Тема урока Основные цели | Результаты обучения | Модуль | Стратегии (формы активного обучения) | Формы работы | Оценивание | Основные ресурсы |
Вопросительные и относительные местоимения. Основная цель: создать условия для знакомства с новыми разрядами местоимений и применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач. Задачи: ознакомить с особенностями вопросительных и относительных местоимений; формировать умение отличать вопросительные от относительных местоимений, находя их в тексте; повторить сведения о сложноподчиненных предложениях; развивать умения работать в группе, производить самооценивание и взаимооценивание. | знают основные морфологические и синтаксические особенности местоимений данных разрядов; умеют различать относительные и вопросительные местоимения; учащиеся вовлечены в процесс обучения, умеют работать в команде. | НП ОКМ ОО и ОдО ВО ИКТ У и Л ОТ и О | Вызов. «Древо ожиданий» | Создание коллаборативной среды. | | Шаблон «Древо ожиданий» |
Ведение «Бортового журнала» (1 столбик) | Индивидуальная работа | | Презентация по уроку; |
«Мозговой штурм», кластер - корабль «Местоимения» | Групповая работа | Формативное оценивание. Жетоны в виде морских рыбок. | корабль с парусами (кластер); |
Осмысление. Диаграмма Венна | Групповая работа | Критериальное оценивание групп | сравнительная таблица; заготовка диаграммы Венна; |
Ведение «Бортового журнала» (2 столбик) | Индивидуальная работа | | |
Физкультминутка. «Море волнуется раз...» | | Формативное оценивание. | |
Дифференцированные задания «Жемчужинки» | Индивидуально -дифференцированная работа | Суммативное оценивание | «Жемчужинки» - дифференцированные задания; |
Рефлексия. Одноминутное эссе | Индивидуальная работа | Формативное и суммативное оценивание | Трафарет шлюпки |
Неопределённые местоимения. Цель: создать условия для знакомства с новым разрядом местоимений и применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач. Задачи: Образовательная: организовать деятельность учащихся для знакомства с разрядом неопределённых местоимений. Развивающая: развивать коммуникативные и аналитические способности учащихся; вырабатывать умение практического применения полученных знаний. Воспитательная: способствовать воспитанию культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе, уважительного отношения к чужому мнению. | знают отличительные признаки неопределенных местоимений; умеют находить неопределенные местоимения, объяснять условия выбора дефисного написания, написания с НЕ; умеют анализировать теоретический материал, выделять из него главное, обобщать в виде монологического ответа при взаимообучении; умеют работать в паре, команде, производить саморефлексию. | НП ОКМ ОдО и ОО ИКТ ВО ИКТ ОТ и О | Вызов. Чтение притчи. Прогнозирование. | Создание коллаборативной среды. | | Мультимедийная презентация |
Метод «Карусель» | Индивидуально-групповая работа | Формативное оценивание | Лист для опроса «Карусель» |
Осмысление. Определение темы урока и целеполагание (словарная работа) | Индивидуально-групповая работа | | Карточки со словарно-орфографической работой |
Метод «Жигсо» Решение учебной задачи. | Индивидуально-групповая работа | | Карточки с заданиями (фрагменты дома) |
Составление кластера «НП» | Групповая работа | Формативное оценивание | |
Игра «Цветочная поляна» | Индивидуальная работа | Формативное оценивание | Стикеры в форме цветов с примерами НМ |
Выполнение теста. | Работа в паре | Суммативное оценивание | РМ - тест |
Рефлексия «Что я за птица?» | Индивидуальная работа | Критериальное оценивание - дифференцированное д\з | Оценочная карта. Рисунки птиц. Стикеры |
Отрицательные местоимения. Склонение и правописание. Цель: создать условия для знакомства с новым разрядом местоимений и применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач. Задачи: Образовательная: формировать понятие об образовании, правописании и изменении отрицательных местоимений; научить распознавать приставки не- и ни- в этих разрядах; закрепить умения правильно писать данные местоимения с предлогами. Развивающая: продолжить развитие умения делать самостоятельные выводы, высказываться на грамматическую тему, формулировать свои суждения и высказывать их, учить критически мыслить, выделять главное. Воспитательная: способствовать воспитанию культуры учебного труда, культуры общения в паре, группе, уважения к чужому мнению. | отличают отрицательные местоимения от местоимений других разрядов, распознают приставки не- и ни - в отрицательных местоимениях; умеют работать в паре, группе, производить саморефлексию и взаиморефлексию | НП ОКМ ОдО и ОО ИКТ ВО ИКТ ОТ и О | Вызов. Создание благоприятной психологической атмосферы на уроке и деление на группы. Метод «Мозаика». | Создание коллаборативной среды | | Фигурки животных |
«Верные и неверные суждения» | Индивидуальная работа | Суммативное самооценивание | Мультимедийная презентация. Оценочный лист |
Грамматическая зарядка. | Индивидуальная работа | Суммативное взаимооценивание | Оценочный лист |
Таблица ЗХУ. Целеполагание. | Индивидуальная работа | Суммативное самооценивание | Оценочный лист |
Цветок лотоса | Групповая работа | Суммативное самооценивание | Таблица «Цветок лотоса». Оценочный лист |
Дифференцированные задания. Уровень А,В,С | Индивидуально-дифференцированная работа | Проверка по коду. Суммативное самооценивание | Карточки с заданиями. Листы проверки. Оценочный лист |
Тестовое задание | Работа в парах | Проверка по коду. Суммативное самооценивание | Оценочный лист |
Рефлексия «Цветочная поляна» | Индивидуальная работа | формативное оценивание | Фотографии цветов с подписями этапов урока, «бабочки», «шмели» |
Творческое изложение. Цель: создать условия для развития речи учащихся в ходе выполнения соответствующих учебных задач. Задачи: Образовательная: формировать умения излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка. Развивающая: продолжить развитие критического мышления, памяти, устной и письменной речи, творческих способностей. Воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств, чувства ответственности за свои поступки, доброжелательного отношения друг к другу. | понимают смысл текста и задают к нему различные типы вопросов; высказываются об обсуждаемых нравственных понятиях; дают оценку собственных поступков и поступков окружающих; создают собственный литературный текст; умеют работать в группе, производить взаиморефлексию. | НП ОКМ ОдО и ОО ИКТ ВО ОТ и О | Вызов. Методика «Подари улыбку» | Создание коллаборативной среды | | Смайлики без улыбки |
Осмысление. Ассоциативная карта | групповая работа | формативное оценивание | Заламинированные листы. |
Синквейн | групповая работа | формативное оценивание | Заламинированные листы. |
Чтение притчи (с остановкой). Прогнозирование концовки текста. | Индивидуально-групповая работа | формативное оценивание | Бумажный вариант притчи. |
Работа с таблицей «Тонкие и толстые вопросы». Взаимоопрос. | групповая работа | формативное оценивание | Таблица «Тонкие и толстые вопросы». |
Написание эссе. «Авторский стул». | индивидуальная работа | формативное оценивание | «Авторский стул» |
Рефлексия «Две звезды - одно желание» | индивидуальная работа | Формативное оценивание -взаимооценивание | Листочки для рефлексии |
Среднесрочное планирование представляет собой процесс трансляции учебной программы в серию последовательных уроков русского языка для 6 класса. Включение таких разделов как «цель», «результат», «активные формы работы», «формы оценивания» позволили мне более тщательно размышлять над каждым уроком, прогнозировать конечный результат работы, корректировать знания и умения учащихся, благодаря обратной связи; выявлять одаренность, творческий потенциал учащихся.
В серию последовательных уроков были интегрированы семь модулей Программы, между которыми прослеживается тесная взаимосвязь. Наиболее успешной формой работы для реализации модуля «Обучение тому, как учиться» считаю работу в группах, так как учащиеся приобретают опыт планирования, целеполагания, контроля и оценки, могут проявить свои лидерские качества. Именно при групповой работе прослеживается диалоговое обучение, потому что учащиеся учатся слушать, говорить, задавать вопросы.
Для организации работы в группе и паре использовались различные приемы критического мышления, которые способствовали тому, что каждый ученик получал внутреннее побуждение к знаниям, к осмыслению понятий, самостоятельно синтезировал полученную информацию, стремился проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, критически оценивал результаты своей работы и группового взаимодействия.
Задания на все уроки были составлены в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся, использовались игровые моменты, различные приемы для создания коллаборативной среды.
Индивидуальная работа с талантливыми и одаренными была построена через использование дифференцированных заданий, применение приемов «Прогнозирование», «Авторский стул», что способствовало развитию индивидуальных метапознавательных способностей, создавало условия для творческой самореализации личности.
На протяжении серии последовательных уроков применяла суммативное, формативное и критериальное оценивание, которое давало возможность пронаблюдать и скорректировать процесс продвижения учащихся в обучении, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование. Различные приемы рефлексии помогли отследить эмоциональную сторону занятий, выявить уровень осознания содержания изученного материала и использованных видов деятельности.
Использование элементов информационно - коммуникационных технологий в качестве средства демонстрации позволило на каждом уроке мотивировать всех учащихся к изучению и познанию темы.
Через планирование организации учебного процесса, в котором моя роль как учителя заключалась в наблюдении, побуждении и направлении к самостоятельному обучению, в вовлечении учащихся в сотрудничество и проведение рефлексии уроков были реализованы ключевые идеи модуля «Управление и лидерство».
Таким образом, при составлении среднесрочного планирования мне удалось проследить взаимосвязь всех модулей Программы и постепенное планомерное развитие учащихся через различные стратегии.