2. Объявление темы и целей урока. «Семейный конфликт». Анализ романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Демонстрация презентации об авторе и истории создания романа. Беседа по презентации. 3. Деление на группы по стратегии «Мозаика». Учащиеся собираются в группу по составленной пословице на тему «семья». Г. Работа в группах над анализом эпизодов для характеристики действующих лиц. Задание «Узнай героя по описанию». 1группа: «На вид ему было лет 45, его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной» (Павел Петрович Кирсанов) «…Кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пёстрой кофточке» «…Была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковском времени. Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы…» (Арина Власьевна Базарова, мать Базарова) 2группа: Барин лет сорока с небольшим. У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в двести душ. В молодости, не отличаясь храбростью, заслужил прозвище «трусишка». После перелома ноги на всю жизнь остался «хроменьким» (Николай Петрович Кирсанов) Лицо «длинное и худое, с широким лбом, сверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум» (Евгений Базаров) 3группа: «Аркадий … увидал на крылечке господского домика высокого, худощавого человека, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетого в старинный военный сюртук нараспашку» (Отец Базарова, Василий Иванович Базаров) Молодой представитель дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика. Молодой кандидат. (Аркадий Кирсанов) Задание «Найди ключевое слово» 1группа: « Всякий человек сам себя …… должен» (воспитать) «Природа не храм, а …… , и человек в ней работник»(мастерская) «Порядочный …… в двадцать раз полезнее всякого поэта» (химик) «Кто …… на свою боль, тот непременно её победит» (злится) «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе …… мнения» (прескверного) «…… …ведь это чувство напускное» (любовь) 2группа: «Исправьте ……, и болезней не будет» (общество) «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это всё ……, чепуха, гниль, художество» (романтизм) «Мы ……, потому что мы сила» (ломаем) По-моему, …… гроша медного не стоит, да и они не лучше его» (Рафаэль) «Мы люди старого века, мы полагаем, что без ……, принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя» (принсипов) «Позвольте вас спросить, по вашим понятиям слова: «дрянь» и «……» одно и то же означают?» (аристократ) 3группа: «Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе ……» (человека) «Я хочу только сказать, что аристократизм – принсип, а без принсипов в наше время могут одни …… или пустые люди» (безнравственные) «Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее, вы всё разрушаете. Да ведь надобно же и ……» (строить) «Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он - ……, он не может жить без веры» (патриархальный) «Вот, нынешняя молодёжь! Вот они – наши ……» (наследники) «Человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё ……» (строится) Задание «Анализ романа» 1группа: Назовите основные линии спора Евгения Базарова и Павла Кирсанова. об отношении к дворянству, аристократии и её принципам; о принципе деятельности нигилистов; об отношении к народу; о взглядах на искусство и природу. 2группа: Охарактеризуйте отношение Базарова к родителям и родителей к сыну. 3группа: Идейный замысел автора (тема, идея, название романа). Смысл смерти Базарова. 4. Стратегия «Стоп кадр» Учащиеся в группах инсценируют один эпизод из романа. 1группа эпизод «Знакомство Базарова с П.Кирсановым». 2группа эпизод «Конфликт Базарова с Павлом Петровичем». 3группа эпизод «Адский камень». Взаимооценивание групп по критериям: 1.Показывает знание текста (угадывает героя по описанию, знает ключевые слова цитат). 2.Производит анализ текста (характеризует главных героев, определяет конфликтные линии, тему и идею) 3.Владеет актерским мастерством, соблюдает речевые нормы. |