Занятие начинается с организации пальчиковой гимнастики.
Учитель. Покажите, пожалуйста, пальчики. Пошевелите ими, разотрите ладони. Гимнастика подскажет нам тему занятия.
Строим мы в лесу шалаш.
Будет прочным домик наш.
Столбики мы в землю вроем,
Сверху ветками накроем.
Дети соединяют подушечки больших, указа¬тельных, безымянных пальцев и мизинцев обеих рук, а средние сгибают вторыми фалангами. После этого сближают руки, раздвигая пальцы. Повторяют несколько раз.
- Вот стоит большая елка,
А на ней растут иголки.
Есть на елке также шишки,
А внизу - берлога мишки.
- О чем же мы будем говорить сегодня?
Дети. О деревьях, о лесе.
У. Тема нашего занятия - лес.
На доске - иллюстрации с изображениями разных лесов.
-А какой бывает лес?
Дети отвечают. Учитель вводит понятия или уточняет ответы.
Игра «Где прячется лиса?»
Учитель берет лису (игрушку или иллюстра¬цию), прячет ее, задает вопросы.
У. Лиса прячется в лесу из елок. Где она?
Д. Она в ельнике.
Учитель помещает лису рядом с соответству¬ющей иллюстрацией. Аналогично идет работа со словами сосняк, березняк, дубрава, чаща.
У. А теперь вы будете произносить чистоговор- ки и скороговорки.
Скороговорка-физкультминутка
Ловко я беру пилу и дрова в лесу пилю. Раз-два, раз-два - вот как пилятся дрова!
Дети изображают, как они пилят дрова.
- А что можно увидеть в лесу?
Дети отвечают. Затем учитель открывает за¬писанные на доске слова: день, дерево, пень, тень, трава, цветок, ветки, тропа, елка, береза, дуб, гриб. Дети проговаривают начало предложения: «В лесу бывает...» и дополняют предложение словом, прочитанным с доски. Таким образом первоклассники составляют предложения и чи¬тают их с разной интонацией (вопросительной или повествовательной).
Д. В лесу бывает пень? В лесу бывает пень.
Лиса (в ее роли выступает учитель).
Яв лесу бывала,
Это все видала.
Якумушка хитренькая,
У меня рыльце тоненькое,
Я люблю все маленькое.
Помоги мне превращать -
Будем вместе уменьшать.
Лиса показывает на слово, а дети называют его с уменьшительным суффиксом.
Д. Лес - лесок, лесочек. День - денек, денечек. Дерево - деревце. Пень - пенек, пенечек. Трава - травка, травушка. Цветок - цветочек. Ветка - ве¬точка. Тропа - тропинка, тропиночка. Елка - елоч¬ка. Береза - березонька, березка. Дуб - дубочек, дубок. Гриб - грибочек, грибок.
У. Как называется картина, на которой изоб¬ражен
лес?
Д. Природа.
- Пейзаж.
У. Нам предстоит изобразить пейзаж с помощью линейки и заштриховать его. Я расскажу, что мы будем рисовать, а вы скажите, какие геометричес¬кие фигуры нам понадобятся.
Во время выполнения штриховки можно по¬вторить пальчиковую гимнастику, проведенную в начале занятия. После завершения работы детям предлагается описать свой пейзаж.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
учитель начальных классов Матенова Светлана Арыкбаевна
Ход занятия 1
Занятие начинается с организации пальчиковой гимнастики.
Учитель. Покажите, пожалуйста, пальчики. Пошевелите ими, разотрите ладони. Гимнастика подскажет нам тему занятия.
Строим мы в лесу шалаш.
Будет прочным домик наш.
Столбики мы в землю вроем,
Сверху ветками накроем.
Дети соединяют подушечки больших, указательных, безымянных пальцев и мизинцев обеих рук, а средние сгибают вторыми фалангами. После этого сближают руки, раздвигая пальцы. Повторяют несколько раз.
Вот стоит большая елка,
А на ней растут иголки.
Есть на елке также шишки,
А внизу - берлога мишки.
О чем же мы будем говорить сегодня?
Дети. О деревьях, о лесе.
У. Тема нашего занятия - лес.
На доске - иллюстрации с изображениями разных лесов.
-А какой бывает лес?
Дети отвечают. Учитель вводит понятия или уточняет ответы.
Словосочетания
дремучий лес - непроходимый лес - чаща сосновый лес - бор - сосняк лес из елей и берез - смешанный лес дубовый лес - дубрава еловый лес - ельник
Игра «Где прячется лиса?»
Учитель берет лису (игрушку или иллюстрацию), прячет ее, задает вопросы.
У. Лиса прячется в лесу из елок. Где она?
Д. Она в ельнике.
Учитель помещает лису рядом с соответствующей иллюстрацией. Аналогично идет работа со словами сосняк, березняк, дубрава, чаща.
У. А теперь вы будете произносить чистоговор- ки и скороговорки.
Скороговорка-физкультминутка
Ловко я беру пилу и дрова в лесу пилю. Раз-два, раз-два - вот как пилятся дрова!
Рисунок
высокие и низкие ели, пень, травка, тропинка
сот
сом
кар
мол
час
лом
аст
тра
ман
пар
лап
кот
шат
лаз
зал
рад
дар
тос
сад
ваз
бал
лад
тар
ком
газ
фар
фас
жаб
сав
фро
вол
мак
нап
так
пол
ело
ДОЛ
лод
вал
кол
лоб
кто
Дети изображают, как они пилят дрова.
А что можно увидеть в лесу?
Дети отвечают. Затем учитель открывает записанные на доске слова: день, дерево, пень, тень, трава, цветок, ветки, тропа, елка, береза, дуб, гриб. Дети проговаривают начало предложения: «В лесу бывает...» и дополняют предложение словом, прочитанным с доски. Таким образом первоклассники составляют предложения и читают их с разной интонацией (вопросительной или повествовательной).
Д. В лесу бывает пень? В лесу бывает пень.
Лиса (в ее роли выступает учитель).
Яв лесу бывала,
Это все видала.
Якумушка хитренькая,
У меня рыльце тоненькое,
Я люблю все маленькое.
Помоги мне превращать -
Будем вместе уменьшать.
Лиса показывает на слово, а дети называют его с уменьшительным суффиксом.
У. Как называется картина, на которой изображен лес?
Д. Природа.
Пейзаж.
У. Нам предстоит изобразить пейзаж с помощью линейки и заштриховать его. Я расскажу, что мы будем рисовать, а вы скажите, какие геометрические фигуры нам понадобятся.
Во время выполнения штриховки можно повторить пальчиковую гимнастику, проведенную в начале занятия. После завершения работы детям предлагается описать свой пейзаж.