Просмотр содержимого документа
«"Система работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивангородская средняя общеобразовательная школа
№ 1 имени Н.П.Наумова»
Методические рекомендации
учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Нины Александровны
Куртышевой
по методической теме « Система работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку»
Ленинградская область
г. Ивангород
2013
Аннотация
Методические рекомендации «Система работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку»представляют собой информацию, определяющую наиболее эффективные варианты организации работы по подготовке учащихся 10-11 классов к единому государственному экзамену по русскому языку.
Данные методические рекомендации могут быть полезны учителю, который только начинает работу в старших классах, или студентам педагогических ВУЗов. В большом потоке различных пособий, сборников заданий, учебников по подготовке к ЕГЭ начинающему учителю сложно выбрать тот путь, который не только позволит каждому выпускнику перешагнуть минимальный порог, но и получить максимальное количество баллов.
Тридцатилетний опыт работы учителем русского языка и литературы, в основном, в старших классах, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, директором, опыт работы экспертом в областной предметной комиссии по проверке сочинений (часть С) позволяет автору дать рекомендации по планированию и организации работы с учащимися по подготовке к ЕГЭ.
Куртышева Нина Александровна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ивангородская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Н.П.Наумова» Кингисеппского района Ленинградской области, высшая квалификационная категория.
Пояснительная записка
В настоящее время в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» начинающий учитель должен знать, что разработка образовательной программы образовательного учреждения является компетенцией самого учреждения. Соответственно, учебный план с определением количества часов на учебные предметы также находится в компетенции этого учреждения.
Таким образом, получая учебную нагрузку на новый учебный год, необходимо четко представлять, программу какого уровня (базового или профильного) Вы будете реализовывать при изучении русского языка. От уровня программы зависит количество часов на изучаемый предмет. Для работы по программе базового уровня необходимо знать, что минимального количества часов (а это 1 час в неделю) будет недостаточно, поэтому необходимо продумать и заявить администрации о дополнительных часах в рамках элективных курсов (по выбору учащихся). Чтобы получить эти часы, необходимо разработать рабочую программу самому учителю или воспользоваться уже готовыми программами и настоятельно предложить их в дальнейшем ученикам 10-11 классов.
В связи с тем, что ЕГЭ по русскому языку стал не только обязательным выпускным экзаменом, но и обязательным при поступлении в ВУЗы, роль его возросла. И учителя, и выпускники, и их родители стремятся к тому, чтобы на ЕГЭ было набрано максимальное количество баллов. Целью данной системы работы является то, что необходимо не только освоить программы по русскому языку как обязательные, так и элективные курсы, но и использовать в работе наиболее эффективные технологии.
Рекомендую две программы элективных курсов для учащихся в зависимости от их уровня подготовки:
для учащихся, имеющих средний уровень подготовки, это может быть программа элективного курса «Трудные вопросы ЕГЭ по русскому языку» (Приложение №1);
для учащихся с высоким уровнем – это «Практическая стилистика русского языка» (Приложение №2).
Позволю себе заметить, что строго регламентировать распределение учащихся не стоит: выбор должен быть за учеником. По большому счету для достижения наибольшего эффекта необходимо, чтобы все ученики освоили обе программы, при этом в процессе освоения необходимо использовать индивидуальный подход к каждому ученику, дифференцировать задания.
В результате работы за 2 года обучения можно каждого ученика привести к успеху, а именно, выпускник школы:
сможет повторить и обобщить учебный материал по русскому языку за курс основной школы и отработать навык решения тестовых заданий в структуре ЕГЭ;
отработать навыки в умении пользоваться разнообразными стилистическими средствами языка;
составлять тексты различных стилей и жанров;
анализировать тексты художественного и публицистического стилей (понимать проблемы текста, определять позицию автора).
Следуя методическим рекомендациям в первые годы работы с учащимися старших классов, в дальнейшем можно проявлять творчество, вносить коррективы в систему работы с учетом способностей и потребностей обучающихся, а также с учетом личности самого учителя.
В заключение замечу, что методических рекомендаций (разработок) в различных источниках (электронно-цифровых и бумажных) существует огромное множество. Как это было в начале моей педагогической деятельности, да еще в эпоху жесткого дефицита, покупалось практически все, где было написано « русский язык и литература». Использовано в работе из того, что куплено, процентов на 50. Сегодня, в век информационных технологий, легче не стало. По прежнему, найти то, что близко, понятно, доступно будет и ученику, и начинающему учителю, очень сложно. В связи с этим позвольте дать совет, состоящий из нескольких шагов:
выберите (узнайте у курирующего заместителя директора по УВР, заведующего школьной библиотекой) учебную программу по русскому языку, определите учебник, найдите соответствующие рекомендации к учебнику;
используйте дополнительную литературу в форме справочников, таблиц-схем для повторения теоретического материала;
имейте под руками сборник вариантов тестовых заданий в формате ЕГЭ (не менее 30), сборников контрольно-измерительных материалов по всем разделам программы русского языка;
используйте в работе интернет-ресурсы (Приложение № 3).
Думаю, что эти советы помогут в работе начинающему учителю любой специальности, а не только учителю русского языка.
Методические рекомендации
Учитель, начинающий работать в старших классов, должен понимать, что основная цель обучения – это повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Постараюсь поэтапно спланировать действия учителя по достижению поставленной цели и привести каждого ученика к успеху и помочь ему получить максимальное количество баллов на ЕГЭ по русскому языку.
Первый этап. Знакомство с уровнем владения русским языком учащимися, которые пришли к вам от других учителей, возможно, из другой школы. Для этого необходимо провести входную проверочную работу, лучше в формате ЕГЭ. Результаты этой работы, ее анализ позволят учителю скорректировать календарно-тематическое планирование рабочей программы по русскому языку.
Второй этап. Организация работы с учащимися по систематизации и углублению знаний в соответствии с уровнем подготовки учащихся. Чаще всего, это как минимум три уровня владения навыками. Здесь необходимо корректно организовать работу в группах: задания на уроке каждый получает в соответствии со своим уровнем, причем учитель будет исполнять роль координатора, помощника, консультанта. Для организации такого урока- практикума необходимо наличие сборников с практическими тренировочными упражнениями. Одна из групп может работать с учителем. На каждый урок рекомендую готовить презентации, как для всего класса, так и для отдельных групп.
Третий этап. Организация работы по развитию речи учащихся. Прежде всего, это умение работать с текстами публицистического и художественного стилей, тем самым начать подготовку учащихся к выполнению части С единого государственного экзамена по русскому языку. Для этого необходимо провести уроки-консультации с учащимися в первом полугодии 10 класса по требованиям к написанию сочинения-рассуждения, а также ознакомить десятиклассников с критериями оценки сочинения на ЕГЭ.
Четвертый этап. Организация системы контроля и учета знаний и практических навыков учеников. Предлагаю таблицу, которая заполняется учениками в процессе выполнения практических работ как отдельных заданий из КИМов, так и полных работ частей А и В. (Приложение №4) Данная таблица позволяет увидеть, какие темы у ученика западают, и учитель может внести корректировку в план индивидуальной работы с учеником.
Пятый этап. Организация учащихся на выполнение работ в Интернете в режиме он-лайн, а также на участие в тренировочных работах системы СтатГрад. Это может быть как на отдельных уроках, так и дома. Такая работа проводится, в основном, по желанию учащихся, но совместная работа учителя с родителями учеников позволяет и в этом вопросе добиться положительного результата.
Думаю, что предложенная система работы позволит каждому учителю добиться высоких результатов в подготовке выпускников школы к ЕГЭ по русскому языку. Хочу заметить, что успех во многом зависит еще и от того, как складываются отношения учителя и ученика. Непозволительно учителю проявлять равнодушие и формальность. На каждом этапе работы необходимо ответственно готовиться к уроку, планировать материал на каждого конкретного ученика, систематически проверять работы учащихся, анализировать полученные результаты и ставить новые задачи для достижения главной цели – успешная сдача единого государственного экзамена по русскому языку.
ВСЕМ УДАЧИ!
Список рекомендуемой литературы
Литература для учащихся
Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл.общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 14-е издание. - М.: Просвещение, 2009.
Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс / А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2006.
Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина. Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.
ЕГЭ-2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под редакцией И.П. Цыбулько. – 2-ое изд.,исправл. – М.: Национальное образование, 2012.
С.А.Павлова. Русский язык. Рекомендации по подготовке к ЕГЭ (Части А,В,С). Москва, «Дрофа», 2010.
И.Г. Добротина. Русский язык. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
ЕГЭ-2012. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П.Цыбулько и др. – М., 2011.
Г.Т. Егораева. Русский язык. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. Задания части 3 (С). Издательство «Экзамен», Москва, 2012.
М.М.Казбек-Казиева.Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку (ЧастьС) 10-11 классы, Москва, «ВАКО», 2012
Пучкова Л.. Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. – М., изд. «Экзамен», 2010.
Практикум по подготовке к ЕГЭ. Под редакцией И.П.Цыбулько – М.: Национальное образование, 2011.
Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА/ Авт.-сост. С.Г.Мамонова. – Ярославль: Академия развития, 2010.