Просмотр содержимого документа
«Русский язык и литература»
Учитель:Абдулханова М. Ш.
Дата:
Тема. Сложноподчинённое предложение.
Цель: формирование умений находить главное и придаточное предложения; определять место придаточного, его связи с главным; производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочинённых сложноподчинёнными; правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
(Гигантский и колоссальный - слова-синонимы. Значение чего-то большого, внушительного, впечатляющего, имеющего огромное значение.)
- Ребята, прочтите мне составленные вами словосочетания со словами МИРОВОЗЗРЕНИЕ, КОЛОССАЛЬНЫЙ, СОВРЕМЕННИК, КОМПЬЮТЕР, ПАРЛАМЕНТСКИЙ.
(Например, мировоззрение художника (образ мыслей и видение мира художником), колоссальный улов (впечатляющий улов), современник Пушкина (человек, живущий в одно время с Пушкиным), персональный компьютер (личная электронно-вычислительная машина), парламентское решение (решение членов парламента, высшего законодательного представительного органа многих государств)).
2. Слово учителя.
- Хорошо, ребята. Мы с вами изучили уже сложносочинённые предложения, выявили их особенности. Говорили также и о сочинительных союзах в таких предложениях. Сегодня же на уроке речь пойдёт о второй группе сложных союзных предложений: о сложноподчинённых предложениях.
Тема урока так и звучит: Сложноподчинённые предложения.(Запись темы в тетрадях.)
Но прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, какие предложения называются сложными?
(Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или более простых предложений.)
А что вы знаете о сложноподчинённых предложениях на данный момент?
(Сложноподчинённые предложения – это такие предложения, в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами, например : 1) Сделано всё, ЧТОБЫ я мог работать спокойно. 2) Выехали в едва зазеленевшие поля, НАД КОТОРЫМИ в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок.)
Вы уже знаете, что в состав сложноподчинённого предложения входит ГЛАВНОЕ и ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
3. Анализ предложений. На доске записано предложение. Учащиеся должны расставить в нём знаки препинания.
«Слово о полку Игореве» уникальное художественное произведение повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.
(«Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли. В предложении одна грамматическая основа: «Слово о полку Игореве» - подлежащее, произведение – сказуемое. Есть обособленно определение, выраженное причастным оборотом («повествующее о воинских подвигах»). Значит предложение простое, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом.)
Задание: переделайте предложение так, чтобы оно стало сложноподчинённым. Запишите, подчеркните грамматические основы, начертите его схему. («Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, которое повествует о воинских подвигах русичей в защиту родной земли. В предложении две грамматические основы: «Слово о полку Игореве» - подлежащее, произведение – сказуемое; повествует – сказуемое. Есть союзное слово которое. Значит предложение сложноподчинённое.)
Схема : [ ] , (которое …).
4. Чтение материала, данного в учебнике.
5. Закрепление материала. Запись предложений под диктовку.
1) Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений и автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей. (Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений, и автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей. В предложении две грамматических основы : 1 - опасность нависла; 2 – автор призывает. Есть сочинительный соединительный союз И. значит предложение сложносочинённое.)
Задание : начертите схему предложения.
Схема: ( ), и ( ).
Замените предложение (устно) сложноподчинённым с придаточным, отвечающим на вопросы ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?
(Над Русью нависла грозная опасность, поэтому автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей.)
Сравните оба предложения. Что между ними общего и чем они отличаются?
(Оба предложения сложные, но смысловые отношения между их частями различны: в первом обе части сложного равноправны; во втором – нет.)
2) Несмотря на трагические события, описанные в «Слове…», оно оптимистично, потому что автор эпохи Древней Руси верил в неисчерпаемые силы народа.
Задание : доказать, что предложение сложноподчинённое. Начертить схему.
(В предложении две грамматические основы: 1 – оно оптимистично; 2- автор верил. Есть союз ПОТОМУ ЧТО. Значит предложение сложноподчинённое.)
Схема : [ ], (потому что…).
6. Обобщение.
- Теперь давайте обобщим, всё, что вы узнали сегодня на уроке.
Так какие же предложения называются сложноподчинёнными? (Сложноподчинёнными называются такие предложения, в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами.)
Почему такие предложения называются сложноподчинёнными? В чём их особенность?
(В сложноподчинённом предложении выделяются главное и придаточное предложения. Придаточное предложение зависит от главного, и в нём употребляется подчинительный союз или союзное слово.)
А в чём различие сложносочинённого и сложноподчинённого предложений?
(В сложносочинённом предложении нет и не может быть придаточных предложений, т.к. оба простых предложения, входящих в состав сложносочинённого, обладают равноправностью, например: 1) Налетает ветер, и через минуту-другую всё скрывается в темноте. 2) В глубине дупла послышался шорох, и мы вдруг увидели там толстую змею, свернувшуюся в огромное кольцо. В сложноподчинённом же предложении простые, входящие в его состав, не обладают равноправностью. Придаточное предложение зависит от главного.)
С помощью чего могут быть связаны в сложноподчинённом предложении простые?
(С помощью союзов и союзных слов.)
Являются ли союзы членами придаточного предложения?
(Нет.)
Можно ли сказать то же самое о союзных словах, связывающих простые предложения в сложноподчинённом предложении?
(Нет. Союзные слова являются членами предложения.)
Какие три группы выделяются среди союзных слов?
(1 - слова, которые всегда являются союзными словами; 2 – слова, которые всегда являются союзами; 3 - слова, которые выступают то как союз, то как союзное слово.)
Назовите слова, которые могут выступать в сложноподчинённом предложении то как союз, то как союзное слово.
(Что, когда, как).
7. Выставление оценок.
8. Домашнее задание (запись его на доске): прочитать § ; особое внимание обратить на таблицу, помещённую в учебнике, выполнить упражнение.
object(ArrayObject)#893 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}