kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык и литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку. Имя прилагательное.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык и литература»

Учитель:Абдулханова М. Ш.

Дата:

Тема. Сложноподчинённое предложение.


Цель: формирование умений находить главное и придаточное предложения; определять место придаточного, его связи с главным; производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочинённых сложноподчинёнными; правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении.


Ход урока.


1. Проверка домашнего задания (упражнение 76-ое).


ИдеАлы, прогрЕССивный, мировоЗЗрение, интЕрнациональный, гиганТский, колОССальный, совремЕННик, тружЕНики, прИвИлегированный, чуВствовать, чеСтвовать, эшЕлоны, прЕобразовать, колоННы, програММист, кОмпьютер, пАрламентский.

(Гигантский и колоссальный - слова-синонимы. Значение чего-то большого, внушительного, впечатляющего, имеющего огромное значение.)


- Ребята, прочтите мне составленные вами словосочетания со словами МИРОВОЗЗРЕНИЕ, КОЛОССАЛЬНЫЙ, СОВРЕМЕННИК, КОМПЬЮТЕР, ПАРЛАМЕНТСКИЙ.

(Например, мировоззрение художника (образ мыслей и видение мира художником), колоссальный улов (впечатляющий улов), современник Пушкина (человек, живущий в одно время с Пушкиным), персональный компьютер (личная электронно-вычислительная машина), парламентское решение (решение членов парламента, высшего законодательного представительного органа многих государств)).


2. Слово учителя.

- Хорошо, ребята. Мы с вами изучили уже сложносочинённые предложения, выявили их особенности. Говорили также и о сочинительных союзах в таких предложениях. Сегодня же на уроке речь пойдёт о второй группе сложных союзных предложений: о сложноподчинённых предложениях.

Тема урока так и звучит: Сложноподчинённые предложения. (Запись темы в тетрадях.)


Но прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, какие предложения называются сложными?

(Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или более простых предложений.)

А что вы знаете о сложноподчинённых предложениях на данный момент?

(Сложноподчинённые предложения – это такие предложения, в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами, например : 1) Сделано всё, ЧТОБЫ я мог работать спокойно. 2) Выехали в едва зазеленевшие поля, НАД КОТОРЫМИ в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок.)

Вы уже знаете, что в состав сложноподчинённого предложения входит ГЛАВНОЕ и ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.


3. Анализ предложений. На доске записано предложение. Учащиеся должны расставить в нём знаки препинания.

«Слово о полку Игореве» уникальное художественное произведение повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.

(«Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли. В предложении одна грамматическая основа: «Слово о полку Игореве» - подлежащее, произведение – сказуемое. Есть обособленно определение, выраженное причастным оборотом («повествующее о воинских подвигах»). Значит предложение простое, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом.)

Задание: переделайте предложение так, чтобы оно стало сложноподчинённым. Запишите, подчеркните грамматические основы, начертите его схему. («Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, которое повествует о воинских подвигах русичей в защиту родной земли. В предложении две грамматические основы: «Слово о полку Игореве» - подлежащее, произведение – сказуемое; повествует – сказуемое. Есть союзное слово которое. Значит предложение сложноподчинённое.)


Схема : [ ] , (которое …).


4. Чтение материала, данного в учебнике.

5. Закрепление материала. Запись предложений под диктовку.


1) Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений и автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей. (Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений, и автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей. В предложении две грамматических основы : 1 - опасность нависла; 2 – автор призывает. Есть сочинительный соединительный союз И. значит предложение сложносочинённое.)

Задание : начертите схему предложения.


Схема: ( ), и ( ).

Замените предложение (устно) сложноподчинённым с придаточным, отвечающим на вопросы ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?


(Над Русью нависла грозная опасность, поэтому автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей.)

Сравните оба предложения. Что между ними общего и чем они отличаются?

(Оба предложения сложные, но смысловые отношения между их частями различны: в первом обе части сложного равноправны; во втором – нет.)


2) Несмотря на трагические события, описанные в «Слове…», оно оптимистично, потому что автор эпохи Древней Руси верил в неисчерпаемые силы народа.

Задание : доказать, что предложение сложноподчинённое. Начертить схему.

(В предложении две грамматические основы: 1 – оно оптимистично; 2- автор верил. Есть союз ПОТОМУ ЧТО. Значит предложение сложноподчинённое.)

Схема : [ ], (потому что…).


6. Обобщение.

- Теперь давайте обобщим, всё, что вы узнали сегодня на уроке.


Так какие же предложения называются сложноподчинёнными? (Сложноподчинёнными называются такие предложения, в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами.)

Почему такие предложения называются сложноподчинёнными? В чём их особенность?

(В сложноподчинённом предложении выделяются главное и придаточное предложения. Придаточное предложение зависит от главного, и в нём употребляется подчинительный союз или союзное слово.)

А в чём различие сложносочинённого и сложноподчинённого предложений?

(В сложносочинённом предложении нет и не может быть придаточных предложений, т.к. оба простых предложения, входящих в состав сложносочинённого, обладают равноправностью, например: 1) Налетает ветер, и через минуту-другую всё скрывается в темноте. 2) В глубине дупла послышался шорох, и мы вдруг увидели там толстую змею, свернувшуюся в огромное кольцо. В сложноподчинённом же предложении простые, входящие в его состав, не обладают равноправностью. Придаточное предложение зависит от главного.)

С помощью чего могут быть связаны в сложноподчинённом предложении простые?

(С помощью союзов и союзных слов.)

Являются ли союзы членами придаточного предложения?

(Нет.)

Можно ли сказать то же самое о союзных словах, связывающих простые предложения в сложноподчинённом предложении?

(Нет. Союзные слова являются членами предложения.)

Какие три группы выделяются среди союзных слов?

(1 - слова, которые всегда являются союзными словами; 2 – слова, которые всегда являются союзами; 3 - слова, которые выступают то как союз, то как союзное слово.)

Назовите слова, которые могут выступать в сложноподчинённом предложении то как союз, то как союзное слово.

(Что, когда, как).


7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание (запись его на доске): прочитать § ; особое внимание обратить на таблицу, помещённую в учебнике, выполнить упражнение.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русский язык и литература

Автор: Абдулханова Мубарик Шарпудиновна

Дата: 20.03.2024

Номер свидетельства: 647582

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Интегрированный урок (информатика, русский язык, литература) "
    ["seo_title"] => string(60) "intieghrirovannyi-urok-informatika-russkii-iazyk-litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "163629"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422520784"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
    ["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "220207"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434545723"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "План предметной недели "Весна идёт-весне дорогу!" ( русский язык, литература, иностранные языки)"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_predmetnoi_nedeli_vesna_idiot_vesne_dorogu_russkii_iazyk_literatura_inostra"
    ["file_id"] => string(6) "649747"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1714226668"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Интегрированный урок (математика, русский язык, литература) Тема: Интересно о вкусном и полезном. "
    ["seo_title"] => string(100) "intieghrirovannyi-urok-matiematika-russkii-iazyk-litieratura-tiema-intieriesno-o-vkusnom-i-polieznom"
    ["file_id"] => string(6) "217900"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433510301"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Доклад на тему межпредметные связи на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(76) "doklad_na_temu_mezhpredmetnye_sviazi_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "529689"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575215165"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства