Вспомним А.С.Пушкина Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской. -Прочитайте вслух отрывок. Нарисуйте мысленно эту сказочную картину. Теперь подумайте, что означает старинное слово ЧРЕДОЙ ? -Наверное, когда вы мысленно рассматривали описанную поэтом картину, перед вами один за другим по очереди появились из морских вод прекрасные витязи. От этого слова ЧРЕДА или ЧЕРЕДА произошел глагол ЧЕРЕДОВАТЬСЯ. Его употребляют, когда что-то или кто-то сменяется по очереди. Чередоваться могут и звуки, при чем как гласные ,так и согласные. ( в тетради записываем число ,тему урока) - На какие две группы делятся звуки? -Чем гласные звуки отличаются от согласных? -Обратите внимание на доску(.Таблица) -Определите в какой колонке чередуются гласные, а в какой согласные звуки. (Сделать вывод: чередуются и гласные и согласные, обратить внимание, что чередование обозначается двумя косыми линиями //) -Чередования бывают разные: 1.В одних случаях согласные чередуются, а письмо как будто не замечает чередования. Произнесите вслух. РЫБА – много РЫБ//П ЯГОДА – много ЯГОД//Т 2.В других случаях письмо замечает чередование. (На доске и в тетрадь записываем несколько примеров) Ходить – хожу (д//ж) Друг – друзья - дружить (г//з//ж) |