.
Тексткак предмет работы редактора. Трактовка термина "текст". Основные характеристики текста: целостность, связность, закрепленность, информативность. Виды информации: ключевая, уточняющая, дополнительная, повторная, нулевая.
Методика редакторского анализа и правки текста.Традиционные филологические методики анализа текста и практики редактирования: "лингвистический эксперимент" (Щерба Л.В.), стилистический эксперимент (Пешковский А. М.), конкретизация. Виды редакторского чтения: ознакомительное, углубленное, шлифовочное. Процесс правки текста. Виды правки: правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка, их последовательность и особенности. Компьютер в редактировании. Основные технические требования к правке. Специфика редактирования телевизионных и радиотекстов.
Работа редактора над композицией произведения
Построение литературного произведения. Две трактовки термина "композиция" – литературоведческая и лингвистическая. Анализ структуры литературного произведения. Типичные недостатки композиции журналистского материала. Оценка приемов композиции. Работа редактора над планом. Три вида планов: план будущего произведения; план завершенного автором произведения; план переработки материала. Начальные фразы, концовка, заголовок. Контактные и конструктивные функции заголовка. Жанр как композиционная форма.
Работа редактора с фактической основой текста. Оценка значимости факта для текста. Золотые правила работы с фактами. Конкретизация представления как метод проверки факта. Факт и слово его называющее. Уточнение понятия и высказывания. Сопоставление фактов. Проверка фактов по авторитетным источникам информации. Цифра как вид фактического материала и элемент текста. Требования к ней. Работа редактора со статистикой. Таблицы и выводы как способ оформления статистических данных. Цитаты как вид фактического материала. Приемы их использования. Понятия точности цитирования. Приемы и правила проверки цитат.
Способы изложения и виды текста. Классификация способов изложения и видов текста. Логическая и синтаксическая структуры различных видов текста. Их построение. Повествование и описание. Сообщение. Информационное описание. Рассуждение. Умозаключение. Определение и объяснение.
Тематическое планирование уроков стилистики.
1.Введение. Цели и задачи стилистики. Основные понятия стилистики.
Что общего у публицистического стиля с художественным?
Какие жанры публицистического стиля вы знаете?
Слово учителя.
Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Так же как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон. К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон); а также путевой очерк, портретный очерк, эссе. Сегодня мы подробно остановимся на особенностях жанра построения устного выступления доклада, дискуссии.
2. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
1. Выпишите слова, относящиеся к публицистическому стилю.
3. Укажите в приведенном списке тем лишь те проблемы, которые являются предметом обсуждения в публицистической литературе.
Построение сложноподчиненных предложений; проблемы, связанные с техногенными катастрофами; выборы президента; решение линейных уравнений; соединение химических элементов; работа администрации города; рейтинг исполнителей современной музыки; использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой; литературоведческий анализ текста.
4. Определите, к какому стилю относится предложение. Устно обоснуйте свой ответ.
а) Построение искомого сечения зависит от того, на каких ребрах параллелепипеда лежат точки А, В и С. (Геометрия. 10—11 классы).
б) Сейчас я вас выведу на чистую воду! — Пожалуйста, пожалуйста! Присаживайтесь и выводите. (Из к/ф “Артистка из Грибова”).
в) Сада дремотная мгла липовым цветом цвела. (И. Бунин).
г) Не смог первый заместитель мэра наладить отношения с федеральным ведомством.
Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис.
Оппонент – это тот, кто оспаривает тезис.
Дискуссия (от лат. discussion – рассмотрение, исследование) – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого ее решения.
(1) В конце апреля, в ещё голом, сквозном лесу, на возвышенных прогретых местах сквозь жесткую кожистую подстилку пробивается сон-трава. (2) На нежных, опущенных стеблях, как бы ещё (не)окрепших от перворождения, поникше дремлют крупные сине-фиолетовые цветы. (3) Об эту пору растеньице ещё без единого листочка: просто стебель и на нём – цветок. (4) Сон-трава так и зимовала под снегом, под опавшими древесными листьями с уже готовым бутоном, с тем, чтобы, пока вокруг ещё ни одной травинки, первой пробиться к солнцу, поскорее развернуть бутон и понежиться, подремать в ласковых вешних лучах. (5) Ничего подобного этой яркой, праздничной сини нет во всем пока ещё (не)прибранном буро-жухлом лесу, и потому так радостно изумишься, когда ещё издали, за много шагов, увидишь это диво весны.
(6) Рвать цветок нельзя. (7) Он и сам по себе трепетно-нежный, (не)прикасаемый и даже под бодрящим апрельским солнцем не в силах приподнять дремотно опущенной головы. (8) Если же его сорвать то он тут же безвольно поникнет и уснет навсегда...(9) Оттого и назван так: сон-трава.
(10) Но вот все-таки рвут многочисленные посетители вешнего леса! (11) Рвут и вскоре бросают. (12) Бросают из-за этой нежной (не)прикасаемости растения, а стало быть, из-за его бесполезности и (не)нужности. (13) Бывает, в воскресный день все лесные тропки, ведущие к электричке, усыпаны завядшими и растоптанными цветами.
/Е. Носов/
Выполните задание:
К какому стилю речи относится текст (ответ обоснуйте).
Тип речи текста.
Какова основная мысль текста:
А) познакомить читателя с необычным и красивым растением
Б) дать описание сон-травы
В) предостеречь от необдуманного уничтожения цветов
5.Подведение итогов занятия.
Упражнения.
1.Прочитайте следующие тексты. Определите, к какому стилю они относятся. Обоснуйте свой ответ, выделяя характерные признаки того или иного стиля.
1.
“Вон человек, что скажешь ты о нем?”
Ответил друг, плечами пожимая:
“Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?”
“Вон человек, что скажешь ты о нем?” -
Спросил я у товарища другого.
“Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нем плохого?” (Р. Гамзатов.)
2.Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”.
Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
Социальный долг человека – быть интеллигентным. ( Д.С. Лихачев)
3.Криминальная хроника дня
В неизвестном населенном пункте проживала гражданка по кличке Красная Шапочка (настоящее имя не установлено). Такого-то числа такого-то года она вышла из дому. При себе гражданка К. имела сверток, который должна была передать гражданке Бабушке (настоящее имя не установлено) в заранее установленном месте, а именно у вышеупомянутой по месту жительства. Гражданка Бабушка имела приватизированный земельный участок и место проживания недалеко от места жительства гражданки Красной Шапочки, но в силу преклонного возраста не могла самостоятельно вести хозяйство.
Отправляясь в место назначения, гражданка Красная Шапочка должна была пройти через лес – район с повышенной криминогенной обстановкой. В то время как гражданка Красная Шапочка проходила вышеупомянутый участок пути, к ней подошел незнакомый гражданин, который, как выяснилось позже, оказался нигде не работающим гражданином Волком (настоящее имя также не установлено). Гражданин Волк имел в прошлом три судимости за вымогательство материальных ценностей как у физических, так и у юридических лиц. Путем расспросов он узнал о содержимом свертка гражданки Красной Шапочки и о целях действий последней. Вежливо попрощавшись, он прямиком направился по адресу, по которому была условлена встреча гражданки Красной Шапочки и гражданки Бабушки. Обогнав гражданку Красную Шапочку, гражданин Волк добрался до места проживания гражданки Бабушки, проник на территорию частной собственности последней и взял ее в заложницы. После прихода Красной Шапочки гражданин Волк, искусно разыграв роль Бабушки, путем сильных ухищрений взял в заложники и ее. После этого он тщательно стал подготавливать их преднамеренное убийство…
4. — Дяденька, — спросил Толик, — зачем вы табличку сняли с Бима?
— Ты что — очумел, мальчик? — ответил тот вопросом на вопрос.
— Вы же увели его с табличкой. Я не один видел.
5.Упоминаемые в «Слове о погибели Русской земли» имена и контекст, в котором эти имена встречаются, отзвуки легенд о Владимире Мономахе и некоторые южнорусские черты в памятнике говорят о том, что он был написан автором южнорусского происхождения в Северо-Восточной Руси не позже 1246 г. Заглавие памятника и фраза об обрушившейся беде на христиан, на которой обрывается текст, дают основание связывать возникновение этого произведения неизвестного нам автора с началом монголо-татарского нашествия. Вероятнее всего, «Слово о погибели» было написано между 1238-1246 гг.
2.Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор. (Слова, которые использовал автор, см. в конце упражнения.)
Человек … (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им … (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он … (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он … (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь … (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, … (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он … (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, … (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может … (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для … (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.
(По С. Маршаку.)
3.Вместо точек вставьте нужное слово или словосочетание; мотивируйте свой выбор.
1. На месте небольшого завода … (возведен, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. 2. В зависимости от конкретных условий установка может быть … (построен, смонтирован, создан, установлен) как на открытой площадке, так и в помещении. 3. Уже в октябре фермер стал … (отгружать, поставлять, отправлять, сдавать) зеленый лук в магазины столицы. 4. Технолог Калинина предложила … (переделать, преобразовать, модернизировать, обновить, изменить) конструкцию двух … (большой, крупный, мощный, огромный) горизонтально-расточных станков. 5. На ковровом комбинате в … (прошедшем, минувшем, прошлом) году производство наладилось. Уже … (выпущен, изготовлен, произведен, сделан) 867 кв. метров … (продукция, ковры и дорожки, ковровые изделия). 6. Известно … (любому, всякому, каждому), что даже самые … (хорошие, отличные, прекрасные, великолепные, превосходные) … условия работы еще не … (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха. 7. В этом произведении автору удалось … (раскрыть, вскрыть, воспеть, изобразить, описать, представить) трагические события в жизни … (своего поколения, своих сверстников, своих современников). 8. Этот … (недостаток, порок, дефект) в детали можно … (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным глазом. 9. Победителю конкурса … (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия. 10. В новом отеле … (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее, важнейшее) внимание обращают на … (хорошее, прекрасное, безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.
4.Укажите слова, употребление которых приводит к нарушению лексической сочетаемости, исправьте речевые ошибки.
1. Автор хрестоматии не составил еще аннотации. 2. В заводском клубе проводятся многолюдные вечера. 3. Мы пожелали организаторам почаще собирать такие вечера. 4. В деревне полными темпами идет уборка урожая. 5. Шевченко открыл начало жатвы в прошлом году, работая на косовице хлебов; такую же честь доверили ему и нынче. 6. Повышение белковитости зерна ставит перед исследователями большие трудности. 7. Два пернатых в одной берлоге не живут. 8. Книжная ярмарка гостеприимно приглашает издателей и авторов посетить павильоны. 9. Спортсмены «Колоса» установили 32 новых достижения области. 10. В журнале я прочел большую дискуссию о роли отца в воспитании своих детей. 11. Эта политика уже приносит положительные плоды. 12. Большое внимание будет оказано благоустройству города. 13. Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание. 14. Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы. 15 Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме.
5.Объедините в словосочетания слова, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.
6.Обратите внимание на речевую недостаточность, отметьте случаи неясности высказывания, искажения его смысла. Исправьте предложения.
1. Выставка юных художников в Доме пионеров имела такой успех потому, что Карпенко Н.И. на уроках рисования сумела воспитать прекрасное в своих учениках. 2. Студент Белов занял первое место по английскому языку. 3. Они окончили профессионально-техническое училище, но, чтобы хорошо работать, нужен непосредственный опыт у станка. 4. За ошибки и недостатки председатель совхоза Пашков заслуживает взыскания. 5. Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязальной машине одеть в теплые варежки всю семью. 6. Касса получает за товары ясельного возраста. 7. Переплет сделался неотъемлемой деталью комнатного убранства. 8. Творчество Маяковского волнует читателей на самых различных языках.
7. Проанализируйте причины недостаточной информативности предложений и отредактируйте их.
1. Сдается квартира с ребенком. 2. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по проволоке. 3. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках. 4. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 5. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. 6. Продажа сока прекращена по техническим причинам: застрял в лифте. 7. Доставка груза производится вертолетом по бездорожью. 8. Промежуток между школой и жизнью занимает короткое время, а в памяти остается надолго. 9. На плечи фермера ложится ответственность за содержание и сохранность. 10. На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учеными.
8.Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, повторение слов), исправьте предложения.
1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы. 2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. 3. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща. 4. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. 5. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. 6. В огне пожара 1812 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения. 7. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей. 8. С западной стороны, если смотреть с севера на юг, расположено водохранилище, а с южной, если смотреть с востока на запад, - лес. 9. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах цветов. 10. Парк очистили от мусора, но он так и остался неогороженным, и сейчас он до сих пор служит пастбищем для скота.
9.Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку редактора, назовите исправленные им ошибки. В случае несогласия с редактором предложите свой вариант правки.
1. За год учебы мы потеряли шесть студентов.
1. За один учебный год из института было отчислено шесть студентов.
2. Продавца можно подобрать и в самом поселке.
2. Человека на должность продавца можно найти и среди жителей поселка.
3. Давно пишется о том, что защита наших футбольных команд хромает.
3. Уже писали о том, что защита наших футбольных команд играет плохо.
4. В сооружении красочного завода принимают участие различные строительно- монтажные организации.
4. В строительстве завода по производству красок принимают участие различные строительно-монтажные организации.
5. Чем дождливее год, тем больше случаев провалов.
5. Чем дождливее год, тем чаще бывают провалы почвы.
6. Для лесных ландшафтов Юго-Восточной Азии характерны планирующие животные.
6. Для лесов Юго-Восточной Азии характерны животные, которые во время прыжка планируют в воздухе.
7. Если удастся пройти в тыл предводителей стада - бородачей, то можно, выскочив на тропу, снимать обтекающий вас поток животных.
7. Стадо животных можно удачно сфотографировать, если зайти к нему с тыла, миновав бородачей-предводителей.
8. Просматривая разбросанные в разных музеях полотна Иванова, поражаешься вложенному в работу исполинскому труду.
8. Внимательно изучая полотна Иванова, находящиеся в разных музеях, поражаешься огромному труду, вложенному художником в картины.
10. Укажите речевые ошибки и погрешности в слоге; особое внимание обратите на употребление многозначных слов, имеющих омонимы. Отредактируйте текст для газеты.
Когда сыр плачет.
Сыр. Его остроароматные ломтики придают нашему утреннему завтраку особый аппетит. «Российский», «Прибалтийский», «Пошехонский»… В витринах магазинов головки похожи, словно двойнята. Тонкая парафиновая оболочка надежно укрывает секреты каждого.
- Чтобы разгадывать и создавать их, нашим сыроделам приходится много трудиться, - рассказывает главный инженер маслосырзавода. - Сыр очень капризен в изготовлении. Только точное выполнение технологии может дать необходимые вкусовые качества.
Борьбу за них сыроделы начинают вести с самого начального момента - заготовки сырья. Работники завода сами часто выезжают в хозяйства, выискивают фермы, которые могут поставлять сыропригодное молоко.
…Дело не в одной только технике, сыр надо понимать, чувствовать надо! Это дается только многолетним опытом. И он уже, можно смело сказать, пришел к угличским сыроделам. В этом году завод выработал уже сверх плана 50 тонн сыра. На достигнутом коллектив не думает успокаиваться. В этом месяце здесь перешли на новый вид закваски, которая значительно замедляет развитие вредных для сыра масляно-кислых бактерий. При его созревании устраняются такие нежелательные пороки, как затхлость, горечь.
В канун праздника мы хотели назвать имена лучших сыроделов завода, но сделать это оказалось непросто. Все работницы по многу лет трудятся в цехе, и каждая вкладывает свою частицу в общий котел, все вместе они ответчики за качество, за то, чтобы сыр, как говорят здесь, «плакал». Разрежешь головку, а в глазках рисунка поблескивают молочные «слезинки». Их матовые шарики и есть первые вестники удавшегося сыра.
11.Пользуясь орфоэпическим словарем[1], расставьте ударения в следующих словах. Отметьте случаи вариантного ударения, находящегося в пределах литературной нормы, охарактеризуйте акцентологические варианты (равноправные, стилистические, нормативно-хронологические).
12.(повторительное). Дайте оценку употреблению лексико-грамматических средств в приведенных главах из научно-популярной книги о растениях. Укажите замеченные речевые ошибки, классифицируйте их и исправьте.
Из истории растений
I. Петрушка, сельдерей и укроп
Петрушка, сельдерей и укроп были известны в древности в древнем мире, только тогда ими не пользовались как приправами к кушаньям, салатам.
В древнем Египте, а затем и в Греции петрушка являлась знаком горя. Венки из петрушки одевали на голову в знак печали и грусти.
Листьями сельдерея древние греки украшали внутренний интерьер комнат в праздничные дни. Венки из листьев сельдерея одевали победителям на спортивных соревнованиях и состязаниях. Использовали сельдерей и как медицинское средство, для лечения. Вареные корни его применяли при обмораживании, масло из семян - для улучшения пищеварения, в помощь желудку и печени.
Укроп в древности считали красивым растением, а его запах - не уступающим розам. Его тонко рассеченными листьями украшали букеты садовых цветов.
II. Лук
Луковица была первым наглядным пособием при изучении астрономии. Ученые древности, разрезая луковицу поперек, объясняли на ней строение вселенной своим ученикам. Они тогда утверждали, что вселенная состоит из нескольких сфер - оболочек, окружающих землю вокруг.
В средние века луковице придавали чудное свойство: предохранять воинов от стрел и ударов мечей и алебардов. Рыцари, закованные в стальные латы, носили на груди талисман - обыкновенную луковицу, чтобы она защитила их от смерти.
Разные виды дикого лука растут у нас в лесах и полях. Но культурный лук происходит из Азии. Возделывание лука началось в древние времена в Китае, а затем в Индии и Египте, откуда он и попал потом в Европу.
В армиях древних Греции и Рима добавляли в пищу солдатам большое количество луку, полагая, что лук возбуждает силу, энергию и храбрость.
Древние славяне применяли лук как лекарство при многих болезнях, что и нашло выражение в поговорке: «Лук от семи недуг». В средние века врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от заболевания. Современные ученые установили, что от летучих веществ, которые выделяются луком, гибнут не только гнилостные и болезнетворные бактерии, а также лягушки и крысы. Достаточно в течение трех минут пожевать лук, чтобы убить во рту всех бактерий, способных возбудить разные болезни. Проверьте это лично сами!
Сочные луковичные чешуйки содержат 6% сахара. Поэтому поджаренный лук, когда жгучие вещества улетучатся, становится сладок и румян.
III. Морковь
Морковь в средние века считали лакомством гномов - сказочных маленьких лесных человечков. Существовала примета: если вечером отнесешь в лес миску с пареной морковью, то утром вместо моркови найдешь драгоценный слиток золота. Ночью гномы найдут морковь и щедро отплатят за любимое ими кушанье, съев его с
аппетитом и удовольствием. Доверчивые люди носили в лес миски с морковью, но золота, увы, не находили.
Четыре тысячи лет морковь используется в пищу, принося большую пользу.
Морковь не всегда была двухлетним растением. Дикая морковь - однолетнее растение, которое зацветает в первое же лето и имеющее тонкий и жесткий корень, который также годится в пищу.
Культурная морковь создавалась в течение многих столетий. К нашему времени получены много различных по вкусу, форме и окраске сортов моркови. Корни моркови бывают не только розовые, а и белые, желтые и фиолетовые. Многим известен сорт самой маленькой моркови, называемой каротель. Но есть морковь длиной до одного метра и шириной с крупную свеклу. Такую морковь возделывают в Китае и Японии. Для нее обрабатывают почву на полтора метра в глубину.
IV. Томаты
Томаты происходят из Южной Америки, из страны Перу. В Европе томаты долгое время были декоративным растением. Плоды томатов сначала не использовались в пищу, так как считали их ядовитыми. Сто лет назад можно было увидеть томаты в горшках на окошках посреди других комнатных растений, где их и выращивали исключительно лишь для красоты.
В России впервые стали выращивать томаты в огородах в 1850 году.
У этого растения два названия: «помидор» и «томат». Слово «помидор» образовано от итальянского слова «поммо д'оро» - «яблоко золотое». На языке древних индейцев это растение называлось «томатль». Несомненно, что более правильнее обозначать это растение более ранним названием - «томат», как это и принято наукой.
V. Тыква
Плод тыквы с ботанической точки зрения является ягодой, так как имеет сочную мякоть и множество семян, хотя нам это могло бы показаться странным: как это ягода доросла до таких огромных размеров?
В Средней Азии делают из тыкв различную посуду: бутылки, ведра, ложки. Легкие сосуды из тыкв удобны для запасов воды и масла во время путешествий. В больших тыквах содержат зерно и крупу. Узбеки раньше носили нюхательный табак в небольших, имеющих форму бутылочек, тыквах. В Африке в дождливую погоду путешественники прячут в тыкву свою одежду. Используют тыквы и при переправе через реку, создавая из них нетонущий плот. Негры изготовляют из тыквы арфы, на
которых играют. В Индии же оригинально используют тыкву для поимки обезьян, изготовляя из них своего рода капкан.
Просверлив в большой тыкве небольшое отверстие, индийцы насыпают в нее немного риса или других семян. Глазастые обезьянки чрезвычайно любопытны и жадные. Только успеют скрыться люди, как обезьяны быстро спускаются с дерева, бросаются к тыквам и, заметив отверстие, запускают в него лапки. Что там? Лапка нащупает зерна риса, наберет их полную горсть. Но сжатый кулачок уже не помещается в отверстие, и обезьянка ковыляет на трех лапках, влача за собой большую тыкву. Даже когда прибегают люди, она продолжает держать кулачок в тыкве: жалко упустить зерна. И охотники легко забирают жадного зверя.
Литература:
Д.Э.Розенталь “Практическая стилистика русского языка”, Москва “Высшая школа” 1987 г.
Д.Э.Розенталь “Справочник по орфографии и пунктуации”, Москва “Высшая школа” 1999г.
Д.Э.Розенталь. Домашний репетитор. Москва “Высшая школа” 2000г.
А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченкова “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Москва “Просвещение” 2004г.
Голуб И.Б. Стилистика. - М.:Айрис-пресс, 2007.
Голуб И. Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. - М.: Просвещение, 1988.