kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа факультативного курса " Практическая стилистика русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью факультативного курса практической русского языка является ознакомление учащихся с основами этой учебной дисциплины, с понятием о функциональных стилях, о нормах.

Велика необходимость в данном курсе, так как анализ ошибок, допущенных учащимися в заданиях   ЕГЭ, подтверждает слабую подготовку учащихся именно по стилистике. Потребность в ведения электива по стилистике вызвана ещё и тем, что на уроках русского языка практически нет времени для отработки ЗУНов по стилистике.

Курс рассчитал на два года обучения, и его практическая направленность состоит  в отработке литературных норм языка, в редактировании письменной и устной речи, текстов школьных сочинений, в стилистическом анализе текстов. Он призван помочь в определении типичных ошибок, допущенных из-за неправильного словоупотребления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса " Практическая стилистика русского языка"»

«Практическая стилистика русского языка»

Объяснительная записка

Целью факультативного курса практической русского языка является ознакомление учащихся с основами этой учебной дисциплины, с понятием о функциональных стилях, о нормах.

Велика необходимость в данном курсе, так как анализ ошибок, допущенных учащимися в заданиях ЕГЭ, подтверждает слабую подготовку учащихся именно по стилистике. Потребность в ведения электива по стилистике вызвана ещё и тем, что на уроках русского языка практически нет времени для отработки ЗУНов по стилистике.

Курс рассчитал на два года обучения, и его практическая направленность состоит  в отработке литературных норм языка, в редактировании письменной и устной речи, текстов школьных сочинений, в стилистическом анализе текстов. Он призван помочь в определении типичных ошибок, допущенных из-за неправильного словоупотребления.

По каждой теме определены необходимые ЗНАНИЯ (понятия в программе), УМЕНИЯ и НАВЫКИ отрабатываются на указанных видах упражнений.

Данная программа не претендует на всесторонний анализ основных видов практической стилистики. Она дает лишь общие представления о ней как самостоятельном предмете и предоставляет возможность отработать практически основные стилистические нормы лексики, морфологии, синтаксиса, в основе 2х-годичного курса лежит концентрический принцип: в 10 классе идет первичное знакомство с понятиями, в 11 классе их практическая отработка, рассматриваются вопросы тенденции и  развития.

Тематическое планирование

10 класс (34 час) 

Тема

Количество часов

1.

Общее понятие о практической стилистике. Виды стилистики

1 час

2.

Понятие о функциональных стилях.

3 час

3.

Лексическая стилистика.

10 час

4.

Стилистическое использование форм имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глагола.

10час

5.

Стилистический синтаксис

10час

 




11 класс (34 час)

Тема

Количество часов

1.

Культура речи как лингвистическая дисциплина. Различные аспекты культуры речи.

10 час

2.

Правильность речи как основное коммуникативное качество хорошей речи. Норма как центральное понятие культуры

3 час

3.

Орфоэпия. Акцентологические нормы литературного языка.

4 час

4.

Морфологические нормы русского литературного языка и тенденции их развития.

4 час

5.

Синтаксические нормы современного русского литературного языка.

4 час

6.

Точность речи Лексические нормы современного русского литературного языка.

4 час

7.

Многозначность слова в отношении к точности речи

4 час

8.

Выразительность речи как коммуникативное средство хорошей речи.

4 час

9.

Чистота речи как коммуникативное качество хорошей речи. Иностранные слова, диалектизмы, жаргонизмы, вульгаризмы, слова-паразиты, канцеляризмы, сленг, арго в аспекте чистоты речи.

4 час

 

 10 класс (34 часа)

Тема 1 Общее понятие о практической стилистике.

Виды стилистики. (1 час)

Понятия:  Стилистика. Основные виды практической стилистики:

лексическая, грамматическая, синтаксическая. Лексика. Семантика.

Упражнения по отработке ЗУНов: Работа со словарями: толковым, этимологическим, словообразовательным..

Семантический, этимологический, словообразовательный разбор одного и того же слова.

Эссе о жизни слова.

Тема 2. Понятие о функциональных стилях (З час)

Понятия: классификация стилей ,основные стилевые черты и характерные особенности научного, официально- делового, публицистического, литературно-художественного и разговорного стилей

Упражнения по отработке ЗУНов: определение стилей текстов. стилистический разбор текстов, характеристика стиля на конкретных текстах, указать признаки стиля, наблюдения над стилевыми особенностями русских классиков, работа по исправлению ошибок в неоправданном использовании книжных слов в письменной речи, неуместном использование в речи разговорных и просторечных слов, в смешении разностилевой лексики

Тема З. Лексическая стилистика (10 час)

Понятия: смысловая точность речи. Лексическая сочетаемость слов. Речевая недостаточность и избыточность. Алогизм. Плеоназм. Тавтология. Стилистическая окраска слова. Историзмы, архаизмы, неологизмы, советизмы, иноязычная лексика, канцеляризмы и речевые штампы. Фразеологизмы, диалектизмы, профессионализмы и стилистические ошибки, связанные с их употреблением.

Синонимы, градация, антонимы, оксюмороны, антитеза, омонимы, каламбуры, омографы, омофоны, паронимы и стилистические ошибки, связанные с их употреблением.

Лексические образные средства речи: тропы (сравнение, метафора, олицетворение, аллегория, метонимия,  синекдоха, эпитет, гипербола, литота, перифраза). Стилистические ошибки, связанные с употреблением тропов.

Упражнения по отработке ЗУНов:. Стилистическая правка предложений, текстов, определение характера ошибок, выбор и мотивация  выбора подходящих слов. Отметить данные лексические явления в тексте, объяснить их стилистические функции. Редактирование школьных сочинений.

Тема 4. Стилистическое использование форм имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глагола (10 час)

Понятия:  Колебания в роде имен существительных. Особенности склонения имен и фамилий. Варианты окончаний Рп. ед.ч. у сущ. М.р.; П.п. ед.ч. суш. м.р.; И.п. мн.ч.. сущ. М.р. Р.п, мин.ч.; Т.п. мн.ч.

Употребление краткой формы прилагательных, притяжательных прилагательных.

Варианты сочетаний числительного с существительным. Формы Т.П. числительных, составных числительных, оба – обе, счётное слово «пара, полтора, полтораста».

Употребление местоимений.

Употребление форм глагола, варианты форм причастий, деепричастий.

Упражнения по отработке ЗУНов: заключённые в скобки слова поставить в нужной форме. Дописать окончания. Мотивация выбора.

Тема 5. Стилистический синтаксис. (10 час)

Понятия: стилистические функции порядка слов в предложении. Инверсия.

Варианты согласования сказуемого с подлежащим.

Варианты согласования определений и приложений.

Варианты форм управления.

Стилистика сложных предложений.

Упражнения по отработке ЗУНов:. редактирование устной и письменной речи.

Стилистическая правка предложений. Выбор нужных предлогов, окончаний.

Мотивация выбора. Выяснение соотнесённости простых предложений в

составе сложного.

11 класс (34 часа).

Тема 1. Культура речи как лингвистическая дисциплина. Различные аспекты культуры речи. (10 час)

Понятия:  Аспекты:

- нормативно-исторический аспект культуры речи;

- ортология - учение о правильности речи;

- норматiтвно-стилистический (коммуникативный)

- нормативно-оценочный;

- экологический;

- этический.

Упражнения по отработке ЗУНов: Знакомство со сведениями из истории изучения речевой культуры, упражнение  на выявление аспектов культуры речи.

Тема 2. Правильность речи как основное коммуникативное качество хорошей речи. Норма как центральное понятие культуры. (3 час)

Понятия:  Литературный язык, его отличительные особенности, норма языка, кодификация. Пуризм — борьба за чистоту языка, антинормализация -вседозволенность в языке, отрицание норм, вариативность.

 Упражнения по отработке ЗУНов: Работа с лингвистическими статьями и (Горбачевич КС. «Изменение норм русского литературного языка»), составление публицистической статьи (выступления) «В защиту языка».

Тема З. Орфоэпия. Акцентологические нормы литературного языка. (4 час)

Понятия:  Орфоэпия, типы ударения в существительных, глаголах, прилагательных, причастиях.

Упражнения по отработке ЗУНов:. Орфоэпический и акцентологический тренинги.

Тема 4. Морфологические нормы русского литературного языка и тенденции их развития.(4 час)

Понятия: Употребление форм сущ. (определение рода несклоняемых сущ., варианты падежных окончаний существительных); употребление форм имен прилагательных, местоимений, числительных, глаголов.

Упражнения по отработке ЗУНов: Отработать умения выбирать вариант и мотивировать свой выбор, тренировка навыка в употреблении существительного,  прилагательного, числительного, глагола, редактирование текстов с неправильным словоупотреблением.

Тема 5. Стилистические нормы современного русского языка. (4 час)

Понятия: вариативность в форме управления, согласования сказуемого подлежащего.

Упражнения по отработке ЗУНов: отработка вариантов окончаний в

Существительных Р.П.. при переходных глаголах желания, ожидания, стремления, Р.п. сущ., обозначающих часть от целого, управление В.п. суш. с ослабленным значением отрицания.

Тема 6.Точность речи Лексические нормы современного русского литературного языка.(4 час)

Понятия:  Точность речи; типы точности речи: предметная, понятийная, условная; правила выбора слов; синонимия в аспекте точности речи.

Упражнения по отработке ЗУНов: исправление логических ошибок в связи с нарушением различных типов точности, тренировка в отработке правил выбора слова, в соблюдении лексических норм в связи с выбором слова, в связи с семантической синонимией.

Тема 7. Многозначность слова в отношении к точности речи. (4 час)

Понятия:  полисемия омофоны, омоформы, омографы, паронимия, плеоназмы, три типа лексической сочетаемости слов.

Упражнения по отработке ЗУНов: Выработать правильный навык в употреблении многозначных слов, работа над редактированием публицистической речи и исправление ошибок в употреблении многозначных слов, упражнения  в соблюдении требований к употреблению фразеологических оборотов, работа над лексической сочетаемостью слов и исправление таких ошибок, как тавтология, плеоназм.

Тема 8.  Выразительность речи как коммуникативное свойство хорошей речи.(4час)

Понятия: выразительность речи, «канцеляристы» (К.Чуковский), речевые штампы, языковые стандарты, тропы (эпитет, метафора, метонимия, сравнение, олицетворение, гипербола, литота, аллегория, ирония, перифраза);

Стилистические фигуры (эпифора, анафора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, обращение, восклицание).

Упражнения по отработке ЗУНов: нахождение и определение в тексте лексических и синтаксических средств создания выразительности, определение их функций, исправление стилистических ошибок, связанных с употреблением тропов.

Тема 9. Чистота речи как коммуникативное качество хорошей речи.

Понятия: чистота речи, диалектизмы, иностранные слова, жаргонизмы, вульгаризмы, бранные слова, слова-паразиты, канцеляризмы, сленг, арго.

Упражнения по отработке ЗУНов: определении функции диалектизмов в художественной литературе, редактирование текста в связи с требованиями к употреблению иностранных слов, замена диалектных слов нейтральными. Нахождение в тексте речевых штампов и выявление их стилистической функции.












Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по практической стилистике русского языка (элективный курс).

  1. Учащиеся должны ЗНАТЬ основные понятия курса (в программе выделены), обосновывая свои примеры.

  2. К концу изучения краткого курса практической стилистики ОВЛАДЕТЬ следующими УМЕНИЯМИ и НАВЫКАМИ:

  • определять стиль текста, создавать тексты разных стилей, определять стилевые особенности русских классиков;

  • соблюдать основные нормы литературного языка;

  • свободно, грамотно высказываться на заданные темы, добиваясь выразительности речи за счет тропов и стилистических фигур;

  • соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет, следить за чистотой, точностью речи;

  • уметь находить и исправлять в тексте различные языковые ошибки, овладеть навыками правки и редактирования.

Список справочной литературы по курсу

«Практическая стилистика русского языка»

1 Абрамович АВ., Белъчиков Ю.А. и др. Практическая стилистика русского литературного языка. М., 1970.

2. Барашков ВФ. А как у вас говорят? М., 1986.

3. Брагона ЛА. Неологизмы в русском языке. М., 1973.

4. Введенская Л.А., Павлова ЛУ. Человеческое слово моче. М., 1984.

5. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1980.

6. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 1997.

7. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М., 1997,

8. Голуб К.Б., Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М.. 1996.

9. Голушкова Е.А. Практическая стилистика. М., 1967.

10. Гольдин. Речь и этикет. М., 1983.

11 Горбачевич К. С. Изменение норм  русского литературного языка. Л., 1971.

I2. Торбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. М., 1984.

13. Иссерлин Е.М. Официально-деловой стиль. М., 1970.

14. Колесов. Культура речи — культура поведения. М., 1988.

15. Лебедев ЮТ. Звуки. Ударение. Интонация. М., 1975.

16. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1977.

17. Сенкевич М.П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование. М., 1966.

18. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски. М., 1998.

19. Формановская Н.И.Речевой этикет и культура общения. М., 1989.









Практическая стилистика русского языка»

Пояснительная записка

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса.

Данный элективный курс рассчитан на 34 часа. Программа предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализировались на уроках русского языка, но не рассматривались в достаточно полном объёме и в определённой системе.

Цель данного курса заключается, с одной стороны, в расширении лингвистического кругозора обучаемых за счёт усвоения новых стилистических знаний, а с другой – и это главное – в совершенствовании их коммуникативных умений и навыков.

Отбор учебного материала для данного курса подчинён общей цели курса стилистики на продвинутом этапе обучения в общеобразовательной школе. Его главные задачи могут быть сформулированы следующим образом:

  • Ознакомить учащихся с основными понятиями стилистики;

  • Расширить и углубить знания о стилистических средствах орфоэпии, лексики, фразеологии, морфологии и синтаксиса, показав их роль в создании стилистической синонимии языка, а также в организации функциональных стилей;

  • Углубить знания о функционально-стилистической дифференциации языка, дав характеристику основных стилей и выделив нормативный аспект характеристики стилей;

  • Вооружить учащихся разнообразными стилистическими умениями;

  • Научить школьников осмысленнее, смелее и эффективнее пользоваться словом.

Основные виды деятельности с учащимися на занятиях практической стилистикой: беседы с целью уяснения учащимися назначения стилистики, содержания её основных понятий; рассмотрение стилевой и эмоционально-экспрессивной окрашенности языковых единиц; анализ стилистических синонимов и вариантов (в текстах, словарях и грамматико-стилистических справочниках), наблюдения над особенностями разных стилей произношения (в магнитофонной записи); стилистический анализ текстов, стилистическое редактирование.

Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:

  • Определять стили речи; уметь проводить стилистический анализ текста; уметь находить стилистические ошибки и исправлять их;

  • Уметь работать со словарями разных типов;

  • Уметь анализировать лексические и грамматические средства языка, обеспечивающие информационность текста, его цельность, модальность;

  • Уметь анализировать оттенки значений слов-синонимов; уметь выбрать из ряда возможных необходимый для данной ситуации общения вариант слова.


Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

1.

Язык как единство взаимосвязанных сторон – системы и функционирования

1

Лекция с элементами беседы

2.

Слово и стиль

8

Лекция, беседа с учащимися; выступления учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы, самостоятельная практическая работа с использованием разных видов словарей, творческие работы, наблюдения над словом с привлечением репродукций картин

3.

Стилистическое использование фразеологизмов

2

Семинар, посвящённый закреплению сведений и наблюдению над функциями фразеологизмов, приёмами их использования в художественных текстах разных жанров. Работа с фразеологическим словарём.

4.

Форма слова и стиль

10

Комплексный анализ художественных текстов разных жанров. Упражнения на замену в текстах одних средств другими, функционально близкими; подстановку стилистически подходящих единиц или устранение неуместных слов и словосочетаний; развёртывание и свёртывание отдельных отрезков текста (стилистический эксперимент). Подготовка и проведение игры «Кто хочет стать отличником». Работа с использованием разных видов словарей.

5.

Синтаксис и стилистика

4

Сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли. Проведение стилистического эксперимента(конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости). Деловая игра «Исправь стилистические ошибки». Работа над устной речью: выразительное чтение, прослушивание магнитофонной записи, пересказ текстов

6.

Стили речи

5

Стилистический анализ текстов, относящихся к разным функциональным стилям. Подбор учащимися текстов разных функциональных стилей, определение их жанровой природы. Круглый стол на тему «Стили речи и их особенности»

7.

Культура и правильность речи

4

Семинар «Культура речи: нормы современного русского литературного языка». Практикум «Культура письменной и устной речи. Формирование стилистического мышления». Выступления учащихся с рефератами, подготовленными на основе лекций учителя, практических занятий, рекомендованной литературы и анализа конкретного языкового материала


Содержание программы

Тема 1. Язык как единство взаимосвязанных сторон – системы и функционирования. Значимость функциональной (речевой) стороны языка. Функционирование языка – основа стилистики.

Тема 2. Слово и стиль.

Стилистическая дифференциация слов современного русского языка. Книжная лексика; её разряды: общекнижная лексика и лексика, закреплённая за определённой сферой общения (научная, официальная, публицистическая). Разговорная лексика, её разряды. Нейтральная лексика. Стилистические возможности многозначности, синонимии, антонимии и омонимии. Устаревшие слова и неологизмы в аспекте стилистики.

Тема 3. Стилистическое использование фразеологизмов.

Стилистическое богатство русской фразеологии. Фразеология разговорная, книжная и нейтральная. Экспрессивно окрашенная фразеология.

Тема 4. Форма слова и стиль.

Стилистические средства частей речи. Синонимия форм рода, числа и падежа существительных; полных и кратких форм, степеней сравнения прилагательных; количественных и собирательных числительных; глагольных форм. Стилистические качества служебных слов и междометий.





Тема 5. Синтаксис и стилистика.

Особая роль синтаксических средств в выражении экспрессивных качеств речи. Своеобразие синтаксической синонимии. Стилистические синонимы и параллельные синтаксические конструкции.

Тема 6. Стили речи.

Научный стиль речи; официально-деловой стиль; художественный стиль. Сфера использования. Основные черты. Языковые признаки. Типичные нарушения норм в вышеуказанных стилях речи.

Тема 7. Культура и правильность речи.

Качества хорошей речи: правильность, точность, выразительность, богатство, чистота, логичность. Средства языка, обеспечивающие качества правильной речи: нормы русского литературного языка; словарное богатство языка; эмоциональная стилистическая окраска слов и синтаксических конструкций. Словари, фиксирующие нормы русского литературного языка. Нормы ударения и произношения. Ошибки, связанные с нарушением норм русского литературного языка в устной и письменной речи и их предупреждение.

Литература

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: справочник для учащихся. – М.: 1988

  2. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – М.: 1973

  3. Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. – М.: 1980

  4. Плёнкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. – М.: 1975

  5. Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А. Стилистика русского языка. / Под редакцией Н.М. Шанского. – Л., 1989

  6. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – М.: 1984

  7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: 1974

  8. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. Изд. 2-е. – Л.: 1990

  9. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М.: 1988

  10. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: 1993




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Программа факультативного курса " Практическая стилистика русского языка"

Автор: Кутуз Татьяна Тихоновна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 251065


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства