Цель - Закрепление умений обосновывать признаки сложноподчиненного предложения, определять место придаточного, средства связи с главным, правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении; Формирование умений находить придаточные предложения в сложноподчиненном предложении, повторить группы СПП по их значению, определять значение придаточного; расставлять знаки препинания; составлять схемы предложений с придаточными, умение содержательного перевода предложений с казахского языка на русский.Проводить работу по развитию связной речи, над формулированием полных ответов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сопоставление СПП в русском и казахском языках»
Тема: «Сопоставление СПП в русском и казахском языках»
Цель:
1.Закрепление умений обосновывать признаки сложноподчиненного предложения, определять место придаточного, средства связи с главным, правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении;
2.Формирование умений находить придаточные предложения в сложноподчиненном предложении, повторить группы СПП по их значению, определять значение придаточного; расставлять знаки препинания; составлять схемы предложений с придаточными, умение содержательного перевода предложений с казахского языка на русский.
3.Проводить работу по развитию связной речи, над формулированием полных ответов.
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение самостоятельно отбирать материал по предложенной теме.
Развивающие:
Способствовать развитию связной речи учащихся, творческих способностей, обогащению словарного запаса учащихся.
Работать над соблюдением орфоэпических норм языка.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию речевой культуры учащихся;
Воспитывать потребность в использовании дополнительной литературы;
Лингвистическая сказка «О сложной жизни Сложных Предложений».
На необъятных просторах государства Синтаксис жили-были Сложные Предложения. Обремененные огромной семьей, они едва успевали дочитать себя в зеркале страницы до конца.
А сколько родственников поминутно сновало по их территории! Попробуй всех перечесть: Простые предложения – дети, Члены предложения в каждом простом – внуки, всевозможные второстепенные члены – племянники и племянницы, дяди и тети.
Простые предложения стремились отгородиться друг от друга запятыми, а соединиться в огромном сложном предложении им помогали слуги - Союзы и Союзные слова. Немало их: тут тебе и Сочинительные, и Подчинительные. А уж если выходной, то держись, Предложение, само справляйся, без Союзов. Жизнь становилась самой настоящей бессоюзной.
Думаете, Сочинительные Союзы сказки сочиняют? Нет! Они связывают Простые Предложения в Сложные таким хитрым образом, что те и не замечают, что связаны. Только точка на всех одна, а так – полная независимость.
То ли дело подчинительные! Они полностью подчиняют одно (придаточное) другому (главному). И никакой свободы! Полная зависимость! А, в общем, родные и слуги Сложных предложений вполне справляются со своими обязанностями и предстают перед нами грамотными, знающими свое место и достойно исполняющими синтаксическую роль.
Какие же правила, признаки сложных предложений встретились в данной сказке?
Как называются СПП на казахском языке?
Давайте, сформулируем цели нашего урока
5. Поисковая задача.
Задание: переведите предложения, найдите СПП, докажите, что оно СПП
Қар еріді, бірақ шөп әлі көгерген жоқ..
Күн батты, ал дала әлі жарық..
Кейде түман түскен сияқтанып бүркеді, кейде қалың жаңбыр жауады.
Егер біз ауданда бірінші орын алсақ, облыстық олимпиадаға қатысамыз.
Есік ашылды да, үйге бір бейтаныс адам кірді.
6. Сопоставление СПП в русском и казахском языках.
Сравнительные карточки.
Задание: переведите предложения, используя СПП, укажите вид придаточного предложения, составим схему, перевод в тетрадь записать.
Сабақ дайындау үшін, кітапханаға бардым.
Қатты боран болғандықтан, біз ауылдан шыға алмадық.,
Күн батқанда, ол қалаға жетті.
Әуелгі сөзің рас болса, соңғы сөзің өтімді болады.
Проверим ваши ответы:
Чтобы подготовиться к уроку, я пошел в библиотеку. (СПП с придаточным цели)
Так как начался сильный буран, мы не смогли выехать из аула. (СПП с придаточным причины)
Он добрался до города, когда уже зашло солнце. ( СПП с придаточным времени)
Если первое слово правдиво, остальным легко поверят. (СПП с придаточным условным) ( На доске начертить схемы)
Ответим на вопросы:
* сходны ли СПП в русском и казахском языках?
* по строению
* по значению придаточных
* по средствам связи
7. Редактирование текста (пишем в тетрадях)
Задание: расставить пропущенные знаки препинания, вставить пропущенные буквы, указать вид придаточного предложения.
1. Днем не будет снега если ночью был иней.
2. Если вороб…и зимой чирикают то будет теплая метель.
3. Бегущий человек не может сразу остановит…ся потому что по инерции он продолжает движение.
4. Рыба свободно плавает в в…де так как имеет обтекаемую форму.
8. Моделирование предложений
Задание: из простых предложений составить СПП, указать, какие союзы использованы.
В пустыне растительность крайне скудная. В пустыне не хватает влаги.
Звезды нам кажутся маленькими. Они находятся очень далеко от нас.
Надо посадить дерево. Оставить добрую память о себе.
Вдоль железных дорог сажают деревья. Укреплялись насыпи.
9. Практическая работа с учебником.
Упражнение № 124 страница 82. (устно)
Задание: переведите предложения на русский язык, образуя СПП с придаточными времени, используя союзы КОГДА, КАК ТОЛЬКО, ДО ТЕХ ПОР, ПОСЛЕ ТОГО КАК.
10. Конструирование предложения.
Задание: перестройте предложения, заменяя выделенные слова придаточными предложениями.
Шофер остановил машину, увидев красный сигнал светофора.
При приближении теплохода к пристани пассажиры стали собирать багаж.
За неимением свободного помещения в поселке мы расположились на ночлег в палатке.
Для сокращения пути мы двинулись через лес.
11. Совсем недавно мыс вами прочитали произведение «Бедная Лиза». (Карамзин)
Давайте напишем свое мнение о героях повести, используя СПП с придаточными причины, прочитать в классе.
Меня привлекает образ Лизы, потому что…
Я считаю Эраста легкомысленным, потому что…
Мне понравилась повесть, потому что…
12. Тестовые задания
1. Сложные предложения бывают:
а) союзные;
б) бессоюзные;
в) сложносочинительные;
г) сложноподчинительные;
2. СПП состоят:
а) только из придаточных предложений;
б) из 2 независимых предложений;
в) из главного и придаточного или из главного и нескольких придаточных.
3. Придаточное может стоять:
а) только после главного;
б) только перед главным;
в) перед главным, в середине главного и после главного предложения.
4. Шартты бағыныңқылы сабақтас сөйлем – это
а) СПП с придаточными цели
б) СПП с придаточными условными
в) СПП с придаточными времени
5. Себеп бағыныңқылы сабақтас – это
а) СПП с придаточными цели
б) СПП с придаточными времени
в) СПП спридаточными причины
Правильные ответы:
1. А, Б
2. В
3. В
4. Б
5. В
13. Практическая работа с учебником
Упражнение 128 стр.84
Задание: к данным главным предложениям подберите придаточные