Настоящая рабочая программа по русскому языку для средней общеобразовательной школы 3 класса составлена на основе:
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
- грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
- научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно-коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
В программе курса «Русский язык» выделяют три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Уроки блока «Как утроен наш язык» реализует цель ознакомления учеников с помощью лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формирует навыки грамотного выборочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
Данная программа ориентирует ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы.
Материал, превышающий уровень требований, способен расширить кругозор младших школьников, познакомить их с интересными фактами и явлениями функционирования родного языка, что способствует реализации дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.
Согласно программе в третьем классе на изучение русского языка отводится 5 часов в неделю, всего 170 часов (34 учебных недели).
Ведущее место учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных и метапредметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
- использование языка с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуации общения;
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать разные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
- проверять написанное, находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, способность контролировать свои действия, проверять написанное.
- характеризуют имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
- постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.
Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок, -ец, -иц, -инк, -енк, сочетаний -ичк, -ечк.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственного текста заданного типа. Знакомство с изложением и сочинением в качестве письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во втором классе): использование в текстах многозначных слов: синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
№урока | Дата | Тема урока | Содержание урока | УУД | Формы контроля | Электронные образовательные ресурсы |
| план | факт |
1 | | | Повторяем фонетику | Звуки и буквы: гласные и согласные. Различение звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных | Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Предметные: обозначение звуков на письме, сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции | Промежуточный Тест | Презентация |
2 | | | Вспоминаем правило написания большой буквы | Повторение правил написания прописной буквы: написание прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Предметные: сопоставлять слова, анализировать их и правильно писать имена существительные | Текущий Фронтальный опрос | |
3 | | | Фонетический разбор слова | Работа по закреплению умений различать звуки и буквы. Деление слов на слоги. Словесное ударение | Предметные: применятьправила переноса слов, применять алгоритм фонетического анализа слова | Текущий Фронтальный опрос | |
4 | | | Вспоминаем правила переноса слов | Правила переноса слов. Работа по закреплению знания правил переноса слов. использование знака переноса | Предметные: правила переноса слов, применять изученные правила в написании слов Метапредметными результатами являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы | Текущий Работа в парах | |
5 | | | Повторяем: текст, его признаки и типы | Выбор заголовка текста, окончание текста. Типы текста, определение типа текстов, план | Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы | Текущий Фронтальный опрос | Презентация |
6 | | | Фонетический разбор слова | Деление слов на слоги. Различение согласных и гласных, звонких и глухих. Работа по закреплению навыков различения звуков | Предметные: применятьправила переноса слов, применять алгоритм фонетического анализа слова | Текущий Фронтальный опрос | |
7 | | | Повторяем правила обозначения гласных после шипящих | Обозначение гласных после шипящих: жи–ши, ча – ща, чу – щу | Предметные: разъяснять сущность усвоенного правила о написании жи – ши, ча – ща, чу –щу | Текущий Работа в парах | |
8 | | | Повторяем состав слова Диагностика успешности обучения №1 | Работа по закреплению навыков разбора слова по составу | Предметные: части слова и их обозначения, образование слов в русском языке, разбирать слова по составу | Тест | |
9 | | | Повторяем правописание безударных гласных в корне слова | Работа по закреплению знаний подбора однокоренных слов для проверки безударных гласных | Подбирать слова по заданию учителя. Применять алгоритм списывания | Текущий Фронтальный опрос | |
10 | | | Повторяем признаки и типы текста | Понятие текста, типа текста. Заголовок, составление плана | Называть признаки текста- повествования, рассуждения, описания. Продолжать текст | Текущий Работа в парах | |
11 | | | Контрольная работа по теме «Повторение орфограмм корня» | Проверка применения полученных знаний | Выполнять полный фонетический анализ слова, разбирать по составу. | Диктант | |
12 | | | Работа над ошибками. Разбор слова по составу | Закрепление навыков разбора слов по составу. Корень, суффикс, приставка, окончание, основа. Нахождение слов с приставкой, суффиксом и т. д. Составление слов по | Называть и находить основные части слова. Применять полный алгоритм разбора слова по составу | | |
13 | | | Повторяем правила правописания согласных в корне слова | Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных в корне слова | | Текущий Фронтальный опрос | |
14 | | | Повторяем словообразование | Образование слов, их объяснение и толкование. Способы образования – суффиксальный и приставочный | Называть и находить основные части слова. Применять полный алгоритм разбора слова по составу | | |
15 | | | Повторяем правило правописания непроизносимых согласных в корне слова | Закрепление навыка правописания непроизносимых согласных в корне слов. Различные способы проверки | Подбирать слова по заданию учителя. Применять алгоритм списывания | Текущий Фронтальный опрос | |
16 | | | Текст и его заголовок | Текст. Выбор заголовка. Подбор текста по данным заголовкам. Выбор окончания текста | Называть признаки текста- повествования, рассуждения, описания. Продолжать текст | | Презентация |
17 | | | Разбор слова по составу и словообразование. П.р. «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу» | Разбор слова по составу | Выполнять полный фонетический анализ слова, разбирать по составу. | Тест | |
18 | ! | | Вспоминаем правописание суффиксов | Правописание суффиксов. Значение суффиксов. Систематизация знаний, полученных учащимися во втором классе | Упражняться в повторении изученных орфограмм; конструирование слов с использованием изученных правил, классификация слов | Текущий Работа в парах | Презентация |
19 | | | Повторяем правописание приставок | Правописание приставок. Значение приставок. Систематизация знаний, полученных учащимися | Обобщать результаты наблюдений. Формулировать правила написания приставок | Текущий Фронтальный опрос | |
20 | | | Заголовок и начало текста | Выбор заголовка текста. Начало текста. Систематизация полученных знаний | Называть признаки текста- повествования, рассуждения, описания. Продолжать текст | Текущий Фронтальный опрос | |
21 | | | Предложение и его смысл. Слова в предложении | Смысл предложения. слова в предложении. Границы предложения. Упражнение в определении границ предложения | Понимать понятие "предложение" Определять границы предложения и правильно их оформлять | Текущий Фронтальный опрос | Презентация |
22 | | | Виды предложений по цели высказывания и интонации | Определение предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске | | Текущий Работа в парах | Презентация |
23 | | | Последовательность абзацев в тексте | Обучение осмысленному прочитыванию текста. Восстановление последовательности предложений в тексте | Называть признаки текста- повествования, рассуждения, описания. Продолжать текст | Промежуточный тест
| |
24 | | | Деление текста на абзацы | Заглавие текста, особенности абзаца. Восстановление последовательности в тексте | Называть признаки текста- повествования, рассуждения, описания. Продолжать текст | | |
25 | | | К/списывание | | | | |
26 | | | Главные члены предложения | Понятие о главных членах предложения, грамматической основе предложения. Упражнение в нахождении грамматической основы в предложении | Определять, о чём говорится в предложении. Уметь находить главные члены предложения. | Текущий Работа в парах | Презентация |
27 | | | Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков | Написание разделительных ъ и ь знаков. Отработка написания непроизносимой согласной в корне слова | Различать разделительные ь и ъ | Текущий Работа в парах | Презентация |
28 | | | Главные члены предложения | Нахождение главных членов предложения | Находить главные члены предложения. Выполнять алгоритм поиска главных членов предложения. | Текущий Работа в парах | |
29 | | | Учимся писать приставки | Ознакомление с правилом написания приставок | Обобщать результаты наблюдений. Формулировать правила написания приставок | Текущий Фронтальный опрос | Презентация |
30 | | | Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з- и с- | Ознакомление с правилом написания приставок на з- и с- | Применять правило правописания приставок. | Текущий Фронтальный опрос | |
31 | | | Подлежащее | Введение понятия подлежащего | Находить в предложении подлежащее, выраженное разными способами, определять грамматическую основу предложения. | Текущий Фронтальный опрос | |
32 | | | Сказуемое | Введение понятия сказуемого | Находить в предложении сказуемое, выраженное разными способами, определять грамматическую основу предложения. | Текущий Фронтальный опрос | |
33 | | | Учимся писать письма | Знакомство с жанром письма | | | Презентация |
34 | | | Подлежащее и сказуемое | Выделение сказуемого в предложении и грамматической основы | Сравнивать словосочетания и предложения, определять грамматическую основу предложения. | Практическая работа | |
35 | | | Учимся писать письма | Введение понятия адресат | Писать письмо по образцу. Редактировать текст. | | |
36 | | | Второстепенные члены предложения | Введение понятия второстепенные члены предложения | Понимать значение терминов "второстепенные члены предложения", "распространённое и нераспространённое предложение" | | Презентация |
37 | | | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство | Обучение разбору предложения по членам предложения | Понимать значение терминов "второстепенные члены предложения", "распространённое и нераспространённое предложение | | |
38 | | | Итоговый диктант за 1 четверть по теме «Орфограммы, изученные во 2 классе» | Обучение приемам самоконтроля | Выполнять полный фонетический анализ слова, разбирать по составу. | Диктант | |
39 | | | Работа над ошибками | | | | |
40 | | | Учимся писать приставку с- 2 четверть | Выделение приставки с- в словах | Применять правило правописания приставок. | Текущий Фронтальный опрос | |
41 | | | Обстоятельство | | Понимать обстоятельство как второстепенный член предложения. Называть вопросы. Правильно подчёркивать. | Текущий Фронтальный опрос | |
42 | | | Учимся писать письма | Ознакомление с приемом составления плана письма | Писать письмо по образцу. Редактировать текст. Наблюдать за порядком изложеия мысли в тексте письма | | Презентация |
43 | | | Определение | Введение понятия определение | Понимать определение как второстепенный член предложения. Называть вопросы. Правильно подчёркивать. | Текущий Фронтальный опрос | |
44 | | | Учимся писать слова с двумя корнями | Обучение выделению корней в словах с двумя корнями | Писать сложные слова с двумя корнями. Находить два корня | | Презентация |
45 | | | Определение | | Понимать определение как второстепенный член предложения. Называть вопросы. Правильно подчёркивать. | Текущий Фронтальный опрос | |
46 | | | Запоминаем соединительные гласные о, е | Запись слов с соединительными гласными | Писать сложные слова с двумя корнями. | Текущий Фронтальный опрос | |
47 | | | Учимся писать письма | Ознакомление с приемом составления плана письма. Работа по корректированию текста | Называть признаки текста, писать по заданному окончанию | | |
48 | | | Дополнение | Выделение в предложении второстепенных членов предложения. Дополнение. Понятие. Нахождение в тексте дополнения | Понимать дополнеие как второстепенный член предложения. Называть вопросы. Правильно подчёркивать. | Текущий Фронтальный опрос | |
49 | | | Дополнение | Выделение в предложении второстепенных членов предложения. Дополнение. Понятие. Нахождение в тексте дополнения | Понимать дополнеие как второстепенный член предложения. Называть вопросы. Правильно подчёркивать. | Текущий Фронтальный опрос | |
50 | | | Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова | Написание букв о, е после шипящих в корне слова. Применение правила | Называть щипящие согласные звуки и буквы, которыми они обозначаются, выполнять алгоритм применения правила. | Текущий Фронтальный опрос | |
51 | | | Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова | Написание букв о, е после шипящих в корне слова. Применение правила | Называть щипящие согласные звуки и буквы, которыми они обозначаются, выполнять алгоритм применения правила. | | |
52 | | | Учимся писать письма | Ознакомление с понятием фразеологизм | Называть признаки текста, писать по заданному окончанию | Практическая работа | |
53 | | | П.р. «Простое предложение, члены простого предложения» | | | | |
54 | | | Однородные члены предложения | Введение понятия однородные члены предложения. Написание однородных членов предложения. Работа с правилом | Знакомиться с союзами при однородных членах. Тренироваться в нахожднии однородных членов. | Текущий Фронтальный опрос | |
55 | | | Учимся обозначать звук ы после звука ц | Ознакомление с приемом проверки написания слов с данной орфограммой | Наблюдать за способомобозначения звука ы после ц в различных частях слова | Текущий Фронтальный опрос | |
56 | | | Однородные члены предложения | Работа с предложениями с законченным и с незаконченным перечислением. Союзы при однородных членах | Находить однородные члены предложения. | | |
57 | | | Знаки препинания при однородных членах предложения. Письмо под диктовку. | Нахождение однородных членов предложения. Расстановка знаков препинания в предложении | Обосновывать постановку знаков препинания | | |
58 | | | Диктант по темам: «Правописание слов, образованных сложением», «о, ё после шипящих», «ы после ц», «Однородные члены предложения» | Проверка применения полученных знаний | Безошибочно писать текст с изученными орфограммами, выполнять грамматические задания | Диктант | |
59 | | | Работа над ошибками. Учимся писать письма | Обучение систематизации своих наблюдений и устному составлению плана повествования | Списывать текст без ошибок, пользуясь алгоритмом. | Практическая работа | |
60 | | | Повторяем фонетику и состав слова | Деление слов на слоги | Повторять алгоритм фонетического анализа. Разбора слов по составу. | Практическая работа | |
61 | | | Повторение | Расстановка запятых в предложении. Упражнение в употреблении и написании однородных членов предложения | Тренироваться в написании родственных слов с изученными орфограммами | Текущий Работа в парах | |
62 | | | Части речи | Введение понятия части речи. Классификация слов по значению. Признаки различия частей речи | Наблюдать за грамматическими признаками слов | Текущий Фронтальный опрос | Презентация |
63 | | | Самостоятельные и служебные части речи | Нахождение и определение частей речи, значение и морфологические признаки | Различать самостоятельные и служебные части речи. | Текущий Фронтальный опрос | Презентация |
64 | | | Повторение | | Составлять план, определять тип текста | Практическая работа | |
65 | | | Имя существительное | Написание существительных. Классификация существительных по значениям и морфологическим признакам | Выделять имена существительные | Текущий Фронтальный опрос | Презентация |
66 | | | Повторение изученных орфограмм | Повторение орфограмм | | Практическая работа | |
67 | | | Учимся писать изложение | Введение понятий изложение, повествование. Написание изложения | Понимать смысл нового вида деятельности: написание изложения | | |
68 | | | Род имён существительных | Определение рода имён существительных | Наблюдать за изменением формы имён существительных. | Текущий Фронтальный опрос | |
69 | | | Род имён существительных | Наблюдение над родом неизменяемых имён существительных | Наблюдать за изменением формы имён существительных | Текущий Фронтальный опрос | |
70 | | | Учимся писать изложение | Написание изложения | Понимать смысл нового вида деятельности: написание изложения | Практическая работа | |
71 | | | Число имён существительных | Изменение имён существительных по числам. Определение числа имен существительных в тексте. Категория числа имен существительных | Различать имена существительные, употребляющиеся только в форме единственного числа или только в форме множественного числа | Текущий Фронтальный опрос | |
72 | | | Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных | Написание слов с ь после шипящих у имён существительных. Формулировка правила | Определять причину написания мягкого знака после шипящих у имён существительных. | Текущий Фронтальный опрос | |
73 | | | Число имён существительных | Определение рода и числа существительных. Постановка слов в определённую форму числа | Различать имена существительные, употребляющиеся только в форме единственного числа или только в форме множественного числа | Текущий Фронтальный опрос | |
74 | | | Изменение имён существительных по числам | Изменение числа имен существительных. Запись слов в нужной форме. Упражнение в определении рода и числа имен существительных | Работать над правописанием сложных случаев образования формы множественного числа | Текущий Фронтальный опрос | |
75 | | | Изменение имён существительных по числам | Изменение числа имен существительных. Запись слов в нужной форме. Упражнение в определении рода и числа имен существительных | Работать над правописанием сложных случаев образования формы множественного числа | Текущий Фронтальный опрос | |
76 | | | Контрольный диктант за I полугодие | Проверка знаний, полученных при изучении частей речи. Письмо под диктовку. Выполнение грамматических заданий | | Диктант | |
77 | | | Работа над ошибками | | | | |
78 | | | Повторение | | | | |
79 | | | Диагностика успешности обучения №2 | | | Диагностика | |
80 | | | Учимся писать изложение | Написание изложения, составление плана | Называть признаки текста повествования | | |
81 | | | Изменение имен существительных по падежам | Введение понятий падеж, косвенный падеж. Алгоритм определения падежа слова в предложении | Понимать смысл термина "падеж" Выполнять алгоритм определения падежа имён существительных в предложении. | Текущий Фронтальный опрос | Презентация |
82 | | | Падеж имен существительных | Обучение определению падежа имени существительного в предложении, распределению имен существительных по падежам | Выполнять алгоритм определения падежа имён существительных в предложении. | Текущий Фронтальный опрос | |
83 | | | Падеж имен существительных | Обучение определению падежа имени существительного в предложении, распределению имен существительных по падежам | Выполнять алгоритм определения падежа имён существительных в предложении. | | |
84 | | | Падеж имен существительных | | Выполнять алгоритм определения падежа имён существительных в предложении. | Текущий Фронтальный опрос | |
85 | | | Учим слова с удвоенными согласными в корне слова | Написание слов с удвоенными согласными в корне слова | Писать слова с удвоенными согласными. | Текущий Фронтальный опрос | |
86 | | | Учимся писать письма | Написание писем с пересказом от первого лица | Выполнять комплексную работу с текстом | Практическая работа | |
87 | | | Падеж имен существительных | Обучение изменению имен существительных по падежам | Выполнять алгоритм определения падежа имён существительных в предложении. | Текущий Фронтальный опрос | |
88 | | | Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных | Значимая часть сло- ва – суффикс. Состав слова | Наблюдать за особенностями суффикса ок | Текущий Фронтальный опрос | |
89 | | | Падеж имён существительных | Изменение имён существительных по падежам | Выполнять алгоритм определения падежа имён существительных в предложении. | Текущий Фронтальный опрос | |
90 | | | Учимся писать суффиксы -ец- и -иц- и сочетания -ичк- и -ечк- | Уметь выделять в словах суффиксы -ец- и -иц-, сочетания -ичк- и -ечк- | Наблюдать за особенностями суффикса ец иц ичк ечк | | |
91 | | | Работа с текстом | Обучение составлению текста с элементами описания | Определять тип текста | | |
92 | | | Склонение имён существительных | Склонение имён существительных. Классификация по склонениям | Выполнять алгоритм определения типа склонения имён существительных | Текущий Фронтальный опрос | |
93 | | | Учимся писать сочетания -инк- и -енк- | Ознакомление с правописанием сочетаний -инк- и -енк- | Наблюдать за словами с сочетаниями инк енк | | |
94 | | | Диктант по теме «Суффиксы» | Проверка усвоения изученного | | Диктант | |
95 | | | Работа над ошибками. Склонение имён существительных | Склонение имён существительных, основные грамматические и синтаксические признаки | Выполнять алгоритм определения типа склонения имён существительных | Работа в парах, группах | |
96 | | | Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения | Безударные окончания имён существительных 1-го склонения | Осваивать способ проверки безударных гласных в окончании существительных | Текущий Фронтальный опрос | |
97 | | | Работа с текстом | | Определять тип текста | | |
98 | | | Склонение имён существительных | Склонение имён существительных | Понимать смысл термина "несклоняемые существительные" | Текущий Фронтальный опрос | |
99 | | | Тест по теме «Склонение имен существительных» | Проверка уровня знаний, полученных при изучении темы | Выполнять комплексную работу. | Тест | |
100 | | | Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения | Введение алгоритма применения правила. Склонение имён существительных | Применять различные способы проверки безударных гласных в окончании существительных | | Презентация |
101 | | | Имена существительные одушевленные и неодушевлённые | Введение понятия одушевленные и неодушевленные имена существительные | Наблюдать за лексическими признаками одушевлённости и неодушевлённости | | |
102 | | | Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения | Введение алгоритма применения правила. Правописание падежных окончаний имён существительных 2-го склонения | Применять различные способы проверки безударных гласных в окончании существительных | | |
103 | | | Учимся писать изложение | Ознакомление с приемом корректировки готового плана текста. Написание изложения. Корректировка готового плана | Соотносить текст с планом, редактировать, озаглавливать, записывать. | Практическая работа | |
104 | | | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | Определение одушевлённых и неодушевленных имён существительных | Наблюдать за лексическими признаками одушевлённости и неодушевлённости | Текущий Фронтальный опрос | |
105 | | | Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения | Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения | Наблюдать за лексическими признаками одушевлённости и неодушевлённости | Текущий Фронтальный опрос | |
106 | | | Имена существительные собственные и нарицательные | Ознакомление с понятием имена собственные и нарицательные | Понимать термин "имена существительные собственные и нарицательные. | | |
107 | | | Гласные в окончаниях имен существительных после шипящих и ц | Ознакомление с алгоритмом написания гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц | Наблюдать за особенностями обозначения звука о после щипящих и ц в окончаниях существительных | | |
108 | | | Учимся писать изложение | Написание изложения | Применять алгоритм написания изложения | Практическая работа | |
109 | | | Способы образования имён существительных | Словообразование слов. Ознакомление с приемом различения слов по способу их образования | Определять способ образования имён существительных | Текущий Фронтальный опрос | Презентация |
110 | | | Способы образования имён существительных | Словообразование слов. Ознакомление с приемом различения слов по способу их образования | Определять способ образования имён существительных | | |
111 | | | Учимся писать безударные окончания имен существительных 3-го склонения | Правописание падежных окончаний имен существительных 3-го склонения. Введение алгоритма применения правила | Наблюдать за системой падежных окочаний имён существительных 3-го склонения | Текущий Фронтальный опрос | |
112 | | | Учимся писать безударные окончания имен существительных 3-го склонения | Правописание падежных окончаний имен существительных 3-го склонения | Наблюдать за системой падежных окочаний имён существительных 3-го склонения | Текущий Фронтальный опрос | |
113 | | | Учимся писать изложение | Ознакомление с приемами анализа и корректировки текста изложения | Применять алгоритм написания изложения | Практическая работа | |
114 | | | Контрольное изложение | Проверка усвоенных знаний. Написание изложения по самостоятельно составленному плану | Писать изложение после предварительной подготовки Находить и исправлять ошибки | Изложение | |
115 | | | Работа над ошибками. Повторяем фонетику и состав слова | Состав слова. Фонетика. Закрепление знаний, полученных при изучении темы | | Работа в группах, парах | |
116 | | | Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных l-го, 2-го и 3-го склонений | Правописание безударных окончаний имен существительных | Применять различные способы проверки безударных гласных в окончании существительных | Текущий Фронтальный опрос | |
117 | | | Проверочный диктант по теме «Правописание окончаний имен существительных» | Проверка знаний, полученных при изучении темы | Безошибочно писать текст с изученными орфограммами, выполнять грамматические задания | Диктант | |
118 | | | Работа над ошибками | | Наблюдать за значением , выделять из текста | | |
119 | | | Имя прилагательное | Введение понятия имя прилагательное. Имя прилагательное, начальная форма. Классификация имен прилагательных | | Текущий Фронтальный опрос | Презентация |
120 | | | Правописание окончаний имен существительных множественного числа | Изменение имен существительных по числам и падежам | | Текущий Фронтальный опрос | |
121 | | | Повторение пройденного. (Развитие речи) | | | Работа в группах | Презентация |
122 | | | Имя прилагательное | Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам | | Текущий Фронтальный опрос | |
123 | | | Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных | Закреплять знания, полученные при изучении данной темы | Применять различные способы проверки безударных гласных в окончании существительных | Текущий Фронтальный опрос | |
124 | | | Контрольный диктант за 3-ю четверть | Проверка знаний | Выполнять комплексную работу. | Диктант | |
125 | | | Работа над ошибками | | | | |
126 | | | Имя прилагательное | Ознакомление с именами прилагательными в роли сказуемых | Определять в предложении сказуемое , выраженное именем прилагательным | Текущий Фронтальный опрос | |
127 | | | Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие | Правописание окончаний имён существительных. Самостоятельное выполнение упражнений в рабочей тетради | Сравнивать и правильно писать окончания имён существительных на –ий, -ия, -ие. | Текущий Фронтальный опрос | |
128 | | | Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие | Правописание окончаний имён существительных. Самостоятельное выполнение упражнений в рабочей тетради | Сравнивать и правильно писать окончания имён существительных на –ий, -ия, -ие. | | |
129 | | | Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных | Закрепление навыков написания безударных окончаний имен существительных | Применять различные способы проверки безударных гласных в окончании существительных | Тест | |
130 | | | Качественные имена прилагательные | Имя прилагательное качественное. Ознакомление со значением прилагательных, со степенями сравнения имен прилагательных. Образование прилагательных с приставкой не-, с суффиксами -оват-, -еват-, -оньк-, -еньк- | Понимать значение термина "качественные имена прилагательные". | Текущий Фронтальный опрос | |
131 | | | Качественные имена прилагательные | Имя прилагательное качественное. Ознакомление со значением прилагательных, со степенями сравнения имен прилагательных. Образование прилагательных с приставкой не-, с суффиксами -оват-, -еват-, -оньк-, -еньк- | Работать с таблицей форм сравнения качественных прилагательных | Текущий Фронтальный опрос | |
132 | | | Изложение с элементами сочинения | Ознакомление с правилом составления текста-рассуждения. Написание текста по плану. Создание текста-рассуждения. Анализ текста | Выполнять комплексную работу с текстом | Изложение | |
133 | | | Степени сравнения качественных прилагательных | | | Текущий Фронтальный опрос | |
134 | | | Правописание окончаний имён прилагательных | Изменение прилагательных по падежам | Осваивать способ проверки безударных гласных в окончании прилагательных | Текущий Фронтальный опрос | |
135 | | | Учимся писать изложение | Ознакомление с написанием текста с элементами сочинения | Применять алгоритм написания изложения | | |
136 | | | Степени сравнения качественных прилагательных | | | Текущий Фронтальный опрос | |
137 | | | Правописание окончаний имен прилагательных | Обучение правильному написанию окончаний имен прилагательных | Осваивать способ проверки безударных гласных в окончании прилагательных | Текущий Фронтальный опрос | |
138 | | | Краткая форма качественных прилагательных | Выполнение упражнений по выбору. Наблюдение за языковым материалом в устной и письменной речи | Наблюдать за образованием краткой формы качественных прилагательных. | Текущий Фронтальный опрос | |
139 | | | Правописание окончаний имен прилагательных | Работа над развитием умений классифицировать слова с буквами о и е в окончании | Осваивать способ проверки безударных гласных в окончании прилагательных | Текущий Фронтальный опрос | |
140 | | | Контрольное списывание по теме «Окончания имен прилагательных» | Обучение списыванию текста | | Списывание | |
141 | | | Учимся писать сочинение | Работа над развитием умений исправлять нарушения в тексте | Выполнять комплексную работу с текстом | Сочинение | |
142 | | | Относительные имена прилагательные | Упражнение в классификации имен прилагательных. Обсуждение и отработка правила: что обозначают имена прилагательные, имеют ли они степени сравнения, какие формы у них есть | Понимать значение термина "относительные имена прилагательные". | Текущий Фронтальный опрос | |
143 | | | Правописание относительных прилагательных | Обучение в применении правила правописания -н- и -нн- | Правильно писать относительные имена прилагательные | Текущий Фронтальный опрос | |
144 | | | Как образуются относительные прилагательные | Наблюдение за языковым материалом. Работа над развитием умения образовывать относительные имена прилагательные суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами | Запомнить алгоритм словообразовательного анализа | | |
145 | | | Правописание относительных прилагательных | Работа над совершенствованием умений образовывать слова по схемам. Классификация слов с суффиксами -oв-, -ан-, -ян-, -енн- | Правильно писать относительные имена прилагательные | Текущий Фронтальный опрос | |
146 | | | Учимся писать сочинение | Анализ текста. Работа с рисунком | Выполнять комплексную работу с текстом | Сочинение | |
147 | | | Относительные имена прилагательные | Классификация имён прилагательных на качественные и относительные | Правильно писать относительные имена прилагательные | Текущий Фронтальный опрос | |
148 | | | Относительные имена прилагательные | | Правильно писать относительные имена прилагательные | Текущий Фронтальный опрос | |
149 | | | Притяжательные имена прилагательные | Коллективное обсуждение правила и наблюдение над притяжательными прилагательными | Понимать значение термина "притяжательные имена прилагательные". | Текущий Фронтальный опрос | |
150 | | | Правописание притяжательных прилагательных | Работа с языковым материалом | Наблюдать за особенностями написания некоторых форм притяжательных прилагательных | | |
151 | | | Повторение. Составление текста по его части | Обучение выделению основного в тексте | Выполнять комплексную работу с текстом | | |
152 | | | Повторяем фонетику и состав слова | Словообразование. Обучение устанавливанию связи изученного материала с ранее пройденным | Пользоваться алгоритмом при выполнении фонетического анализа слова | Работа в группах, парах, самостоятельная работа | |
153 | | | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное и его грамматические признаки» | Выполнение тестовых контрольных заданий | Выполнять тестовые задания с разными вариантами выбора ответов. Оценка результатов работы; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | Контрольная работа | |
154 | | | Работа над ошибками | | Находить и исправлять ошибки | | |
155 | | | Правописание сравнительной степени имен прилагательных | Сравнительная степень имен прилагательных | | Текущий Фронтальный опрос | |
156 | | | Правописание превосходной степени имен прилагательных | Превосходная степень имен прилагательных | | Текущий Фронтальный опрос | |
157 | | | Правописание краткой формы имён прилагательных | Краткая форма имени прилагательного | | Текущий Фронтальный опрос | |
158 | | | Местоимение | Введение понятия местоимение. Нахождение местоимений в тексте | Наблюдать за функцией и значением местоимений | Текущий Фронтальный опрос | |
159 | | | Работаем с текстом | Обучение умениям работать в группах, индивидуально по выполнению самостоятельно выбранного задания | Выполнять комплексную работу с текстом | Работа в группах | |
160 | | | Диагностическое обследование №3 | | | Диагностика | |
161 | | | Личные местоимения | Обучение нахождению местоимений и слов, которые они заменяют | Распределять местоимения по лицам | | Презентация |
162 | | | Личные местоимения | Коллективное обсуждение правила | Распределять местоимения по лицам | Текущий Фронтальный опрос | |
163 | | | Правописание местоимений с предлогами | Упражнение в замене имён существительных местоимениями | Правильно писать местоимения с предлогами. Учебно-познавательные, (умение задавать вопросы. обозначить своё понимание и непонимание к изучаемой проблеме | Текущий Фронтальный опрос | |
164 | | | Как изменяется местоимение | Изменение имён существительных по падежам (склонение) | Наблюдать за изменением и использованием в предложении местоимений | | |
165 | | | Контрольный диктант за год | Проверка умения выполнять грамматические задания | | Диктант | |
166 | | | Работа над ошибками | | | | |
167 | | | Правописание местоимений | Ознакомление с изменением местоимений. Упражнение в определении грамматических признаков местоимений | Правильно писать местоимения. | Текущий Фронтальный опрос | |
168 | | | Как изменяется местоимение | Обучение записи местоимений с предлогами | Наблюдать за изменением и использованием в предложении местоимений | Текущий Фронтальный опрос | |
169 | | | Повторение пройденного: фонетический разбор | Выполнение упражнений в грамматической тетради; проверка навыков выполнения самостоятельной работы | Оценка результатов работы; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | | |
170 | | | Повторение пройденного: фонетический разбор | Выполнение упражнений в грамматической тетради; проверка навыков выполнения самостоятельной работы | Оценка результатов работы; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | | Презентация |
1. Кубышева, М.А. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе "Школа 2000..." / М.А. Кубышева, Л.Г. Петерсон, Е.А. Гусева. -М.: Ювента, 2010.
2. Портфолио в начальной школе : тетрадь младшего школьника /авт.-сост. Б.А. Андреева, Н.В. Разваляева. - Волгоград : Учитель, 2010.
3. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А.Б. Воронцов [и др.]; под ред. А.Б. Воронцова. - М.: Просвещение, 2010.
4. Формирование универсальных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : http://school-collec4ion.edu.ru
2. Образовательный портал. - Режим доступа : www.uroki.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материал к уроку). - Режим доступа : www.festival.1september.ru
5. Учебно-методический портал. - Режим доступа : http://www.uchmet.ru
6. Портал компании «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа : http://www.km.ru
1. Большая электронная энциклопедия (CD).
2. Интегрированная среда для поддержания учебного процесса в начальной школе (CD).
1. Иллюстрации (плакаты, альбомы и др.).
2. Комплект таблиц "Русский язык". 3 класс.
1. DVD-плеер (видеомагнитофон).
2. Телевизор.
3. Компьютер.
4. Мультимедийная доска.
5. Медиапроектор.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Штатив для таблиц.
3. Укладкк для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
4. Шкаф для хранения таблиц.
5. Ящики для хранения наглядных пособий.
Компьютерный стол.
Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и соответственно как безусловный учебный успех ребенка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется методом сложения, при котором фиксируются достижения опорного уровня его превышения.
Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых третьеклассниками с предметным содержанием. Совокупность контрольных работ должна демонстрировать нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий и результатов обучения.
I вариант предусмотрен для учеников, испытывающих трудности в обучении русскому языку.
II вариант – для учеников со средней успеваемостью.
III вариант (самый сложный) – для хорошо успевающих учеников.
«2» - если ученик не справился с большинством заданий.
«2» - если ученик набрал менее 7 (от 0 до 6) баллов.
«2» - если допущено пять и более ошибок.
«3» - за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках;
«2» - за невыполненное задание.
За исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой – за общее впечатление от работы.
«2» - за работу, в которой четыре ошибки и более.
«2» - за работу, в которой три – пять ошибок.